vnifantiy » 11 дек 2018, 12:35
ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О Монашестве.
Глава 16. О свободе духа и легком бремени истинного монашества, уклонение современного монашества к суете сует.
Дивлюсь я тому, как осмеливаются люди оставаться на пути погибели, когда есть такой (т. е. столь доступный и
удобный) путь спасения?
О, какая легкость свободы есть монашеская жизнь! О, как легко утратиться такой свободе от людей!
О, какое удобство для спасения живущим на горе сей!
О, какую свободу мы имеем здесь для возделывания монашеской жизни!
Ох, какими люди сделались ныне!
«Иго Мое благо и бремя Мое легко есть», - Христос не повелевает нам переставлять скалы, не повелевает нам держать
рукою канат корабля во время бури - повелевает же нам лишь иметь чувство сознания своего собственного бремени и
бремени общего (т. е. оплакивать свои немощи и грехи, а также общее падение монашества и скорбеть о сем).
«О рекших мне, внидем во дворы Господни, возвеселися мой дух, срадуется сердце» - антифон, глас 4.
Мы здесь во дворе Господнем, т. е. в обители монашеской, но мирствуем ли мы здесь? Да (т. е. живем спокойно), но
во дворах Господних не есьмы!
Что же это за дворы Господни? Дворы Господни суть пять чувств; говорим: вера, любовь, милосердие, целомудрие и кро-
тость, - как говорится: «Научитеся от Мене, яко кроток есм и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Сии пять чувств запечатлел
Бог в человеке, говорим: в руках и в ногах, на память человеку (т. е. в знамение сих пяти чувств сделал по пяти
пальцев на руке и ноге). Но люди позабыли. Они оставили бремя (легкое), переставляют скалы и держат в руке канат,
в такую бурю!
Нынешние люди считают лучшим для себя не только скалы переставлять, но за благо почтут переставить Афонскую гору
на место Олимпа, а гору Олимп на место Афона, канаты кораблей всей вселенной предпочтут удерживать в руках во
время бури, нежели вступить под иго Господне! И Бог (все-таки) не отнимает своего ярма до часа судного, долготерпит,
налагает раны, чтобы люди опомнились!
Сии же пять чувств, которые (должны) хранить люди, (так же необходимы им), говорим: как пять пальцев на руке. Ес-
ли у кого не хватит лишь одного пальца, а останутся четыре, (все равно) его будут называть калекой, не так ли? То же
и с заповедями Божиими (т. е. хотя одной из них не соблюди, ты духовно уже урод).
К мирножителям. Мирны ли мы? Нет, но соблазняем друг друга!
Мирны ли мы? Нет, но предаем друг друга!
Мирны ли мы (т. е. в возражение тем, которые утверждают, что, удалившись от мира, они мирствуют, хотя и не подвизаются
о спасении)? Нет, но презираем друг друга!
Мирны ли мы? Нет, но осуждаем друг друга!
Мирны ли мы? Нет, но не покоряемся друг другу! И как прейдем мы таким образом ко дворам Господним, чтобы возве-
селился дух наш и сорадовалось бы сердце наше?
Мирны ли мы так, чтобы возвеселялся бы дух наш? Нет, соделали мы дух наш диким по отношению к тем пяти чувствам
и мирны (при этом).
Мирны ли мы так, чтобы и сердце наше сорадовалось бы? Нет, мы (хотя и) мирны, но почему же сердце наше стало
жестким по отношению к этим пяти чувствам?
(Если мы мирны, как то предполагаем), то почему же сделались такими непокорными и безумными? Потому, что люди
ныне уклонились от долготерпения. Потому, что отстранились от легкого бремени, приблизились ко бремени тленному, без-
плодному, тягчайшему, вступили под него, и несут на плечах своих сие бремя, как будто кто их на рабство осудил, несчаст-
ные люди! Позабыли они совсем, что они монахи, что они находятся не на базаре, а во Святой Горе, говорим: во дворах
Господних в уделе Всецарицы, Честной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии! Матери долготерпения,
Всепетой Богородицы, христиан Предстательницы, Посещения архиереев, Покрова иереев, Путевождя в жизни монашеской,
Охранительницы девства и целомудрия, монашеской жизни Наставницы!
(продолжение далее).