vnifantiy » 09 ноя 2018, 14:20
ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО
Часть 1. О предметах духовных вообще.
Глава 59. О трех предначертаниях предвечного совета.
Но как исполнил Бог совет Свой, чтобы прийти и освятить естество человеческое? Ей, пришел, стал человеком, снова
освятил человека человеческим естеством Своим, т. е. освятил воды во Иордане, потом искупил грех крестными
страданиями человечества Своего, дав Плоть Свою и Кровь Свою в снедь людям.
Почему не сделался Он человеком с обыкновенным зачатием человеческим, но зачался Мариею Девою со словом Божиим
(архангела)?.. Очевидно, потому что должен был воплотиться Великого Совета Ангел, Чуден Советник, посему и Совет Пред-
вечный был о вочеловечении Его. Поэтому Сын Божий воплотился, не с семенем человеческим зачавшись. Но Он стал
совершенный человек, показал Свое человеческое естество тем, что был обрезан нашего ради спасения, вскормлен, послушен
даже до смерти и смерти крестной. Положил Бог в Совете,чтобы Он воплотился, и вот Он воплотился и с промыслительным
воплощением исполнил Совет.
Бог, увидев, что исполнился совет Его о промыслительном воплощении, исполнил и второе Свое предначертание. Оно
заключалось в том, чтобы освятилась рождаемая плоть человеческая, ибо осквернился человек от зачатия; поэтому и был
второй Совет Божий, чтобы освятить человека. Но как освятить? Так, чтобы и святым сделать. Освятить - это то, что
говорит Предтеча: «Я крещаю вас водою» (Мф. 3, 11), а делать святым есть следующее: «Грядет Крепкий, мене вслед,
Ему же несм достоин отрешити ремень сапогу Его. Сей крестит вы Духом Святым и огнем» (Мф. 3, 11). Это и значит сделать
святым. Так содеялся и второй совет о оправдании крещением, как о том сказал Исус Иоанну: «Остави ныне, тако бо по-
добает нам исполнити всякую правду» (Мф. 3, 15). Когда Великого Совета Ангел промыслительно воплотился, то испол-
нил первый совет Божий, второй совет был тот, чтобы Дух Святый сошел в виде голубином и пришел к Нему вместе с
гласом: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Нем же благоволих» (1) (Мф. 3, 17).
Совершив второй совет, Бог приступил к окончанию и третьего совета. Третий же совет был тот, чтобы ради любви, кото-
рую имеет Бог к человеку, пострадать Христу. Скажете, зачем Сыну Божию должно было пострадать?
Когда преступил Адам заповедь Божию и изгнан был из рая, то восплакался горько, взирая на блага рая; но не по-
могали ему те плачи, как не помогают и тем людям, которые в аду. Звала их Церковь к покаянию, но они пребывали во
грехе; наконец, отдали общий долг, отверзли очи свои в аду, мучатся там, каются, жалостно плачут, но пользы от того
никакой не имеют, как говорится: «В аду нет покаяния»...Так было и с Адамом, когда он плакал безутешно, взирая на
те блага райские, и каялся.
Принес Адам пред Бога покаяние недомыслимое, печалился Бог об Адаме, видя такое его покаяние, но как было можно
освободить Адама, когда преступление его стало стеной медяной между ним и Богом? Вот, сего ради и сошел Бог, воплотился
и пострадал то, что пострадал в тех Святых Страстях Своих. Прежде же того явил крещение правды (2) , а потом показал
долготерпение Свое в страстях.
(1) Крещение Господа нашего Исуса Христа во Иордане было посвящением Его на служение роду человеческому.
(2) Крестившись от Иоанна во Иордане.
(продолжение далее).