ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О Монашестве.
Глава 22.Сравнение монахов, отступивших от иноческого подвига, с неблагодарными израильтянами.
Бог возлюбил человека словом и делом, а человек презрел Бога словом и делом; так израильтяне, чрезмерно
любимые Богом, явили Богу великую неблагодарность. И ныне монахи, отпавшие от иноческого подвига, за
многую любовь к ним Бога, избавившего их от агарянского плена, т. е. от мира греховного и насилий
агарянских, творимых над мирянами, Бога, приведшего их в землю мира и спасения, явили неблагодарность Богу, бросили
путь спасения, презрели призвание Божие, впали в излишества телесные, как будто и Бога всевидящего нет!.. Мысль
их окружена плотскими вожделениями!.. Всецело вожделевают они жизни погибельной, презрели и презирают жизнь
спасительную, а в оправдание безчувствия своего говорят, что в нынешнее время без житейских попечений трудно
управиться и без хлопотливых забот нельзя и жить!.. С таким отрицательным убеждением, в невозможность ведения в наши
дни жизни нестяжательной, отказываются они от монашеского подвига совсем - с отчаянием безнадежности говорят и толкуют
так: если не будем иметь огромных домов, разнообразной роскоши, многоразличных трапезных снедей, если не будем
о всех этих суетах заботиться, то не можем понести монашеской жизни; без сих плотских утешений она
невозможна (1) .
Евреи, будучи неблагодарны к освободившему их от фараона Царю Славы, наконец отреклись от Господа и распяли Его,
своего Освободителя, Царя Славы; ныне люди отреклись от Царицы Спасения, призвали себе на помощь царицу погибели,
многопопечительную суетливость; заботятся лишь о пагубном скряжничестве, которым и грязнят свою душу.
(1) Эти слова надобно понимать в том смысле, что и при внешнем благоустройстве монастыря не надобно забывать о «безмолвии,
схимничестве и затворе». Хорошо, посему, поступают на Афоне благоустроенные обители, которые устрояют особые
скитки для ревнителей безмолвия. Например, Пантелеймонов монастырь, по величине походящий на городок, для любителей
безмолвия устроил особый скит («Фиваиду»).
(продолжение далее).