vnifantiy » 22 ноя 2018, 01:29
ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О Монашестве.
Глава 4. Воззвание преподобного к посвятившим себя Богу, дабы хранили монашеские добродетели и питали горячее чувство
любви ко Христу. Притча о пустынной горнице.
Так и нынешнего времени люди, подобно людям допотопным, утратившим спасительный путь к ковчегу,
- утратили путь монашеской жизни. Т. е. не желают следовать указанным от древних св. отец путем покаяния
и спасения. Посему, нынешних людей, как и тех древних, настигла царица погибели, семиглавое беззаконие, мно-
гопопечительное скряжничество; они чем дальше, тем становятся все хуже, нисколько не исправляясь, но все больше
развращаясь, подобно допотопным людям. Вонмите, освященные - иеромонахи и вы, досточтимейшие монахи, - отсело
и впредь блюдите себя, блюдите, ибо вот я вам, как преподобный Ной, говорю и возвещаю: берегитесь, чтобы не постигло
вас внезапное губительство на земле.
Хранение же ваше да будет в следующем: избегайте всяких многопопечительных, мирских забот, избегайте многословия,
осуждения, дабы вам держаться взаимной любви и быть между собой единодушными; избегайте также многообразия в еде;
сосредоточивайте ум ваш в монашеское делание, т. е. в молитву, держитесь целомудрия, чистоты, бегите невоздержания.
Бегите, бегите, всечестнейшие монахи, плотских страстей, нечистоты, многословия и осуждения!
Подражайте, досточтимейшие мои братие, этим трем птицам: голубю - чистотою, соловью - неумолкаемой молитвой и
горлице - пустыннолюбием!
Голубь, благодаря молчанию своему, укрывает себя, т. е. спасает душу свою, как Ной в ковчеге. Соловей же, обладая
многословием и горделивым рвением, лишает жизнь свою зрения лица солнечного. Т. е. его пение обнаруживает его
охотникам, которые ловят соловья ради пения его; поймав, сажают в клетку и лишают тем свободы под солнцем.
В противность превратным людям, которые ради телесных и плотских лишили себя света солнечного, - подражай горлице,
которая хранит верность (досл.: девство) к подругу своему с величайшим целомудрием.
Когда из пары горлиц один был умерщвлен, другая горлица, чтобы не сойтись с иным, бежала в горы и холмы, рыдая там
о подруге, который замучился ради нее...
Если ты, освященный, вопросишь: каким образом умертвился подруг горлицы ради нее, то послушай сию притчу.
Некая горлица, ради снеди вожделенной для чувств своих, ушла однажды от подруга своего, была уловлена на охоте,
посажена в клетку, содержалась заключенной некоторое время, пока другая горлица не отправилась на розыски подруги сво-
ей и дала себя уловить на охоте; когда эту вторую горлицу стали сажать в клетку, тогда вылетела из нее первая горлица;
гонители же, скажем иудеи, услыхав о сем, умертвили подруга ее; оставшаяся в живых опечалилась весьма, покинула все,
обезобразила вид свой, лишилась перьев, которые большею частью сама повырывала с себя ради скорби, которую имела
о подруге своем, замученном ради ее... И вот удаляется она в горы и холмы, садится на сухую ветвь, плачет безпрестанно
о содеянном ею беззаконии, которым изменила подругу своему.
Горлица ушла в горы и холмы, чтобы найти там пустынное убежище, где, сидя на сухой ветви, могла бы оплакивать
подруга своего, который столь возлюбил ее. Посмотри, как ведет себя горлица, как хранит она свою верность (досл.:
девство) ради любви к подругу своему...
О, иерей! Почему ты, подобно сей горлице, не бежишь в горы и холмы, не скрываешься в пустынное ущелье, не
садишься на сухую ветвь и не плачешь о подруге (1) твоем, который замучился, взыскав тебя?..
О, горлице (т. е. пустынолюбный монах)! Ради чего ты ушла из мира, пришла в пустынное убежище и воссела на
сухой ветке? Не ради ли любви к подругу твоему, т. е. ко Христу-Жениху и Искупителю?
Освященный! Зачем пришел ты в пустынное ущелье, взял сухую ветвь, возложил ее на рамена своя? Чего ради столь
суховетвишься, т. е. изнуряешь себя? Не ради ли любви к Спасителю твоему, Который распялся, взыскуя тебя? Посему
и ты принял крест Христов и сухораспинаешься на нем?..
Крест же этот только чувственно представляется сухим и безлиственным, духовно же он является зеленеющий, многовет
вистый, плодоносящий многоценные плоды...
Освященные иеромонахи и всечестнейшие монахи! Празднословие творит человека лишенным многоценнейших плодов
драгоценного Креста, говорим: рая, - т. е. лишает человека рая, купленного ценою Креста.
О, иерей! Празднословием ты бываешь воспящен от безценнейшего плода литургии твоей... О, иеромонах! Когда вый-
дешь от совершенной тобою литургии, буди безмолвен, по крайней мере, до трех часов после окончания литургии 2) .
О, иерей! Когда что говоришь, - сначала размерь, а потом скажи; сначала подобает слово примерить, а потом его сказать.
Ибо неразмеренность, необдуманность речи иерея рождает запятие священству его. Портной не бывает ли опорочен, если
скроит одежду не по мерке? Так и священство твое порочится неразмеренностию, необдуманностью слов твоих. Неразме-
ренность слов человека наводит на него вся злая. Посему и говорю тебе, иерей, беги многословия, празднословия и храни
меру в словах твоих.
(1) Т. е. не оплакиваешь слезами покаяния своей греховной измены Небесному Жениху, Христу, пострадавшему и распятому ради тебя.
(2) Прекрасное наставление! О, если бы все иереи соблюдали его!
(продолжение далее).