Саныч писал(а):vnifantiy писал(а):Евреи, будучи неблагодарны к освободившему их от фараона Царю Славы, наконец отреклись от Господа и распяли Его,
своего Освободителя, Царя Славы;
Евреи отреклись от еврея (Христа) и распяли еврея (Христа). Я Вас правильно понял?
ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГОГлава 18.
Сравнение человечества Христова с цветком розы и Божества Его - с благовонием ее,
рода же иудейского -
с колючим кустом розовым.Род иудейский есть род неблагодарный, и ради этой неблагодарности им глаголали пророки Духом Святым,
дабы уготовать род иудейский к приятию дара Духа Святаго.Тридцатилистное дерево (т. е. розовое, ибо в розе насчитывают по тридцати листочков), если не имеет цвета,
непотребным делается, - не так ли? Но цвет благоукрашает сие негоднейшее дерево, и люди имеют его в чести. Когда же
цвет с дерева опадет, то чем делается оно, не остается ли оно непотребнейшим?
Так стало и с родом иудейским, когда
он утратил цвет Всесвятаго Духа.Прекраснейший этот цветок есть цвет девства, а благоухание его есть Божество Бога. Посему говорится: «Красоте девства
Твоего... Гавриил удивися... - Богородичен отпуст, глас 3.
Чтобы сбросить с себя цвет (т. е. утратить его прогневлением Бога), листья (иудеи) восстали против цветка. Говорим: соб-
рался весь род иудейский, чтобы скинуть цвет Всесвятаго Духа с рода своего. О сем сказано: «Вскую шаташася языцы
и людие поучишася тщетным? Предсташа царие земстии и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. Расторгнем
узы их и отвержем иго их!» (Пс. 2, 1-3).
Посему, когда спрашивал Пилат собравшихся иудеев: «Что сотворю Исусу?» - собравшиеся в один голос отвечали: «Ско-
рей, скорей, распни Его». Не довольствуясь высказывать это голосом и говорить: «Да распнется», они и руки вверх подни-
мали, показывая как Его распять, другие же крест руками изображали, чтобы так Он был распят, и все вместе вопияли:
«Да распнется!»Поэтому Пилат, видя такую ярость иудеев, осудил Его на распятие.
Он же волею распялся ради спасения человеческого.Ради того (т. е. промыслительно, попущением Божиим) повелел Пилат бичевать Исуса, сплести терновый венец и воз-
ложить его на главу Исусу, потом взял воду, умыл руки свои пред собравшимися иудеями и сказал: «Не повинен я
от крови Праведника сего, вы узрите».
И отвечал весь народ едиными устами: «Кровь Его на нас и на чадах наших». Сие
было взыскание, которого они добивались «против Господа и против Христа Его» (т. е. чтобы Кровь Его пала на них
и на чад их, в безумии их греховном). И получили его (т.е. то, чего искали) в час тот, и злосчастное сие клеймо пребывает
на них и доныне!Поэтому венец терновый возложили на главу Его ради посрамления, но Исус этим прославился, прияв волею венец
на главу Свою, над которою трепетала рука Предтечи; они же сами себя посрамили, ибо тем возложили на свои главы
проказу Гиезия...
И доныне на детях их пребывает клеймо, которое они себе испросили и сказали: сия каплющая кровь
не только на нас, но и на чадах наших да пребудет. Посему остается проказа Гиезия на главе их и доныне!Почему же не процвел тридцатилистник (т. е. роза) на каком-либо полезном дереве и на прекрасной ветви, но процвел
на колючем дереве и безплодной ветви? Потому, что не находилось другого, столь безплодного и непотребного дерева.
Ради сего и процвел такой цветок, чтобы благоукрасить сие дерево с его безплодной ветвью. Какая же потреба быть сему
прекрасному цветку на таком дереве? Процвети он на ином дереве, сказали бы так: «Само дерево прекрасно, оттого и
процвел на нем такой прекраснейший цветок».
Говорим: почему воплотился Христос от рода еврейского, а не иного рода?
Потому, что не нашлось другого рода, подобного ему, неблагодарного; посему и воплотился Христос от евреев, чтобы
благоукрасить сей род еврейский. Но неблагодарность омрачила иудеев и не познали они спасения человеческого, Которое
воплотилось в их среде.
Так и ныне помрачившиеся люди, впав во тьму безчувствия из-за многопопечения и житейских
забот, скинули с себя прекраснейший цвет монашеской жизни и уклонились в одно безполезнейшее попечение о плотском.Цвет спасения презрели, а цвет погибели предпочли. Ложь ублажают, хищение восхваляют, осуждением утешаются, о
спасении же душ своих - нерадят. Утешаются цветком осуждения, считая его благоуханным, а он - злосмрадие и проказа.