Проповеди монахов

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 15 ноя 2018, 14:10

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть 1. О предметах духовных вообще.

Глава 65. Христос воскрес - воистину воскрес!


Распяли иудеи Царя своего и Благодетеля, хулили и хулят. Его до сего дня, говорят, что ученики украли Его. Но как
могли украсть Его ученики, когда Он был окружен столькими воинами?
При такой охране гроба, при стольких воинах, во-
оруженных и охранявших Его, как возможно было ученикам отлепить синдон от Пречистого Тела Его? И еще: какая была
им нужда отлеплять синдон от Тела? Спрашиваю, теряет ли вор даром время во время воровства? Если бы тело Христа
было похищено, то похититель немедленно и убежал бы; какая была бы ему еще нужда сидеть и тратить попусту время?
Ученики Христа, если бы на самом деле украли тело Господа, то что за нужда была бы им стоять там, отклеивать синдон
от Тела и производить такой шум?
Самое это обстоятельство свидетельствует о том, что воистину Господь наш Исус Хрис-
тос воскрес, а не украли Его; почему в знамение истинности воскресения оставил Он синдон Свой и сударь.
Удивились весьма
воины, увидев сие знамение воскресения и возвестили все иудеям. Иудеи же, услыхав, что Господь наш Исус Христос воскрес,
смутились весьма и сказали воинам: «Возьмите дары и скажите, что пришли ученики и украли Его, когда мы спали». Итак,
прияв дары и прочее, воины стали разглашать в городе, что ученики украли Его «нам спящим» (Мф. 28, 11-15).
Некоторый человек, услыхав, что воины разглашают, будто Тело Исуса Христа украдено, вопросил воинов и сказал:
«Где же вы были, когда украли тело Исуса Христа?» Говорят воины ему: «Мы спали, те пришли и похитили Его». Говорит
человек: «Сколько было вас стражей?» Гозорят ему: «Двадцать пять». Говорит человек: «Двадцать пять стерегло?» Говорят
ему: «Двадцать пять». Говорит человек: «Пусть двадцать пять, но вас в сотне пятьдесят, где же были другие двадцать пять?»
Говорят воины: «Не было их, мы только были». Говорит человек: «Пусть будет двадцать пять, но как при двадцати
пяти человеках в силах они были прийти и украсть Тело Исуса Христа? Итак, этим вы не то проповедуете, что Его
украли, но то проповедуете, что воистину воскрес Исус Христос.
И, так как ученики Его из боязни иудеев не про-
поведуют о воскресении Исуса Христа, то вот вы сами это восполняете и сами иудеи платят вам за то, чтобы вы пропове-
довали, что воистину Христос воскрес» (1) .

Так сказал человек воинам.
Итак, проповедь воинов была проповедью воскресения, а не хулы украдения.
Да, проповедуют воины, что пришли ученики и украли Его. Сумасшедшие, слыша лживую проповедь воинов, верят, но люди
просвещенные не верят тому, а верят, что воистину воскрес Господь наш Исус Христос.

(1) 0 сей беседе неизвестного лица с воинами в Евангелии ничего не сказано.
КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 1774
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 16 ноя 2018, 13:31

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О Монашестве.

Глава 1. О хранении иереями сердца своего неоскверненным по святом Причащении.


Иерею подобает прилежно блюсти себя по совершении литургии, хранить дух свой мирным и несмущенным, от-
нюдь не допуская в себе гнева, ни делом, ни словом, ни мыслию, ни воспоминанием.

Иерею подобает возбуждать в себе любовь к Господу, как говорится: «Возлюблю Тя, Господи, крепосте моя;
Господь - утверждение мое, прибежище мое, избавитель мой, Бог мой, помощник мой и уповаю на Него»;
Бог любви ради
Своей ежедневно погребается в сердце иерея (на литургии); иерей становится тогда обителию Господа, Его сосудом и сок-
ровищницей.
Иерею подобает особо остерегаться празднословия, дабы не загрязнить себя им, ибо празднословие, сия зловоннейшая
грязь души, оскверняет сердце иерея.

Празднословие заражает смрадом дыхание иерея, которым только что вдыхал благоухание Пречистых Тела и Крови Гос-
подних (1) . Празднословие оскверняет язык иерея; празднословие оскверняет губы и уста иерея. Празднословие оскверняет
голос иерея.
О, иерей! Грязнящим празднословием помрачаешь ты чувство ока, т. е. духовное зрение или свет души.
О, иерей! Грязнящим празднословием грязнишь ты слово твое!..
Празднословящий иерей оскверняет все свои семь чувств мысленных, т. е. веры, надежды, любви и прочих добродетелей.
Можно ли иерею, когда он столь осквернен, чистою совестию возглашать: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и
любы Бога и Отца, и причастие Святаго Духа буди со всеми вами»?
Но видишь ли ты, о, иерей, какую белую, тонкотканную благодать даровал тебе Бог? Зачем же загрязняешь и оскверняешь
свою душу празднословием?
О, иерей! Не буду тебе больше подробно изъяснять, скажу лишь, что празднословие порождает все беззакония.
Вонмите, освященные, иеромонахи и вы, всечестнейшие монахи, словам божественного апостола, который говорит:
«Не прелыщайтеся, ибо ни хищницы, ни неправедницы, ни ленивцы, ни досадители, ни пьяницы, ни любостяжатели,
ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложцы Царствия Божия не наследят» (1 Кор. 6, 9-10).


(1) По освящении даров, в ектений "Вся святыя помянувшее", св. Церковь молит Господа, чтобы Господь, приняв освященные дары
в пренебесный и мысленный Свой жертвенник, «в воню благоухания духовного», возниспослал молящимся Божественную
благодать и дар Св. Духа.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 1774
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 17 ноя 2018, 12:54

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О Монашестве.

Глава 2. Увещание св. Нила послушникам не прельщаться мечтой об уединенном подвижничестве и безмолвии и не уходить из обителей своих.


Вонмите, священницы, иеромонахи и вы, досточтимейшие иноки, не взыскуйте одиночества, ибо в одиночестве оба
пути, т. е. спасения и погибели, покрыты мраком и неизвестностию;
трудно отличить в одиночестве дорогу,
которая приводит в* ад кромешный, в наследие Денницы,
от той дороги, которая приводит во всечестное наследие
Господа и Спасителя нашего, Исуса Христа, т. е. в прекрасный, благолепный, цветоукрашенный рай, о котором говорится:
«Приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царство от сложения мира» (Мф. 25, 34).

Послушай меня, о монаше: славно одиночество, но не для тебя оно ныне; одиночество должно привести к одному из
двух: человек делается в нем или небесным ангелом, или диаволом в душе; послушник же, живущий в братстве, творя-
щий послушание без всякого ропота, сей уже есть наследник Царствия, ибо присвоился Господу нашему Исусу Христу,
и к Его небесному наследию приводится ревностным возделыванием своего послушания.

Если желаешь знать, монаше и иеромонаше, почему жизнь в общежитии, т. е. подвиг послушания, дает надежду наследия,
спасения, то выслушай, монаше, иеромонаше, ты уединенник, живущий в одиночестве, послушай и увидишь. Дитя, воспи-
тывающееся и растущее в объятиях отчих, видящее всегда перед собою своих родителей и так возрастающее от возраста
в возрасте, из года в год, в доме отца своего, - радуется оно и веселится, или нет? Таково есть подобие и общежительной
жизни. Если ты на это, уединенник, возразишь, что таково же и одиночество, что и безмолвник возрастает духовно в
объятиях отчих, радуясь о спасении, то я тебе скажу, что ты ошибаешься (1) . Послушай, одинокий, посмотри и увидишь,
таково ли одиночество, или не таково. Оно подобно несчастному дитяти, утратившему мать в первых днях своего рождения и
вскормленному чужим молоком разных кормилиц, которым отец отдавал его для вскормления. Теперь, спрашиваю тебя,
одинокий, чья участь лучше? Т. е. первого ли дитяти, которому подобен послушник в братстве, или сего сироты, которому
подобен одинокий. Что лучше для младенца: молоко разных кормилиц, или одно, родное, материнское молоко?
При молоке
различных кормилиц не избежать того, что у какой-либо из них молоко окажется ядовитым, т. е. вредным; если младенец
будет питаться им, то не умертвит ли оно его? Такова участь и одинокого, когда осиротеет он от своей матери - послушания,
т. е. когда ради безмолвия на одиночестве выйдет из общежития. Тогда отец предает младенца различным женщинам, и
он сосет всевозможное молоко; говорим: одиночество подвергает человека различным искушениям и он должен сосать различ-
ные помыслы.
(Т. е. прежде в послушании он сосал одно родное молоко, ибо не имел своей воли, а, следовательно, и
смущения помыслов, как поступить в том или другом случае, ибо все это определялось послушанием, как родным, материн-
ским молоком; утратив же послушание, подвижник неизбежно должен сам выбирать себе путь, руководствоваться различными
соображениями, а враг этим пользуется, стараясь наводить подвижника на то, что ему несоответственно; вот эти вражеские
помыслы и суть для него ядовитое молоко, которого одинокому весьма трудно избежать, ибо для этого надо быть безстрастным
и иметь «дар рассуждения»). Итак, если среди этих, разнообразных, помыслов хотя один окажется ядовитым, а отшельник
примет его и станет питаться им, то неизбежно он должен отравиться и пасть, как ниспали и многие, подобно тебе бро-
сившие общежитие!.. Так, или нет? Сколь благолепна жизнь в братстве, можешь ты еще видеть из свидетельства о ней
Самого Господа: «Идеже, еста два, или трие собрани во Имя Мое, ту есм посреде их» (Мф. 18, 20). Вонми этим словам
ты, мечтающий об одиночестве, - можешь ли ты что-либо возразить против них?


(1) Конечно, не всякий подвиг в общежитии приводит непременно ко спасению, равно как не всякий подвиг уединенный ведет непременно
к погибели, но слова прп. Нила следует понимать лишь в смысле предостережения неопытных от затворничества, а отнюдь не в смысле
восхваления одного лишь общежития и отрицания всякого значения за отшельничеством.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 1774
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 18 ноя 2018, 13:22

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О Монашестве.

Глава 2. Увещание св. Нила послушникам не прельщаться мечтой об уединенном подвижничестве и безмолвии и не уходить из обителей своих.


О, стремящийся в одиночество! Не хочешь ли послушать еще одного свидетеля общежительной жизни? Это - пчела.
Одинокую ли жизнь ведет она, или подвизается и творит свой мед в общежитии? По своей ли воле пчела живет, или
в послушании общежитию? По своей ли воле летит собирать мед, или будучи послана? В старании своем, обирая цвет,
одним ли родом цветов довольствуется, или во многих испытывается? (Т. е. послушник испытывается в обители на разных
послушаниях).
Скажем еще: вернувшись, нагруженная набранной добычей, сама ли распоряжается ею, раскладывая
воск и мед, или это делают другие? Если скажешь, что пчела сама по себе складывает свой мед, то ошибешься, ибо, вернув-
шись, она у дверей общежития пчелиного кладет мед, другая несет его внутрь улья, где принимает третья, передает сле-
дующей, та - эконому, а эконом представляет игумену пчел, говорим - матке, которая одна повелевает пчелам: все слу-
шаются ее приказаний и согласно им подвизаются. Так и игумен есть матка, кормящая все общежитие млеком послуша-
ния; вкушающие сего млека становятся смиренными, приемля его внимательно и с потом (т. е. безропотно усердствуя в
послушании и добросовестно относясь к нему). Сим воспитывает она дикость своих младенцев, новоначальных монахов, которым
говорится: "Повинуйтесь наставникам вашим и покоряйтесь им: тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще»
(Евр. 13, 17).

Понятно ли тебе отсюда преимущество общежития, свидетельствуемое сей летучей тварью? Если же не понятно, то
выслушай еще одно свидетельство о сем, от светлой лампады, висящей пред иконою Христовою; вонми сему свидетельству,
рассмотри его своим мысленным оком, ибо это, т. е. образ общежития, есть для твоего ока печать, и да запечатлеется
сие навсегда в твоем оке, т. е. в уме и памяти. Что же именно? Что такое в лампаде есть отпечаток общежития?
Этот отпечаток заключается в совокупности лампады, масла и фитиля, служащих для горения и для света: сосуд лампады
подобен общежитию; он есть как бы малый монастырек, в котором масло - благое намерение людей, живущих в нем,
угождать Богу и спасаться, а фитиль, по которому сие благое произволение может восходить к огню и превращаться в свет,
- суть общежительные подвиги и послушания, если они творятся безропотно. При хорошем фитиле в лампаде она горит
светом немерцающим и не гаснет. Подобно сему, кто в общежитии подвизается безропотно, то бывает почтен благодатию
Божией; благодать возгорается в нем на мысленном фитиле отсечения своей воли, как пламя на фитиле лампады.
Точно
так же, подобно лампадкам, горящим пред ликом Христа, все подвизающиеся в общежитии горят, пред Христом и этим
огнем пережигаются все беззакония, раньше содеянные в их жизни; как примеси в масле, очищаются души их, и в будущей
жизни они просветятся, как солнце в лике преподобных...

(Поставленному в условия необходимости жить одиноко святой внушает, взамен отсечения воли, которое представляется в
общежитии послушанием, не предпринимать ничего без совета с духовником, ибо «муж безсоветен сам себе враг»).
Послушай, одинокий, взгляни чувственным оком твоим на следующий образ превосходства жизни общежительной: пойди
на берег морской, взгляни на камни: как красивы делаются они, вследствие того, что перетираются один о другой, и как
блестят по сей причине. Подобно тому и живущих в общежитии жизнь бьет, как волнами. Это безропотное перетирание чрез
разные послушания в общежитии (т. е. самоотвержение, отсечение своей воли) делает подвижников прекраснейшими и
преславнейшими.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 1774
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 19 ноя 2018, 15:26

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О Монашестве.

Глава 2. Увещание св. Нила послушникам не прельщаться мечтой об уединенном подвижничестве и безмолвии и не уходить из обителей своих.


Послушайте, освященные иеромонахи и вы, досточтимейшие монахи, послушай и ты, несчастный, мечтающий об одиночестве,
еще следующий пример. Если я буду поучать тебя словом, но не поясню его притчею, примером и не растолкую
самой притчи, то будет ли слово мое для тебя вразумительным? Таково подобие спасения в одиночестве, ибо, если имеешь
одиночество, но не имеешь послушания, отсечения своей воли, то не можешь познать и монашеского безмолвия; если
живешь по внешности в монашеском безмолвии, но не имеешь общения духовного, т. е. не советуешься ни с кем, не испове-
дуешь никому твоих помыслов, то сам не знаешь, что имеешь
(т. е. какие опасности угрожают тебе и какие страсти побеж-
дают тебя), во-первых, потому, что спокойствие одиночества и мнимая свобода от страстей - рождает леность, во-вторых,
спокойствие одиночества рождает тайноядение; в-третьих, тишина и спокойствие в уединении рождают псилафизмы,
т. е. похотения страстей и сластей; в-четвертых, одиночество способствует увлечению человека в прелесть, говорим: в
одиночестве ниспадает человек в глубину ада, как и ниспало в одиночестве множество монахов
. Ради этого и говорю я тебе,
монаше: беги одиночества, т. е. не стремись мечтою из общежития в одиночество; если же имеешь, то не имей, т. е. если
и живешь одиноко, то не будь одинок, а имей советника или старца.
Говорим: если по старости живешь одиноко, не имея
сил подвизаться в братстве, то имей какого-либо человека, который угашал бы пламя, возжигаемое одиночеством, которым
пламенеешь, сам того не чувствуя; т. е. если по старости не принимают в братство, то имей в одиночестве доверенного
человека, повинуйся ему и открывай свои помыслы, возжигаемые одиночеством. Послушай, одинокий, как питательно
для человека общежитие (досл.: как насыщает) и как тоще одиночество (досл.: как алкает); пойди на кухню и поставь
на огонь 2 кастрюли, чтобы вскипели; в одну положи полную тарелку какого-нибудь съедобного вещества: фасоли, бобов
или иного чего, а в другую положи только одну фасолину, или один боб; пусть теперь обе кастрюли одинаково кипят;
когда снимешь с огня, неси в трапезу, поставь одну кастрюлю на один стол, а другую - на другой, позови, говорим: позвони
к обеду, пусть старшая братия разделится, сядет за оба стола и кушают; когда же пообедают, спроси отцев по очереди:
сыты ли вы и довольны ли? Конечно, те, которые кушали из кастрюли, в которой варилось много питательных веществ,
окажутся сытыми и довольными, а те, которые кушали из кастрюли с одним только зернышком, окажутся голодными
и недовольными. Подобно сему и одиночество (т. е. так же скудно благодатию), и так же сытно общежитие для подвизаю-
щихся в нем; посему говорится: «Окрест трапезы твоея, яко стеблия видя исчадия твоя, радуйся и веселися, приводя
сия Христови Пастыреначальнику» - антифон, глас 7.

Смысл сей притчи следующий: две кастрюли - два подвижника: в общежитии и в одиночестве; много бобов у первого
- многократно привлекаемая им на себя благодать ради самоотвержения его, являемого в послушании, и отсечения своей
воли; одинокое зерно второго означает скудость привлекаемой им благодати, ибо он не отсекает своей воли; звонок, трапеза
и обед - богослужение; старшая братия - святые угодники, совместно с нами молящиеся, радующиеся при виде в одних
обилия благодати и скорбящие о скудных благодатию, в пояснение чего и приводит святой антифон.
Ушедший из общежития в одиночество потом возропщет и скажет: «Зачем не остался я в общежитии, ибо теперь
страдаю от внутренней, мысленной брани...»
Да, уходят в одиночество из общежития ради того, что дорожат своими деньгами, своими кастрюлями, но каковы
суть эти деньги и кастрюли, из-за которых уходят в одиночество? Деньги и кастрюли для таковых есть следование своей
воле и помыслам; ради сего кидают они общежитие, не ведая того, что своя воля соделается для них котлом, а из-
любленные помыслы - огнем, на котором будут они кипеть в одиночестве.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 1774
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 20 ноя 2018, 12:59

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О Монашестве.

Глава 2. Увещание св. Нила послушникам не прельщаться мечтой об уединенном подвижничестве и безмолвии и не уходить из обителей своих.


О, мечтающий об одиночестве! Ты подобен самарянке, с которой беседовал Исус Христос, т. е. имея семь мужей -
семь страстей, не имеешь законного мужа и мечтаешь об одиночестве, как она о Мессии. Возгласил Господь сей жене,
и я ныне, беседуя об одиночестве, возглашу монахам, стремящимся к уединению. «О, жено! Даждь ми воды пити! Аз
дам ти воду, от неяже не вжаждешися во веки... всяк пияй от воды сея вжаждется паки, а иже пиет от воды юже Аз дам
ему, на вжаждется во веки» (Ин. 4, 7, 13-14). Видишь ли, кто будет пить воду в одиночестве, тот вжаждется паки, а
кто напоит Христа в общежитии, т. е. служа братии и подвизаясь в отсечении своей воли, тех Сам Господь напоит
водою живою, от которой не вжаждешься вовеки.
Т. е. умирение души от браней в одиночестве своими усилиями - не
устойчиво; мир же, даруемый свыше, ради самоотвержения, - сей вечен.
Послушай, мечтатель, про одиночество. Когда умрет нищий отец того несчастного младенца, который осиротел от матери
своей, оставит ли он ему какое-либо наследство? Очевидно, никакого наследства он не получит от нищего отца. Точно
так же, одинокий, когда умрет это несчастное тело, ничего не стяжавшее, никакого наследия не оставившее для несчаст-
ной души, - тогда душа по смерти несчастного, развратного тела, ничего не стяжавшего, что получит в наследство? Оче-
видно, ничего иного не унаследует, кроме чужого молока и чужой пищи (подразумеваем: различные помышления, которые
сегодня были одни, а завтра другие, сменяясь наподобие различных кормилиц), и происходившие от них пожелания,
которыми ты услаждался, как младенец молоком, и которые по смерти тела превратятся в вечное твое наследие.
Послушай, мечтающий об одиночестве, не слышишь ли, что говорит псаломник: «Се что добро или что красно, но
еже жити братии вкупе» (Пс. 132, 1).
Закончив этими словами разбор преимуществ спасения в Oобщежитии, святой обращается к распространенному пороку
в общежитии, а именно, - празднословию.
Спрашиваю я всех вас (1) , иеромонахи, почтеннейшие иноки и тебя, несчастный одинокий: что рождает ехидна? Разве
рождает она незлобивого голубя или нескверную горлицу? Нет, она не рождает ни голубя, ни горлицу, а рождает астридов
(т. е. ядовитых, подобных себе, ехидн). Мы этим хотим сказать: от многословия и празднословия может ли родиться какая
добродетель? Не рождаются ли наоборот ядовитые гады, отравляющие девственное безмолвие души?
Подобно сему бывает
и со всяким иереем: если он занимается многословием, то не избежит и празднословия, как порождения ехиднина, и
осквернит им девство молчания своего. Многословие лишает иерея плодов литургии его и всем монахам препятствует достой-
но причащаться.

По сравнению молчания с многословием, молчание есть дева, а многословие - блудница. Ибо девственность в человеке
имеет.троякое толкование: во-первых, девственность плоти; во-вторых, девственность души чрез удаление от многостяжа-
ния;
в-третьих, девственность молчаливого ума чрез удаление от многоглаголания. Эти три добродетели не могут произойти
от многословия, как от ехидны невозможно родиться голубю, горлице или соловью.
Вот. еще сравнение: голубь хранит молчание, а соловей держит многоглаголание; голубь молчанием спасает жизнь
свою от охотника, ибо охотнику тогда трудно узнать, где голубь, чтобы его убить, соловья же, благодаря его многосло-
вию, охотник легко находит и схватывает. Видишь, что наносит многословие человеку, и как, благодаря ему, он делается лег-
кою добычею охотника?


(1) Итак, преподобный, обличая распространенный в общежитии порок - празднословие, сим ясно свидетельствует, что он лишь
предостерегает от увлечения одиночеством, а отнюдь не ставит одну форму подвига выше другой.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 1774
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 21 ноя 2018, 13:53

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О Монашестве.

Глава 3. Уподобление монахов, ропщущих на продолжительность службы, предпотопным людям.


Из 120 лет, которые Бог продлил роду человеческому, ожидая покаяния, Ной 17 лет употребил на безплодную
проповедь и призыв людей к покаянию; затем, по повелению Бога, обратился к постройке ковчега, который,
вместо словесной проповеди, был немым обличителем неправды людей, напоминателем о грядущей каре; посему люди
возненавидели эту постройку; слыша стук молота, которым Ной сколачивал строящийся ковчег, говорили между собою: «Это
Ной Безсмертному безсмертную постройку делает, старается осуществить свое желание»
(т. е. дождаться возвещенной
им погибели земли от потопа). Подобно сему и нынешние люди, когда раздается удар гласа церковного, т. е. колокола
и ручных бил, молвят между собою так: «Это что?» «Это на бдение звонят», - отвечают другие. И многие говорят: «Пусть
себе звонит, сколько хочет, кто пойдет, когда все заняты делами?»

О, человече, какие это у тебя дела, что ты так занят?.. Не оставил ли ты всех дел мира, чтобы обрести здесь свободную
от сует жизнь, зачем же опять мятешься?..
Ты спросишь меня: чем же мы подобны тем превратным древним людям?
Отвечаю тебе и вопрошаю тебя: «Не вопияли ли они с ропотом против ковчега и не поносили ли строителя его Ноя?
Не ропщете ли также и вы ныне против церкви, когда идете в нее на бдение, к литургии, к молебну, на чтение? Если
продлится литургия, молебен, бдение или чтение, то не ропщете ли вы, не поносите ли служащего, взаимно вопрошая и отвечая:
"Что он там так долго делает?" А другой, подобный тебе, говорит в ответ: "Медлит, чтобы показаться благоговейным;
для того и затягивает службу, чтобы выказать себя богомольным
"». Допотопные, превратные люди рассуждали по-
добное сему между собой и роптали по поводу сооружения ковчега.

И ныне я, смиреннейший жрец, говорю, что вы неблагодарны, ибо во время богослужения стоите вне церкви, занимаетесь
скверным вашим словопрением, соединенным с осуждением, осуждая ближнего своего.
Делайте себе, как делаете, но завтра вы восплачете, и плач сей будет безполезен!..
Некогда Бог прогневался на превратных (1) допотопных людей за то, что среди них распространялись злые дела, и не мог
долее терпеть Бог таковых дел, нынешние же люди творят те же дела!..


(1) Церковь Христова с ее установлениями, богослужением, храмами и т. д. является кораблем, ковчегом спасительным для людей,
охраняющим их от потопления в волнах мира сего, во зле лежащего. В римских катакомбах древние христиане иногда
изображали на стенах Ноев ковчег. И поныне храмы христианские нередко строятся наподобие корабля.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 1774
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 22 ноя 2018, 01:29

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О Монашестве.

Глава 4. Воззвание преподобного к посвятившим себя Богу, дабы хранили монашеские добродетели и питали горячее чувство
любви ко Христу. Притча о пустынной горнице.


Так и нынешнего времени люди, подобно людям допотопным, утратившим спасительный путь к ковчегу,
- утратили путь монашеской жизни. Т. е. не желают следовать указанным от древних св. отец путем покаяния
и спасения.
Посему, нынешних людей, как и тех древних, настигла царица погибели, семиглавое беззаконие, мно-
гопопечительное скряжничество; они чем дальше, тем становятся все хуже, нисколько не исправляясь, но все больше
развращаясь, подобно допотопным людям.
Вонмите, освященные - иеромонахи и вы, досточтимейшие монахи, - отсело
и впредь блюдите себя, блюдите, ибо вот я вам, как преподобный Ной, говорю и возвещаю: берегитесь, чтобы не постигло
вас внезапное губительство на земле.

Хранение же ваше да будет в следующем: избегайте всяких многопопечительных, мирских забот, избегайте многословия,
осуждения, дабы вам держаться взаимной любви и быть между собой единодушными; избегайте также многообразия в еде;
сосредоточивайте ум ваш в монашеское делание, т. е. в молитву, держитесь целомудрия, чистоты, бегите невоздержания.
Бегите, бегите, всечестнейшие монахи, плотских страстей, нечистоты, многословия и осуждения!

Подражайте, досточтимейшие мои братие, этим трем птицам: голубю - чистотою, соловью - неумолкаемой молитвой и
горлице - пустыннолюбием!
Голубь, благодаря молчанию своему, укрывает себя, т. е. спасает душу свою, как Ной в ковчеге. Соловей же, обладая
многословием и горделивым рвением, лишает жизнь свою зрения лица солнечного. Т. е. его пение обнаруживает его
охотникам, которые ловят соловья ради пения его; поймав, сажают в клетку и лишают тем свободы под солнцем.
В противность превратным людям, которые ради телесных и плотских лишили себя света солнечного, - подражай горлице,
которая хранит верность (досл.: девство) к подругу своему с величайшим целомудрием.
Когда из пары горлиц один был умерщвлен, другая горлица, чтобы не сойтись с иным, бежала в горы и холмы, рыдая там
о подруге, который замучился ради нее...
Если ты, освященный, вопросишь: каким образом умертвился подруг горлицы ради нее, то послушай сию притчу.
Некая горлица, ради снеди вожделенной для чувств своих, ушла однажды от подруга своего, была уловлена на охоте,
посажена в клетку, содержалась заключенной некоторое время, пока другая горлица не отправилась на розыски подруги сво-
ей и дала себя уловить на охоте; когда эту вторую горлицу стали сажать в клетку, тогда вылетела из нее первая горлица;
гонители же, скажем иудеи, услыхав о сем, умертвили подруга ее; оставшаяся в живых опечалилась весьма, покинула все,
обезобразила вид свой, лишилась перьев, которые большею частью сама повырывала с себя ради скорби, которую имела
о подруге своем, замученном ради ее... И вот удаляется она в горы и холмы, садится на сухую ветвь, плачет безпрестанно
о содеянном ею беззаконии, которым изменила подругу своему.
Горлица ушла в горы и холмы, чтобы найти там пустынное убежище, где, сидя на сухой ветви, могла бы оплакивать
подруга своего, который столь возлюбил ее. Посмотри, как ведет себя горлица, как хранит она свою верность (досл.:
девство) ради любви к подругу своему...
О, иерей! Почему ты, подобно сей горлице, не бежишь в горы и холмы, не скрываешься в пустынное ущелье, не
садишься на сухую ветвь и не плачешь о подруге (1) твоем, который замучился, взыскав тебя?..
О, горлице (т. е. пустынолюбный монах)! Ради чего ты ушла из мира, пришла в пустынное убежище и воссела на
сухой ветке? Не ради ли любви к подругу твоему, т. е. ко Христу-Жениху и Искупителю?

Освященный! Зачем пришел ты в пустынное ущелье, взял сухую ветвь, возложил ее на рамена своя? Чего ради столь
суховетвишься, т. е. изнуряешь себя? Не ради ли любви к Спасителю твоему, Который распялся, взыскуя тебя? Посему
и ты принял крест Христов и сухораспинаешься на нем?..
Крест же этот только чувственно представляется сухим и безлиственным, духовно же он является зеленеющий, многовет
вистый, плодоносящий многоценные плоды...
Освященные иеромонахи и всечестнейшие монахи! Празднословие творит человека лишенным многоценнейших плодов
драгоценного Креста, говорим: рая, - т. е. лишает человека рая, купленного ценою Креста.

О, иерей! Празднословием ты бываешь воспящен от безценнейшего плода литургии твоей... О, иеромонах! Когда вый-
дешь от совершенной тобою литургии, буди безмолвен, по крайней мере, до трех часов после окончания литургии 2) .

О, иерей! Когда что говоришь, - сначала размерь, а потом скажи; сначала подобает слово примерить, а потом его сказать.
Ибо неразмеренность, необдуманность речи иерея рождает запятие священству его. Портной не бывает ли опорочен, если
скроит одежду не по мерке? Так и священство твое порочится неразмеренностию, необдуманностью слов твоих. Неразме-
ренность слов человека наводит на него вся злая. Посему и говорю тебе, иерей, беги многословия, празднословия и храни
меру в словах твоих.


(1) Т. е. не оплакиваешь слезами покаяния своей греховной измены Небесному Жениху, Христу, пострадавшему и распятому ради тебя.
(2) Прекрасное наставление! О, если бы все иереи соблюдали его!
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 1774
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 24 ноя 2018, 19:52

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О Монашестве.

Глава 5. Монашество - воинская служба Царю Небесному

Приняв схиму, носи ее неопустительно; переодеваясь, тотчас опять надевай ее на себя; поверх схимы носи куртку
и опояшься, да не уподобляешься фарисеям и не подашь сим народу великого соблазна... Но сие да будет ведомо
тебе: как только скинешь с себя схиму, тотчас будешь пленен непристойными помыслами; посему неопусти-
тельно имей на себе схиму, чтобы не сделаться пищею великого отступника (1) .

Какая польза от воина, который, идет в бой с духом двоедушным, идет необученным и несведущим в военном деле?
Когда неожиданно наступит бой и напавшие противники увидят воина неподготовленным к битве, то не заберут ли его в
плен? То же бывает и у монаха с двоедушным настроением (при духовной брани).
Принятие рясофора есть вписание себя в войско и безпрестанное изучение боевого дела.
Мантия же есть выступление в поход, подобно тому, какпри наступлении войны войска выступают на войну и шествуют
военным походом.

Принятие же великого образа, схимы есть вступление в решительное сражение, когда войска достигнут места боя и
приведут себя в полную боевую готовность.

Возвращение из рясофорного пострига в мир (2) так же недопустимо, как если бы кто вписался в войско, потом де-
зертировал и не присоединился к войскам, пошедшим на войну; он становится отступником царя. Когда царь увидит
сего отступника, сего преслушника царского веления, вычеркнет его из списка. Подобное сему постигнет того, кто,
вознамерившись быть монахом и вписавшись в воины Царя Небесного, потом раскается в сем намерении, выпишется,
сделается рабом мира, поработившись и делам мира - смраду греховному...
Какое негодование Царя Небесного должен он
возбудить против себя?.. Однако некоторые из нынешних выражают скверное, распространившееся между ними мнение,
будто рясофор не мешает человеку повенчаться и рождать детей, ибо ряса дается лишь ради чести и отличия, принявший
же ее лишь испытывает себя, как начинающий послушник; если же усмотрит, что не в силах вынести жизни монашеской,
то да венчает себя в детородительное дело.
О, безумные и косные сердцем! Как допустимо это для того, кто добровольно и сознательно посвятил себя войску
царя, сделавшись царским воином? Как возможно допустить, чтобы воин царский становился потом рабом шкурного ремесла?
Говорим: рабом грехов и делателем беззаконий?
Вот каково значение возвращения рясофорного в мир, и да боится сего тот, кто принял рясофор!
Принятие же мантии означает следующее. Когда издадут царский приказ и выступит войско в военный поход, то каж-
дый воин заботится о подобающем снаряжении к войне, подпоясывает меч к поясу своему и следует по Царскому
повелению, согласно сказанному: «Возьми крест твой и следуй за Мной...» (Мк. 8, 34). Войско выступает в поход. Однако
бывают воины, которые на пути к сражению начинают трусить, малодушествовать, жалеют о том, что сделались воинами и,
как только представится случай, поворачиваются назад... Но куда же пойти такому монаху? Куда ему скрыться? Ибо
сказано: «Грешницы, камо бежим?.. на небо? - тамо еси... во аде попрал еси смерть... во глубины морския? - и тамо
десница Твоя, Господи...» (3).
Если же случая бежать не представится, то малодушный продолжает поход, но идет в сражение с робостию, с тайными
помыслами: что мне сделать, чтобы избавиться боя?.. Как мне избавиться военной службы? Как только у воина появятся
эти помыслы, тотчас делается он неспособным и нерадивым к воинскому делу.


(1) Смысл наставления следующий. Для избежания фарисейского тщеславия иногда можно
схиму прикрыть иною одеждою (общею с другими монахами), но и в таком случае
схима должна быть все-таки одета под сею одеждою, как и воин всегда находится при
оружии.
(2) Если это сказано о рясофоре, то, конечно, еще в большей степени сказанное
приложимо к мантии, не говоря уже о схиме.
(3) Ср.: Стихира, глас 6 на «Господи воззвах».
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 1774
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 25 ноя 2018, 19:19

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О Монашестве.

Глава 5. Монашество - воинская служба Царю Небесному


Когда же войска достигнут поля брани, тогда воин, подготовившийся к бою, т. е. изучивший действие оружием и
укрепившийся мужеством, стяжевает славу... Тогда облекается воин в военные доспехи, говорим: монах принимает Великую
ангельскую схиму - становится великосхимником, - а когда прославится, т. е. получит обильную благодать, то делается
военачальником...

Когда препояшутся силы доспехами, дабы биться с врагами в великом бою, тогда войско делает боевой клич, т. е. бросается
на ура, - и бьются с крайним напряжением.
Если же кто по нерадению допустит свое оружие заржаветь и боязливыми мыслями, как водою, подмочит свой порох, то
может ли он в бою быть храбрым воином?!
Спрашиваю я вас далее: когда монах в бою будет побежден страстями, то не опозорит ли он ангельскую схиму? Какого
таковый может ждать себе спасения?..

Да, вооружается воин, даются ему воинские доспехи, но какая от сего польза воину, который своим нерадением и
трусостию служит лишь худым примером для всего войска?.. Говорим: монах вооружается, как в доспехи, в ангельскую
схиму, получает при сем благодать и помазание Всесвятаго Духа, но какая польза от блеска ангельских схим и небесных
дарований для ленивых, которые лишь худой пример вносят в монашескую жизнь нерадением своим, вместо того, чтобы
подвизаться в борьбе со страстями, обманывают ближнего, обижают его, и умышляют, как бы предать другого?
Не таков бывает добрый воин в бою. Он имеет в себе лишь один дух бодрый, т. е. не водится никакими посторонними
лукавыми соображениями и намерениями, не скрывается от врага, на всякий час готовит себя к бою, во всякое мгновение
готов внять призыву боевого сигнала, говорим: звона к службе церковной. Он всегда бодр, бдителен; говорим: всегда долго-
терпелив, всегда прощает зло, которое ему творят...

Если же с таким бодрым воином случится какое-либо несчастие, как некогда случилось с Иаковом Персянином, от-
рекшимся было от Христа, придут ему в голову трусливые помыслы, вознерадит он о своей боевой готовности, подмокнет
у него порох и заржавеет оружие, тогда добрый воин тотчас берется за порох свой и оружие, говорим: оскверненные по-
мыслы и злые дела, - идет из сечи в место мирное и солнечное; говорим: идет к человеку, имеющему добрый образ мыслей,
т. е. дар рассуждения, ведущему духовную жизнь, скидывает пред ним бремя с головы своей, расстилает на лучах солнца
порох и доспехи свои, начинает чистить оружие и ждет, пока не высохнет порох; говорим: выкидывает нечистый помысел
из своей головы, расстилает мысль свою против лучей духовного рассуждения, перебирает все мысли и дела свои, доб-
рые и злые, и исповедует все ржавые деяния свои, подобно Иакову Персянину.

Увидав же, что высох его порох и заблестело оружие, воин снова опоясуется, воспринимает в сердце боевую решимость
и, взяв в руки оружие, принимает снова участие в бою... Препоясанный мечом, с оружием в руках, воин храбро уст-
ремляется в средину боя и побеждает противников, как победил преподобный Иаков, некогда тяжко согрешивший, а потом
низведший молитвою дождь с неба во время засухи, и избавляет все войско...
Воины же, увидав такое мужество его, сотворили великий натиск, все войско, воодушевившись, ринулось с великою
стремительностию и устремилось на врагов!.. Увидав такового воина с храбрым войском, противостоявшие им враги дрогнули,
поколебались и исчезли от такой силы устремления воинов!.. Воину, ради воинства его, присваивается право на ношение
великолепных царских доспехов, которыми царь благоволил украсить войско свое; воин, видя себя украшенным царскими
доспехами, очень бережется, чтобы не опозорить царских доспехов, чтобы не прикоснуться к чему-либо, от чего могли
бы они запятнаться, дабы по подвергнуться страшному суду и не услыхать страшного гласа Судящего: «Рабе лукавый и
ленивый, - где одежда брачная?..» Точно так же и монах, препоясанный обетованным спасением и благолепием веры,
во все продолжение монашеской жизни или монашеского подвига весьма остерегается злых дел, дабы не опозорить ими
своего крещения и не запятнать великой ангельской схимы... Человек покусился бы соделать тысячи и тьмы зол, но при
воззрении на свою схиму удерживается от многих грехов, вспоминая, что дал обет и не может его нарушить... Поэтому-
то я и говорю тебе: не снимай с себя схимы, дабы не овладели тобою противники твои и не стать тебе пищею великого от-
ступника...
Какая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? Говорим: какая польза, если то, чего же-
лают плотския похоти, приобретем, душу же свою оскверним?.. И когда увидит Жених столь оскверненную душу, пригласит
ли Он ее в Свой чертог,
как сказано: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обращет бдяща, недостоин
же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и царствия
вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас».
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 1774
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 14

@Mail.ru