ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О Монашестве.
Глава 5. Монашество - воинская служба Царю Небесному
Когда же войска достигнут поля брани, тогда воин, подготовившийся к бою, т. е. изучивший действие оружием и
укрепившийся мужеством, стяжевает славу... Тогда облекается воин в военные доспехи, говорим: монах принимает Великую
ангельскую схиму - становится великосхимником, - а когда прославится, т. е. получит обильную благодать, то делается
военачальником...
Когда препояшутся силы доспехами, дабы биться с врагами в великом бою, тогда войско делает боевой клич, т. е. бросается
на ура, - и бьются с крайним напряжением.
Если же кто по нерадению допустит свое оружие заржаветь и боязливыми мыслями, как водою, подмочит свой порох, то
может ли он в бою быть храбрым воином?!
Спрашиваю я вас далее: когда монах в бою будет побежден страстями, то не опозорит ли он ангельскую схиму? Какого
таковый может ждать себе спасения?..
Да, вооружается воин, даются ему воинские доспехи, но какая от сего польза воину, который своим нерадением и
трусостию служит лишь худым примером для всего войска?.. Говорим: монах вооружается, как в доспехи, в ангельскую
схиму, получает при сем благодать и помазание Всесвятаго Духа, но какая польза от блеска ангельских схим и небесных
дарований для ленивых, которые лишь худой пример вносят в монашескую жизнь нерадением своим, вместо того, чтобы
подвизаться в борьбе со страстями, обманывают ближнего, обижают его, и умышляют, как бы предать другого?
Не таков бывает добрый воин в бою. Он имеет в себе лишь один дух бодрый, т. е. не водится никакими посторонними
лукавыми соображениями и намерениями, не скрывается от врага, на всякий час готовит себя к бою, во всякое мгновение
готов внять призыву боевого сигнала, говорим: звона к службе церковной. Он всегда бодр, бдителен; говорим: всегда долго-
терпелив, всегда прощает зло, которое ему творят...
Если же с таким бодрым воином случится какое-либо несчастие, как некогда случилось с Иаковом Персянином, от-
рекшимся было от Христа, придут ему в голову трусливые помыслы, вознерадит он о своей боевой готовности, подмокнет
у него порох и заржавеет оружие, тогда добрый воин тотчас берется за порох свой и оружие, говорим: оскверненные по-
мыслы и злые дела, - идет из сечи в место мирное и солнечное; говорим: идет к человеку, имеющему добрый образ мыслей,
т. е. дар рассуждения, ведущему духовную жизнь, скидывает пред ним бремя с головы своей, расстилает на лучах солнца
порох и доспехи свои, начинает чистить оружие и ждет, пока не высохнет порох; говорим: выкидывает нечистый помысел
из своей головы, расстилает мысль свою против лучей духовного рассуждения, перебирает все мысли и дела свои, доб-
рые и злые, и исповедует все ржавые деяния свои, подобно Иакову Персянину.
Увидав же, что высох его порох и заблестело оружие, воин снова опоясуется, воспринимает в сердце боевую решимость
и, взяв в руки оружие, принимает снова участие в бою... Препоясанный мечом, с оружием в руках, воин храбро уст-
ремляется в средину боя и побеждает противников, как победил преподобный Иаков, некогда тяжко согрешивший, а потом
низведший молитвою дождь с неба во время засухи, и избавляет все войско...
Воины же, увидав такое мужество его, сотворили великий натиск, все войско, воодушевившись, ринулось с великою
стремительностию и устремилось на врагов!.. Увидав такового воина с храбрым войском, противостоявшие им враги дрогнули,
поколебались и исчезли от такой силы устремления воинов!.. Воину, ради воинства его, присваивается право на ношение
великолепных царских доспехов, которыми царь благоволил украсить войско свое; воин, видя себя украшенным царскими
доспехами, очень бережется, чтобы не опозорить царских доспехов, чтобы не прикоснуться к чему-либо, от чего могли
бы они запятнаться, дабы по подвергнуться страшному суду и не услыхать страшного гласа Судящего: «Рабе лукавый и
ленивый, - где одежда брачная?..» Точно так же и монах, препоясанный обетованным спасением и благолепием веры,
во все продолжение монашеской жизни или монашеского подвига весьма остерегается злых дел, дабы не опозорить ими
своего крещения и не запятнать великой ангельской схимы... Человек покусился бы соделать тысячи и тьмы зол, но при
воззрении на свою схиму удерживается от многих грехов, вспоминая, что дал обет и не может его нарушить... Поэтому-
то я и говорю тебе: не снимай с себя схимы, дабы не овладели тобою противники твои и не стать тебе пищею великого от-
ступника...
Какая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? Говорим: какая польза, если то, чего же-
лают плотския похоти, приобретем, душу же свою оскверним?.. И когда увидит Жених столь оскверненную душу, пригласит
ли Он ее в Свой чертог, как сказано: «Се Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обращет бдяща, недостоин
же паки, егоже обрящет унывающа. Блюди убо, душе моя, не сном отяготися, да не смерти предана будеши, и царствия
вне затворишися, но воспряни зовущи: Свят, Свят, Свят еси Боже, Богородицею помилуй нас».
(продолжение далее).