Завкаф писал(а):Я предлагал, по более поздним гравюрам попробовать понять, что за храм Махаев вынес на свой вид, потому что с подобного ракурса вдалеке так же видны купола некого храма, но что-то как- то все приложили на это
Вот план 1753г
https://www.davidrumsey.com/luna/servle ... 591~900075Вот план 1828г.
http://www.etomesto.ru/map-peterburg_1828/Только три ближайшие церкви с очень большой натяжкой могли попасть в поле зрения Махаева при рисовании данного вида:
Это шведская и лютеранская церкви на Малой Конюшенной улице, а также церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Невском проспекте.
Но ни шведские, ни лютеранские церкви не имели и не имеют куполов в виде луковиц на православных храмах.
Шведские церкви
https://yandex.ru/images/search?text=%D ... source=wizЛютеранские церкви
https://yandex.ru/images/search?text=%D ... D0%B8&lr=2Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
А на рисунке Махаева видны конкретно купола-луковицы.
...
И не следует также забывать про акварель князя Г.Г. Гагарина (в Русском музее сохранился еще один аналогичный набросок в карандаше):
У князя Г.Г. Гагарина было хобби рисовать и именно то, что он видит.
Данный рисунок 1832г. он сделал с окна здания Министерства иностранных дел, где он служил.
Для справки:
Гагарин Григорий Григорьевич (15.05.1810 - 18.01.1893) - "1829 -вступил в Минестерство иностранных дел секретарем (актуариусом) и прикомандирован к русскому посольству в Париже. 1832-1833 -перемещен в Азиатский депортамент Минестерства иностранных дел. 1833, апрель - пожалован в камер-юнкеры. 1834, июль, 3 - причислен к русской миссии в Константинополе. 1835, июнь, 6 -получил чин тайного советника (?). 1837, август, 3 -младший секретарь русского посла в Мюнхене. 1839 - возвращение в Россию. 1840, апрель, 3 - чиновник особых поручений при Азиатском депортаменте. 1841, июль, 1 -поручик Лейб-гвардии Гусарского полка. 1842, август 15 -(нрзб.) 1850, январь, 2 - получение Св. Владимира IV степени за отличие в сражении при Кюрюк-Дере. 1858, август. 30 - генерал майор с назначением в свиту е.и.в., 1859, май, 28 - вице-президент Академии художеств. 1864, ноябрь, 4 - тайный советник и гофмейстер двора е.и.в. 1872, ноябрь, 4 - почетный член Академии художеств. 1893, январь, 18 - умер.
ГНБ, ф. 218, к. 680, ед. хр. 84, л.1-3.
Выдержки из статьи А.В. Корниловой "Г.Г. Гагарин в Питербурге":
«В Петербурге и его окрестностях существует множество мест, непосредственно связанных с именем Г.Г.Гагарина (1810-1893), известного художника, архитектора, вице-презедента Академии художеств, общественного деятеля и автора работ в области теоретического осмысления истоков "русско-византийского" стиля.
Многие поколения предков Гагарина родились и прожили жизнь в Петербурге. Сам же Григорий Григорьевич принадлежал к младшей ветви рода, ведшей свое начало от Михаила Ивановича Гагары (XVII колено от Рюрика)
Отец его, Григорий Иванович, известный дипломат и государственный деятель, был одним из просвещеннейших людей своего времени.
Немалую роль в семействе играла мать художника, Екатерина Петровна, урожденная Соймонова. Она происходила из древнего и знатного рода. Отец ее, Петр Александрович, служил статс-секретарем Екатерины II, а дед со стороны матери - генерал-майор И.П. Болтин, был известным историком.
Свидетельством того, что Гагарин начал рисовать достаточно рано, служат подписи под его рисунками: "G. Gagarine 1816" или на альбомных переплетах.
Дом Гагариных в Риме стал одним из центров русской художественной жизни. Постоянными посетителями его были пенсионеры Академии художеств: Карл и Александр Брюловы, Ф.И. Бруни, С.Ф. Щедрин, П.В. Басин, С.И. Гальберг.
Вместе с К.П. Брюловым Гриша Гагарин писал декорации для домашнего театра.
У него (у Брюлова) многому можно научится, и Гагарин учился, не подражая, но со вниманием наблюдая за работой мастера.
Обеспокоенный июльскими событиями отец художника, Григорий Иванович, приехал в Париж и, уладив дела, увез сына в Италию, а затем и в Россию. Путь на родину был долгим. Впечатления от него сохранились в дорожных зарисовках Гагарина.
Собственно , дорожные альбомы - небольшие карманные книжки в холщевых переплетах с петелькой для карандаша- своеобразные рисованные дневники. Каждый день, чем-либо примечательный для владельца, каждое впечатление находило здесь свое место. Виды городов и отдельных памятников, их непрерывное чередование , словно кадры видового документального кинофильма, только в графическом исполнении, проходят перед зрителем.
Именно дорожные альбомы Гагарина с хроникальной точностью подтверждает даты его отъезда из Италии и возвращения в Петербург. Здесь и палуба корабля, на котором отбыли путешественники, и города, которые они проезжали, и Кронштадт, где впервые после шестнадцатилетнего отсутствия ступили на русскую землю. И, наконец, - Петербург.
Впечатления Гагарина от первого знакомства с Петербургом нам неизвестны, выссказывний по этому поводу не сохранилось. Однако симптоматично, что в дорожном альбоме сразу же после изображения набережной Кронштадта следует набросок Казанского собора со стороны Невского проспекта и силуэт Петропавловской крепости. Кроме этих памятников , ставших символами Петербурга, других архитектурных мотивов в альбомах Гагарина этого периода не встречается.
Художника явно привлекали жанровые уличные сценки: мужики-каменотесы на набережной Мойки, обрубавшие молотками гранитные глыбы, прачки, полощущие белье у спуска к Екатериненскому каналу, разносчики и торговцы с лотками и корзинами. Вереницы сцен и типов , чередуясь друг с другом, словно в калейдоскопе, мелькают на страницах альбомов, воскрешая быт, схваченный наблюдательным и зорким взглядом рисовальщика.
Эти яркие и убедительные образы во многом сродни тем, что часто встречается в альбомной графике тех лет, принадлежащей художникам - любителям. Их роднит живость восприятия, непосредственность видения и легкая очерковая манера рисунков, сделанных на лету и не претендующих на звание художественного произведения. Собственно, графика Гагарина этого периода и была продолжением альбомных штудий французского и итальянского периода, Петербург лишь внес свой особый колорит.
Служба в Коллегии Министерства иностранных дел ввела Григория в новый для него мир чиновно-бюрракратического Петербурга. Альбомы этого периода являются своеобразной хроникой , повествующей о буднях Азиатского депортамента. На переплете одного из них в овальном картуше помещена надпись: "Russie. 1833. 31 page. Groquie" ( "Россия. 1883. 31 страница. Наброски"). На обороте переплета - другая надпись, уже по-русски, - "Чин чина почитай, и дом дому не указ".
Протоколист по должности и рисовальщик по призванию, Григорий Гагарин внимательно фиксировал все увиденное и аккуратно заносил в свой альбом».
Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга: Исследования и материалы. Вып. 4. - СПб.: "Белое и черное", 1997. Стр. 237-272.
Многие оппоненты пытаются объяснить, что развалины изображенного Гагариным оштукатуренного и покрашенного здания с окнами являются каменным фундаментом для опоры лесов, изображенном на рисунках Монферрана...
I - проемы окон
II - толщина стен
III - край осыпавшейся штукатурки
IV - штукатурная сетка (или швы кирпичной кладки)
V - покраска проема окна
Спорить с такими слепыми критиками совершенно бесполезно...