Академик писал(а):Triv писал(а):Там же, под действием 100 – тонного пресса по всей поверхности, в щепки разлетелся обрезок бруса 12смх12смх50см (это уже к вопросу о прочности деревянной тележки, на которую опиралась 600 – тонная гранитная Александровская колонна при подъеме)…
Опыт с обрезком бруса проводился и вдоль, и поперек волокон – результат одинаков…
А какой вес колонны давит на тележку?
Порядка 300-от тонн, учитывая, что центр тяжести лишь незначительно смещен в сторону основания колонны.
Пожалуй, здесь следует рассмотреть процесс подъема колонны чуть более подробно.
Для начала необходимо разобраться с точками крепления канатов на самой колонне.
Полоска красной изоленты показывает расчетный центр тяжести колонны, а синяя полоска показывает допустимый запас погрешности определения центра тяжести (учитывающий с большим запасом приближенность расчета), при котором еще точки крепления канатов к колонне 10,11, 21,22 (и соответствующие точки крепления с противоположной стороны, т.е. всего 8 точек) оказываются ниже центра тяжести колонны).
Что это значит?
- А это значит, что 8 кабестанов из 60 –ти не помогают подъему, а наоборот, затрудняют...
Подъем колонны за точки выше центра тяжести
Подъем колонны за точки ниже центра тяжести
Как видим из фотографий, вышеприведенное замечание вполне справедливо.
Ранее я уже приводил картинку, поясняющую тот факт, что 24 верхние точки крепления канатов к колонне (1,2,3,12,13,14, 23,24,25,26,27,28 и 12 точек с другой стороны колонны) помогают подъему колонны только до определенного момента
С этого определенного момента 24 кабестана должны уже работать не на подъем, а на спуск (крутиться в противоположную сторону).
Итак, для дальнейшего подъема остается лишь только 60 – 8 – 24 = 28 кабестанов.
При дальнейшем подъеме начинают мешать еще работа 10 –ти кабестанов (точки крепления 4, 5, 6, 29, 30 и пять точек с противоположной стороны)
В работе остается 18 кабестанов.
Дальше уже начинают мешать приданию колонне строго вертикального положения точки 7, 8, 9 и три соответствующие точки с другой стороны (т.к. они расположены близко к центру тяжести, и подвешенная за них колонна принимает наклонное положение)
Итак, остается 12 кабестанов
Далее, дергая за оставшиеся нитки методом “научного тыка” (поочередно дергая разные нитки), наконец-то, кое-как удалось поставить колонну вертикально, правда только при помощи 8 кабестанов (остальные 4 из 12 были тогда не подвязаны).
Теперь остается самая малость – снова приподнять колонну и вытащить из-под нее тележку (на последних двух фотографиях она была уже убрана)…
Вот как описан этот процесс подъема Александровской колонны в статье профессора Н. Н. Лукнацского (Ленинград) в журнале "Строительная промышленность" №13 (сентябрь) 1936, стр.31-34
Колонна двигалась вместе с тележкой горизонтально и в то же время постепенно поднималась вверх; в момент отделения ее от тележки 3 кабестана, почти одновременно, из-за спутанности нескольких блоков остановились; в эту критическую минуту один из верхних блоков лопнул и упал с высоты подмостей в середину группы людей, стоявших внизу, что вызвало некоторое замешательство среди рабочих, окружавших Монферанда; к счастью команды, работавшие на ближайших кабестанах продолжали итти ровным шагом — это быстро внесло успокоение, и все стали на свои места.
Вскоре
колонна повисла в воздухе над пьедесталом (!!!), остановив ее движение вверх и выравняв строго вертикально и по оси помощью нескольких кабестанов, дали новый сигнал: все, работавшие на кабестанах, сделали поворот на 180° и начали вращать их рукоятки в обратном направлении, спуская канаты и медленно опуская колонну в точности на свое место.
https://visualhistory.livejournal.com/1026746.html
...
Полезно также посмотреть на пятно контакта колонны с тележкой при подъеме колонны
...
При рассмотрении альтернативных вопросов полезно будет послушать кандидата исторических наук Жукова Андрея (начиная с 2:12)