ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. О Монашестве.
Глава 24. Увещания кавсокаливитов быть нищелюбивыми.
Вы скажете (про некоего нищего Ивана, проживавшего в полном нестяжании в одной пещере близ Кавсокаливы),
что он беззаконничал? Я не говорю вам, чтобы вы подражали беззаконию его (по-видимому, у этого нищего Ивана
была какая-то явная немощь, может быть, он выпивал?), но говорю вам о безпечности его (т. е. отрешенности от земного),
в которой он пребывал тридцать лет. Прожив в стольких злостраданиях, он не заботился ни о кресале (кремне), чтобы
высечь огонь, ни о жаровне, чтобы развести жар, ни о сребре и злате; рукоделья человеческого не творил, постели себе
никогда не постелил; не ведал ни кушанья варить, ни о продаже пещись, ни о покупке заботиться. Спрашиваю я вас:
где живет человек сей с такой жестокой жизнью (т. е. не здесь ли с вами, говорящими, что ныне нет больше возмож-
ности так жить)? Вы скажете мне: «Не призирай мы его телесно, не мог бы выносить он такой жестокой жизни».
Вот, вас призирает Бог, помогая вам с безграничною милостию милосердия Своего... Почему же вы не подражаете такой его
жестокой жизни, прогневляя Бога многопопечительностию заботы? Как вас милует Бог, так милуйте и вы его... Вы же
(хвалящиеся милостыней своей, подаваемой ему), как пренебрегаете им?! Приходит он к вам в дом, вы же изгоняете
его с безчестием, точно какого злодея!.. Поскольку пред людьми он кажется злодеем и беззаконником, постольку вы злодеи
и беззаконники пред Богом... Беззаконие же его есть немощь; он немощствует, вами искушаемый; если вы не будете его
искушать, тогда и он перестанет немощствовать. Искушается он злыми духами, а вы искушаете его делом искусительным;
как человек, он побеждается в этой страсти, но бремя искушения, которым вы искушаете его, тяготеет на вас (досл.:
уделено вам). Искушение же ваше есть сие: приходит он, чтобы вы уделили ему немного хлеба; вы же, вместо хлеба,
раскаляете его вашим празднословием, он впадает в это беззаконие и, возвратившись в дом свой, псилафизуется (т. е.
искушается в помыслах) вашим празднословием... Посему, вам уделено беззаконие (1) его, и вы дадите двоякий ответ за
эту душу: во-первых, дадите ответ вместе с богачом (евангельским), во-вторых, дадите ответ о душе сей за ваше иску-
сительное празднословие.
(1) Нравственная ответственность за его беззакония значительною своею долей упадет на вас.
(продолжение далее).