Согласно А.Колтыпину http://www.dopotopa.com/yakshi.html
Якши считались богами или богинями плодородия. В "Вишну Пуране" якши относятся к змеям или пресмыкающимся. Буддийская мифология относит якшей, в особенности их женских особей, к крайне опасным существам, питаюшися человеческим мясом, пьющим кровь детей и истязающим мужчин. В мифологии ваджраяны якшини - жуткие демоницы.
В "Махабхарате" они, как и ракшасы, пользуются летающими колесницами, перемещаясь на них на большие расстояния. Характерными особенностями якшей - владение "мистическим могуществом" и черной магией. Внешний облик якшей непостоянен, они, как и ракшасы, были способны к оборотничеству. В "Рамаяне" говорится, что якши могли превращаться в ракшасов, и наоборот, ракшасы - в якшей.
Якшини были красивыми и обольстительными девушками с широкими бедрами, узкой талией, огромными глазами и черными волосами. Огромные всевидящие глаза цвета светлой меди были характерны для всех якшей; они могли замечать врага еще издалека.
Якшини умудрялись соблазнять даже мудрецов-аскетов, они были непременными персонажами эротических скульптурных изображений индусских храмах. Сохранились превосходные фрески и статуи якшинь, например, многочисленные рельефные изображения в индийских ступах I тысячелетия до н.э. в Бхархуте, Санчи и Амаравати, знаменитая скульптура якшини из Дидарганджа, созданная во II в. до н.э. и т.д.
Как мы видим, наш уважаемый Александр Викторович «изображает» якшинь с черными волосами и глазами цвета светлой меди, характерными для всех якшей, и считает, что это они изображены на эротических фресках Каджурахо. Более того, якшини, как и апсары, летают на воздушных колесницах. Так и хочется спросить, а кто не летал в те времена на колесницах? По-моему все летали.
Итак, кто такие якшини?
Происхождение
Отцом якшинь считается либо Пуластья, либо Брахма, из стопы которого, согласно «Вишну Пуране», они родились одновременно с ракшасами. (Кстати, Пуластья – это один из семи "разумом-рожденных" сынов Брахмы, и он же
прославленный отец нагов, и по одной из версий, от него же произошли ванары(обезьяны), киннары, ракшасы (Мбх. I 60, 7), гандхарвы и якши. Слово "якши" явно неарийского происхождения. Когда-то оно означало "нечто чудесное" и использовалось, как правило, в отношении богов. В индийской мифологии богиня связывалась с плодовитостью земли, любви, и красоты. Якшини, скорее всего, произошли от культа богини-матери и культа плодородия ранних дравидов, а впоследствии были поглощены буддизмом, индуизмом и джайнизмом. Впервые они встречаются в «Атхарваведе» (VIII Ю, 28; XI 9, 24)
В индуизме, буддизме и джайнизме якши и якшини - одна из разновидностей природных духов, ассоциируемых с деревьями и выступающих хранителями природных сокровищ. Якши и якшини — духи подземных недр и сил природы, тесно связанные с культом плодородия. Например, в южноиндийском штате Керала, якшини изображаются как чародейки-вампиры. Как правило, они были благожелательны к людям. С одной стороны, якша может быть совершенно безобидным существом, ассоциируемым с лесами и горами, а с другой — подобным ракшасе монстром-людоедом, злым духом или демоном, поедающим путников в лесной глухомани. Якшини тоже могли быть опасны для людей: порой они истязали мужчин, ели человеческое мясо и пили кровь детей. Якшини составляют один из разрядов демониц, входящих в свиту богини Дурги-Кали. Это потом, позднее, якшини – это уже, в основном, красивые девушки с явно выраженными признаками плодородия.
Согласно распространённой среди джайнов легенде, царь богов Индра повелел якшам и якшиням следить за благополучием тиртханкаров («тот, кто нашел и показал путь к спасению», в джайнизме - человек, достигший просветления благодаря аскезе, и ставший примером и учителем для других): по этой причине они и окружают каждого джину во время его земной жизни. (Джина — «победитель». Это титул в джайнизме, его присваивают наиболее почитаемым религиозным учителям, достигшим дхармы и освободившимся от сансары). Джайны обращаются к якшам и якшиням в надежде на получение разного рода немедленных результатов, для чего этим божествам и отводится определённое место в храмах. В частности, некоторые якши, известные своей способностью даровать своим почитателям детей или богатство, благодаря этому стали весьма популярными: Упоминание их в «Харивамша Пуране» (783 г. н.э.) в качестве шасана-деват положило начало концепции божеств-охранителей. То есть согласно джайнским представлениям, шасана-девата - пара божеств из числа якшей, являются хранителями, сопровождающими каждого из тиртханкаров.
В буддизме якши и якшини считались низшими божествами, однако их роль значительна: в широком смысле они были охранителями учения, а в узком — охраняли буддийский храм от злых духов, в силу этого их часто изображали попарно на воротах и оградах ступ и других культовых построек.
Кстати, надо отметить, что фигуры апсар также украшают буддистские памятники Индии, созданные ещё до нашей эры. Спутницы богов и символы райского блаженства, они одновременно были напоминанием о соблазнах на пути духовного самосовершенствования.
Изображения якшини
Якши и якшини относятся к категории божеств, называемой «вьянтара» («блуждающие»), обладающей рядом сверхъестественных сил, включая, в частности, способность изменять свои размер и форму.
В индийском искусстве якши (мужчины) изображаются иногда сильными и прекрасными юношами, иногда - карликами с отвислыми животами и короткими ногами и руками, т.е. либо как грозные воины, либо как толстые гномы. Вообще, лесные якши, особенно женщины-якшини, не отличались кровожадностью своих старших братьев ракшасов-людоедов, и выглядели почти как небесные апсары-танцовщицы. Но если «больше» означает «лучше», то якшини, конечно, «обошли» апсар. Если бедра, так всем бедрам бедра, если грудь, так прямо мечта художника, если губы, так вся сладость плодов манго, если волосы – то водопад шелка; ну а если лоно, то соответственно… Так что, якши-женщины, называемые якшини, изображаются как красивые, улыбающиеся, круглолицые девушки с большой грудью и бёдрами, подтверждая свои мифологические функции – культ плодородия.
Якшини в скульптуре
Мир духов индийской мифологии многообразен и неординарен. Среди полубожеств древнеиндийской мифологии выделяются несколько основных существ женского пола. Прежде всего, это: нагини, женские духи изобилия якшини, лесные нимфы - врикшаки, водяные нимфы, некое подобие русалок, небесные танцовщицы апсары, связанные с искусствами (танцем и музыкой). Танец, будучи важной частью как древнеиндийского ритуала, так и светской жизни, занимал главенствующее положение в изобразительном искусстве. Наиболее развитый образ небесной танцовщицы можно встретить в скульптурном декоре пещер Аджанты.
Трактовать символику тех или иных существ однозначно очень трудно. Если одни характеризуются какими-то конкретными признаками, то другие определяются неопределёнными чертами. Чаще всего трудно провести чёткую грань между духами небесных сфер или легендарными нимфами и образами женщины из рода человеческого. Часто образ может быть наделён качествами женщины вполне определённого ранга или профессии, а какие-то предметы, расположенные рядом с ней, будут указывать на её неземное происхождение. Одним из таких противоречивых образов можно считать образ лесной дриады, т.е. врикшаки, или якшини, разница между которыми, в конечном счете, не так уж явственна.
Обычно, якшини часто изображаются стоящими на постаментах. Часто бывает так, что изображения девушек в виде якшинь представляют не мифических существ, а обычных женщин, занятых определённым делом. Изображения якшинь, где их сверхъестественная природа более явственна, выражены в образе хранительницы растительного царства, и тогда их называют врикшаки.
Они являются лесными обитательницами, живущими на деревьях и охраняющими растительный мир. Изображение этих лесных нимф также восходит к древним культам плодородия и почитанию плодоносящих сил земли. Для древних земледельцев была типична ассоциация женщины с плодоносящим деревом, растением. При священном дереве издревле совершались обряды, трактуемые как священный брак. Известны так же символические брачные обряды женщины-богини и дерева, приуроченные к смене календарного цикла и призванные магическим путем обеспечить правильный ход времени, например, своевременный приход муссона, а значит, и благоденствие всего коллектива. Также в земледельческой культуре совершались обряды плодородия с женщиной, у которой были наиболее развиты соответствующие органы, чтобы вызвать дождь для орошения земли или обеспечить хороший урожай. Все изображения древесных дев послеживают линию связи с первобытными культами богини растительного царства и продолжают своё шествие и в средневековой скульптуре.
В принципе, все женские фигуры олицетворяют плодородие, а якши особенно - силу и изобилие. Откровенно чувственные женские фигуры обхватывают ствол или ветви дерева, обнаженный стан древесной богини изящно изгибается, руки тянутся к стволу мангового дерева и его пышной кроне. Соответственно, эталоном красоты женщины и богини плодородия являются подчеркнуто округлые бедра и бюст. Движения женщины легки и грациозны, поза свободна и естественна. Но, следует заметить, что в целом форма и декоративная проработка фигур заимствованы из движений и позиций танца, который всегда был источником вдохновения для индийских художников.
Обратите внимание, что изящество и эротизм взяты у апсар! Поскольку, поначалу в статуях якшинь, датируемых первыми веками до нашей эры, просматриваются грузные, тяжелые формы, и, хотя их исполнение технически несовершенно, они создают впечатление первозданной силы, лишь впоследствии такие формы практически отсутствуют. Уже потом якшинь стали изображать улыбающимися и танцующими — чаще всего в позе трибханга (одна нога согнута, а верхняя часть тела изгибается к бедру), эта поза придает фигуре иллюзию жизни и движения.
Давайте посмотрим на якшини из Дидарганджа (ок. II в. до н. э., Музей Патна, Бихар (Индия), о которой говорит А. Колтыпин. Богиня в образе молодой женщины стоит держа в руках опахало. У нее пышные, тяжелые формы — широкие бедра, чуть выступающий живот, пышная грудь. Как сказалбы экскурсовод, превосходная полировка придает статуе завершенность, а крупные формы якшини удивительно сочетаются с мельчайшими деталями ее одежды и украшений. Подчеркнуто выпуклый живот якшини - характерный признак низших божеств, напоминающий о связи полноватости с идеей плодородия.