Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 04 ноя 2018, 10:25

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 54. О посольстве Ионы, бывшего прообразом не только погребения тридневного, но и воплощения.


И так, послал Бог Сына Своего, но как послал? Если бы Он послал Его просто и как придется, то кто поверил
бы Ему, что Он есть Сын Божий? Ей, верим мы Ему, но почему верим? Мы верим потому, что родился Он
чудесно, как прообразовал Его пророк Иона.

Когда послал Бог Иону в Ниневию проповедовать, то сначала ожесточил сердце его, а потом повелел идти. Иона
бежал в другое место, но укрыться от Бога не мог, потом пошел в Ниневию. И так первое его бегство было промысли-
тельно попущено Богом, чтобы ему прийти в Ниневию чудесно, во чреве кита. Ибо, если бы он пришел просто и как придется,
то не стали бы ему верить.
Ради этого вошел он предварительно в чрево рыбы, во образ Сына Божия, вошедшего волею во
чрево человеческое; через три дня Иона вышел из рыбы на берег Ниневии и стал проповедовать.
Ниневитяне поверили,
так как увидели, что Иона невредимо вышел из рыбы. Подобно этому, Сын, Слово Божие, вышел из утробы Девы Марии, и
никакая человеческая скверна не коснулась Богородицы.
Подобно тому, как Иона оставался во чреве рыбы и по трех
днях невредимо вышел, так и Всесвятая Дева родила неискусомужно Сына Своего, Младенец не поболел, а Дева Богоро-
дица не искусилась в девстве Ее, но и по рождестве, как и до рождества, пребыла Она нетленной; посему говорится:
«До рождества Дева, в рождестве Дева и по рождестве Дева...»

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 05 ноя 2018, 12:41

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 55. Посольство Крестителя.


Бог предсказал о пророчестве верных пророков Своих, говоря: «Глас вопиющего в пустыни, уготовайте путь
Господень» (Ис. 40, 3). Кто же есть сей глас в пустыни? Глас есть Иоанн Креститель, вопль есть - покаяние, а пустыня -
проповедь покаяния, ибо тот, кто привлекается проповедью покаяния, делает себя пустым от всех благ земных.
Сего
ради и сказано, что проповедал Иоанн в пустыне иудейской. Еще смысл имеет пустыня - преступление заповедей, Иудея
же - непокорство человеческое, ибо люди не покоряются заповедям Божиим, как иудеи. Проповедовал Иоанн глаголы
скрижалей, которые рек Моисею Бог: чти отца твоего и матерь твою; не прелюбы сотвори; не кради; не убий; не лже-
свидетельствуй против ближнего твоего; не пожелай жены ближнего твоего: ни села его, ни раба его.
Сии и другие
подобные глаголы гласили скрижали Моисея. Предтеча же в своей проповеди толковал глаголы скрижалей в призыве
к покаянию.
Посему говорится: в пустыне вопиет Предтеча. Да, вопиет, но что вопиет? Вопиет и говорит: «Покайтеся, приблизилось
бо Царствие Небесное» (Мк. 1, 15). Что же означают сии слова? Приблизилось Царство Небесное есть сие. Господь Бог,
видя непокорство человека, совет сотворил послать возлюбленного Своего Сына - не постыдятся ли Его, не покорятся
ли Единородному Его Сыну?

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 06 ноя 2018, 12:31

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 56. Как исполнять в монашестве заповедь о почитании отца и матери.


Заповедь говорит: «Чти отца твоего и матерь твою». Это означает сие: Отец для человека есть Сын Божий, Матерь
же есть Святая Дева Мария, из Которой Он воплотился и вочеловечился,
чтобы ты всю любовь твою и все почи-
тание твое всецело имел к Сыну Божию и пламенною любовию любил бы Матерь, Всесвятую Владычицу нашу
Богородицу и Приснодеву Марию.
Если же любишь и чтишь Всесвятую Богородицу вместе с Сыном Ее, то чтишь и любишь также мать и отца твоего по
плоти; ради сего и изрек Бог эти глаголы в скрижали Моисея: «Чти отца твоего и матерь твою» и «Люби ближнего твоего,
как себя». Если же ты не чтишь отца твоего и матерь твою, которых видишь каждый день перед собою, то как возможешь
любить Сына Божия и Матерь Его, Которых не видишь? И как говоришь, что любишь Бога, если ненавидишь отца своего
и матерь свою; если ты говоришь, что любишь Бога, то лжешь пред Богом (1) .

Отец же есть старец твой, а мать - духовник твой. Итак, если не любишь старца твоего и духовника твоего, если ты
еще и преслушлив к старцу твоему и духовнику, не имеешь их в почете, противоречишь тому, что они тебе говорят, а
при всем том говоришь, что любишь Бога, то ты лжец пред Богом. Тогда только не подобает слушаться старца своего,
когда он блудник, еретик или ведет тебя на путь погибели и к догматам еретическим. Подобно же и духовника твоего,
тогда только да не слушаешь, если он блудник или еретик.
Если же они не таковы, а ты не хочешь любить их и слушаться
их, и говоришь, что любишь Бога, то лжешь пред Богом. И опять, если и любишь старца своего, но не делаешь то, что
он повелевает тебе по Бозе, а говоришь, что соблюдаешь заповеди Божии, то лжешь пред Богом.
Потому-то не сказал Бог в глаголах, которые дал Моисею на скрижалях: «Меня любите» или «Покоряйтесь тому, что
говорю вам», но сказал: «Чти отца твоего и матерь твою». Это значит, если родителей не будете чтить, то не будете
покоряться Мне и глаголам Моим, которые Я изрек на скрижалях, дабы чтили и любили Сына Моего с Материю Его.


(1) Означенные слова довольно близко напоминают 1 Ин. 4, 20.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 07 ноя 2018, 06:15

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 57. Так возлюбил Бог мир, что Сына Своего дал. Кто званые.


Если положил Бог совет послать Единородного Своего Сына, то кто в силах был возбранить Ему, т. е. какие
грехи, злодейства и неблагодарность людей могли остановить этот совет Божиего человеколюбия?
Положил и Авраам совет, т. е. решился принести сына своего в жертву Богу, так как имел чрезвычайную
любовь к Нему. Но совершил ли он совет свой? Нет, не совершил, потому что ему помешали, не люди помешали
ему, но воспрепятствовала тому безграничная милость Божия и любовь благостыни Его.

Какой человек возможет возлюбить Бога больше того, нежели сколько Бог любит человека? Да, человек любит Бога, но
почему же не принес он в жертву сына своего? Очевидно, потому, что не имел такой любви к Богу, какую Бог имеет
к человеку.
Любит человек Бога, но с двойственностью; Бог же никакой двойственности в любви Своей к человеку не имеет. По чрезвы-
чайной Своей любви к человеку принес Бог в жертву Единородного Сына Своего.
Положил человек совет принести в жертву
сына своего, но был остановлен, воспрепятствовал ему в том Бог.
Но Богу кто был бы в силах воспрепятствовать? Сделал
совет и сотворил дело. Совет же Его был: да принесу в жертву Сына Моего и созову званых Моих, дабы возвеселились
в Царстве Моем.
Званые суть грешники, кающиеся. Поэтому, кто кается во грехах, тот возрадуется во Царствии Божием.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 08 ноя 2018, 13:10

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 58. Что значит: «Приблизилось Царство Небесное» и «Уготовьте путь»?


Как только грешник обратится к покаянию, сейчас же оказывается близ Царства Небесного; посему и говорит
в проповеди Предтеча: «Покайтеся, ибо приблизилось Царство Небесное». Или говорится: «В пустыне вопиет
Предтеча Христов: уготовьте пути и стези Бога нашего прямы сотворите» и т. д.
Что значит: уготовьте путь?
Это значит сие: когда царь захочет пойти в какое малое и низшее село, то посылает вперед чиновных своих, чтобы уго-
товали путь, то есть подмели бы. Говорим: чтобы покаялись, обратились, очистились, сиречь, исповедались и просветились.

Спрашиваю я вас: если место плохое, то можно ли ввести царя в него?
Ради того и послал Он сановника Своего, говорим: Предтечу, - дабы уготовал он путь Господень. Итак, село есть человек;
презренное есть преступление. Посему и уподобляю я его селу тому.
Итак, если то село осквернено псилафизмами, загрязнено злым расположением, неочищенно от злосмрадностей, тогда
как возможно царю прийти в то место?
Итак, Бог, увидав такое осквернение, положил в предвечном совете освятить естество человека и сего ради послал Пред-
течу, чтобы он приуготовал путь Господень; потом Сам пришел Бог и исполнил совет Свой о спасении людей.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 09 ноя 2018, 14:20

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 59. О трех предначертаниях предвечного совета.


Но как исполнил Бог совет Свой, чтобы прийти и освятить естество человеческое? Ей, пришел, стал человеком, снова
освятил человека человеческим естеством Своим, т. е. освятил воды во Иордане, потом искупил грех крестными
страданиями человечества Своего, дав Плоть Свою и Кровь Свою в снедь людям.
Почему не сделался Он человеком с обыкновенным зачатием человеческим, но зачался Мариею Девою со словом Божиим
(архангела)?.. Очевидно, потому что должен был воплотиться Великого Совета Ангел, Чуден Советник, посему и Совет Пред-
вечный был о вочеловечении Его. Поэтому Сын Божий воплотился, не с семенем человеческим зачавшись. Но Он стал
совершенный человек, показал Свое человеческое естество тем, что был обрезан нашего ради спасения, вскормлен, послушен
даже до смерти и смерти крестной. Положил Бог в Совете,чтобы Он воплотился, и вот Он воплотился и с промыслительным
воплощением исполнил Совет.

Бог, увидев, что исполнился совет Его о промыслительном воплощении, исполнил и второе Свое предначертание. Оно
заключалось в том, чтобы освятилась рождаемая плоть человеческая, ибо осквернился человек от зачатия; поэтому и был
второй Совет Божий, чтобы освятить человека.
Но как освятить? Так, чтобы и святым сделать. Освятить - это то, что
говорит Предтеча: «Я крещаю вас водою» (Мф. 3, 11), а делать святым есть следующее: «Грядет Крепкий, мене вслед,
Ему же несм достоин отрешити ремень сапогу Его. Сей крестит вы Духом Святым и огнем» (Мф. 3, 11). Это и значит сделать
святым.
Так содеялся и второй совет о оправдании крещением, как о том сказал Исус Иоанну: «Остави ныне, тако бо по-
добает нам исполнити всякую правду» (Мф. 3, 15). Когда Великого Совета Ангел промыслительно воплотился, то испол-
нил первый совет Божий, второй совет был тот, чтобы Дух Святый сошел в виде голубином и пришел к Нему вместе с
гласом: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» (1) (Мф. 3, 17).
Совершив второй совет, Бог приступил к окончанию и третьего совета. Третий же совет был тот, чтобы ради любви, кото-
рую имеет Бог к человеку, пострадать Христу
. Скажете, зачем Сыну Божию должно было пострадать?
Когда преступил Адам заповедь Божию и изгнан был из рая, то восплакался горько, взирая на блага рая; но не по-
могали ему те плачи, как не помогают и тем людям, которые в аду. Звала их Церковь к покаянию, но они пребывали во
грехе; наконец, отдали общий долг, отверзли очи свои в аду, мучатся там, каются, жалостно плачут, но пользы от того
никакой не имеют, как говорится: «В аду нет покаяния»...
Так было и с Адамом, когда он плакал безутешно, взирая на
те блага райские, и каялся.
Принес Адам пред Бога покаяние недомыслимое, печалился Бог об Адаме, видя такое его покаяние, но как было можно
освободить Адама, когда преступление его стало стеной медяной между ним и Богом? Вот, сего ради и сошел Бог, воплотился
и пострадал то, что пострадал в тех Святых Страстях Своих. Прежде же того явил крещение правды (2) , а потом показал
долготерпение Свое в страстях.


(1) Крещение Господа нашего Исуса Христа во Иордане было посвящением Его на служение роду человеческому.
(2) Крестившись от Иоанна во Иордане.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 10 ноя 2018, 13:15

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 60. О том, как делом показал Господь крещение покаяния.


Таким же образом явил нам делом Господь и крещение покаяния.
Одним водным крещением Адам не освящался, но требовал еще горького трения, чтобы отпал от него грех.
Ради сего потом и отверзся Царский Источник, т. е. Ребро Господне и ток Крови Его, чтобы омылось преступ-
ление Адама, чтобы тридневною смертию освободился бы Адам из того плена греховного, в который за противозаконие
впал даже до глубины ада. Тернием же горчичным, целительным для Адама, были страсти Господа нашего Исуса Хрис-
та, долготерпение Его, уничижение, которым Он был уничижен, претерпел изгнание, предательство, заушение, бичевание
и прочее; все эти терзания были и суть целительная горчица, которою подобает целиться людям.
Поскольку тереть будет
себя человек горчицей этой, постольку будет освящаться душою и телом, так же, как и Адам, согрешивший и покаявший-
ся, ради покаяния его просвещенный теми страстями Господа нашего Исуса Христа и
очищенный от беззакония.

Итак, чтобы скончать совет Божий и омыть преступление Адама, отверзся этот источник Царский для омовения преступ-
ления. Как же отверзся тот недосязаемый источник и потек? Не ино отверзся сей источник, но с искупительными стра-
даниями Самого Господа, со стенаниями, со скорбью, с печалью о погибели человека; весьма прискорбен был Христос о грехах
человека: «Прискорбна есть душа Моя до смерти».
Поэтому и человеку подобает быть прискорбным о пагубе своей, которая ему приключается, т. е. весьма болезновать
должен человек о грехах, случившихся с ним, с великим сожалением о них каяться, а не холодно и легкомысленно.
Да,
каждый подвержен греху и яко человек погибает, т. е. впадает в грехи человеческие, но не должно быть безпечным о погибели
своей, но следует озаботиться о том, чтобы иметь и сокровиществовать печаль в сердце своем, всю жизнь быть прискорб-
ным до смерти, как говорил Господь: «Прискорбна есть душа моя до смерти» (Мф. 26, 38).

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 11 ноя 2018, 13:50

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 61. О том, как отверзся Царский Источник из ребра Спасова


И так, чтобы скончался спасительный совет Бога, восстали против Него столькие искушения; Он искушен был свя-
тыми страстьми. По заушении, оплевании, бичевании, поругании, оклеветании вознесли его на страсть на воз-
вышенном месте, на позор человекам, пригвоздили, как злодея, посреди двух разбойников, из которых был один
хульник, а другой поминается
(1) . Вознесли Его на высоком месте; на крест, чтобы опозорить Пречистое Тело Его, но
этим мучители опозорили самих себя и до днесь. Вознесли Его на высоком месте, сие было делом промыслительным,
ибо, если у кого есть сад, то где роется цистерна, чтобы могла она напаять сад? Конечно, на месте высоком, т. е.
выше уровня сада лежащем, ибо, если она будет на низменном, сад не может напаяться и дерева плодовые останутся безплод-
ными.
Поэтому и скончал Он совет Свой на месте высоком, отверз тот пресветлый источник (2) , напоил и напаяет сад до
сего дня и, поскольку упаяются им древа плодоносные, постольку дерева и плоды приносят, так что одно приносит
плод десятерицею,
а другое остается безплодным...

(1) Т. е. и по днесь прославляется Церковию.
(2) Ср.: тропарь «Спасение соделал еси посреде земли, Христе Боже, на Кресте пречистеи руце Твои простерл еси, собирая вся языки
зовущия: Господи, Слава Тебе». Ср.: Канон Животворящему Кресту, 4-я песнь: «Твоя высота, Живоносне Кресте, воздушнаго князя биет».
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 12 ноя 2018, 13:04

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 62. Почему кровь Господня одних искупила и взошли они в рай, а другие и по воскресении Господнем остались в аду.


Когда совершился тот третий совет Божий - распяться Ему и волею излить Пречистую Кровь Свою, как гово-
рится: един от воин копием ребра Его прободе и абие изыде Кровь и вода (Ин. 19, 34); когда распростерся
Чуден Советник на Кресте, отверзся пресветлый источник, потекла та сладчайшая Кровь, то Христос сошел во ад.
Сошел, но как сошел? Когда приял Исус оцет, сказал: совершишася (Ин. 19, 30), и предал дух
. Куда предал его? (1)
Одесную Отца, как говорится: «Седяща одесную Отца, и паки грядущаго со славою судити живых и мертвых». Да воссиял
одесную Отца, но не тотчас воссиял, но когда вывел праотца Адама и прочих праотцев, потом лишь вознесся Пречистым
Телом Своим и воссел одесную Отца.

Вывел праотцев из темницы адской, но как вывел? Вывел их следующим образом. Когда стал сходить Исус Христос
во ад, чтобы освободить праотцев, то не отворяли Ему врат ада, ибо только при входе во ад грешника открываются врата
просто и без задержки.

Так как Господь наш Исус Христос был безгрешен, то и не открывали (2) Ему врат адских. Там был святый Предтеча
и говорил: «Грядет Освободитель наш, чтобы нас освободить». И ожидали веровавшие события слов, которые говорил Честной
Предтеча, взыскивая, наследуя и испытывая, когда же придет Христос, чтобы их освободить.
Посему говорится: «Врата адовы сокрушил еси Господи» - Октоих, глас 4, воскресная стихира. Да, сокрушил Он вра-
та адовы, но как сокрушил их? Сокрушил их с правдою. Не всех держимых там Он вывел, но только веровавших и чаявших
Его.
Наступил Христос пречистой стопой Своей на врата, тотчас сокрушились они, вошел Исус Христос во ад, пошел
туда, где были собраны праведные праотцы, поучал их о божестве Своем, как воплотился Он для того, чтобы освободить
человека, и исполнилось то, о чем поучал Предтеча. Те, которые уверовали, освободились из ада.

(1) Ср.: Пасхальный тропарь. «Во гробе плотски, во аде же с душою яко Бог, в рай же с разбойником и на престоле был еси, Христе,
со Отцом и Духом, вся исполняли Неописанный». Ср.: / Петр. 3, 18-19— «Был умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и
находящимся в темнице духам сошед проповедал».
(2) Слова эти надобно понимать, конечно, не в буквальном смысле. Мысль здесь та, что Исус Христос, сошед во ад, вступил в борьбу
с силами ада («врата адовы» - Мф. 16, 18 - силы ада); борьба окончилась победой Христа и поражением диавола. Такая мысль ясно
высказывается и в церковных песнопениях. Например, «Снисшел еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи (затворы) вечныя»
- Пасхальный канон. «Врата адова сокрушил еси, Господи» - Октоих, глас 4, воскресная стихира.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 13 ноя 2018, 13:33

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 63. Кто будут «благословеннии Отца Моего» и кто будут «проклятии»


Слова: «Приидите благословеннии Отца Моего» будут сказаны для тех, которые уверовали, что Господь наш Исус
Христос есть Единородный Сын и Слово Божие.
Подобает не только веровать, но и соблюдать нерушимо заповеди
Божии. Ибо, если заповеди не соблюдаются, то вера без дел не пользует нисколько:
«Идите от Мене проклятии»,
- будет сказано немилосердным, неправедным, злодеям и прочим грешникам.
Таковым Судия Праведный скажет:
«Идите от Мене проклятии», о вас, в беззакониях зачатых и в нечистоте греха рожденных, Я, воплотившись и став совер-
шенным человеком, много промышлял, много потрудился, чтобы очистить вас от той проказы зачатия, дал вам заповеди,
а, если по немощи вашей осквернитесь и победитесь грехам, яко человеки, - дал вам для очищения от этого слезы пока-
яния, но вы не только не каялись в том, что осквернили благодать Божественного крещения
, Мною вам данного, но
осквернили еще и крещение покаяния, сделались еще худшими, чем прежде, презрели заповеди, которые Я изглаголал
вам для спасения вашего. Сколь вы неблагодарны: Я терпел вам семьдесят крат седмерицею; хотя и видел неблагодарность
вашу,
долготерпел вам до сна смертного, ожидая вашего покаяния, но вы, получив покаяние, осквернили его грехами.
Посему идите от Мене, проклятии, во огнь вечный для мучения в вечном огне.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 57

cron
@Mail.ru