ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ОБЛИЧЕНИЯ ГРЕХОВ СВЯТОГОРЦЕВ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ.
Глава 12. Обличение скитян в похищении поминальных свечей с панихид.
Услыхали таковые слова мертвеца и все предстоящие, изумились и сказали: «Что это означает?» Церковник же, услыхав
такие недоумевающие восклицания предстоявших, рассказал им все подробно; все изумлялись, а предстоятель скита сказал:
«Горе нам, увлеченным в западню осуждения и похищения поминальных жертв! Мы беремся поминать, но поминаем не
по Бозе, поминаем с раболепным, хищным и лживым чоловекоугодием, похищаем чужие беззакония, чтобы измывать их
своими молитвами, собственные же беззакония оставляем - эти беззакония возгосподствовали над нами; мы же не за-
ботимся изглаждать собственные беззакония, а стараемся лишь о том, чтобы смеяться о неправдах поминаемых на бдении
людей и говорить: этими молениями мы оказываем услугу покойникам! Сами же похищаем из храма с поминального
бдения свечи, убегая с ними в каливы свои.
Вот и этот мертвец ныне исповедует свои беззакония, это он исповедует для нас, чтобы мы поняли наше безчувствие,
чрез которое не ощущаем того, в каком положении находимся». Вот какую исповедь произнес первый старец скита, говорим:
иеромонах Сильван (1) .
Делается так и ныне: дикей звонит, братия собираются в собор, иерей делает «благословен», чтец читает и один лишь
себя слушает, прочие же люди выходят вон из церкви, устраивают кучки и кучки; каждая кучка имеет свое особое празд-
нословие; одна осуждает, другая осуждает и третья осуждает; всю ночь стоят они снаружи, вне бдения; празднословие, осуж-
дение, предательство, оклеветание и блудная беседа - не отступают от их оскверненных уст. Если же кто выйдет из
церкви, сейчас же происходит волнение в бесовских кучках (2), кричат тому, который вышел изнутри и говорят: «Есть раздача
свечей?» Тот говорит: «Не знаю»; его тотчас укоряют с осуждением, за то, что пришел из храма и не знает. Когда это
говорят, идет изнутри другой, спрашивают и его: «Есть ли раздача свечей?» Если тот скажет, что будет, то кучки опять
собираются и говорят: «Посидим еще немножко и побеседуем, пока не получим свечек». Садятся и разговаривают о пред-
метах, никакого духовного значения не имеющих; оканчивается бдение, чтец начинает поминовение (т. е. панихиду), они же
все еще погружены в (прения) о своих мнениях; когда дикей раздаст свечи, то, взяв их в руки, воровски удаляются в
каливы свои и сокровиществуют свечи, оставаясь должными за поминовение до часа смерти своей, подобно тому покойнику.
О, досточтимейшие отцы мои! Почему не чувствуете вы спасения своего?
Теряете сон, несете труд, долготерпите долготу ночи, почему же не подвигаете терпения своего, чтобы не исходить наружу? (3)
Древо одно вы украшаете, а плод его теряете; какая же польза? И не только теряете вы собственный плод, но лишаете
(пользы) и то сухое древо, которое стараетесь оплодотворить (т. е. поминаемого), не только не оплодотворяете, но до кор-
ня его иссушаете. Вы ищете спасти грешную душу свою в монашестве, но не только не спасли ее, но губите, от конца
ногтей ног до верхушки головы!
(1) На Афоне у русских иноков поминовение совершается очень усердно и благоговейно (разумеем русские обители крупные,
благоустроенные); в мелких обителях, особенно иноплеменных, дело обстоит слабее...
(2) Т. е. кучках осуждающих и празднословящих и тем самым выполняющих волю бесов.
(3) Т. е. из храма во время поминального бдения.
(продолжение далее).