Академик писал(а):Итак, подытожим.
Попробуем, сообща…
Мы имеем два махаевских первичных грубых (для производства гравировки) карандашных наброска видов с Невы из частного (скрытого от всеобщего обозрения) собрания С.Э. Чабана, сравнительно недавно впервые опубликованных К.В. Малиновским
Причем, есть подозрение, что эти рисунки делались не с натуры (зимой, со специально сооруженной вышки, установленной на льду Невы, с использованием камеры-обскура), а с древних гравюр.
Основанием для такого предположения является:
1. Более четкая прорисовка деталей на гравюрах, чем на рисунках, с которых якобы эти гравюры создавались. Такой пример с чистовым рисунком приводился уже ранее (пример в конце сообщения)
viewtopic.php?f=178&t=1143&start=400#p385192. Безвылазная работа Махаева над видами города в мастерской Ландкартно-словорезной палаты под караулом (“Канцелярия разрешила снять с него кандалы, но приказала оставить его под стражей и запретила выходить из мастерской Ландкартно-словорезной палаты.”)
viewtopic.php?f=178&t=1143&start=370#p38276Эти наброски (скрытые от глаз, т.к. находились в частной коллекции) сильно противоречат официально опубликованным гравюрам в отношении расположения трех (пяти) куполов.
Причем, сравнивая наброски и гравюры видим, что то место, где на набросках показаны эти купола, на гравюре отрезано, а на другой гравюре купола появились в том месте, в котором на наброске они отсутствуют.
Присмотримся теперь к самим куполам повнимательнее.
Рассмотрим расположение куполов на гравюре и на рисунке
Видим, что на чистовом рисунке (не на наброске) все эти три купола расположены на верхней части ломанной крыши самой высокой части дворца.
А вот на гравюре эти же купола на этой же верхней части ломанной крыши уже отсутствуют. Они таинственным образом переехали на более низкую часть другой крыши вглубь двора…
На гравюре вида Невского проспекта от Фонтанки мы видим эти же купола, правда они выросли до гигантских размеров (оказались выше всей двускатной крыши). Более того, они нарисованы вопреки всем правилам рисования аксонометрии (как, впрочем, и на первой гравюре с куполами)
А это уже ставит под сомнение то, что они были нарисованы рукой художника Махаева с его опытом рисования перспективы. И вообще похоже, что все эти купала и на чистовом рисунке (но не на наброске), и на гравюре пририсованы позже другой малоопытной рукой...
Далее, надо вспомнить желание Петра I установить триумфальную колонну, макет которой очень сильно напоминает Александровскую колонну.
Опять же надо вспомнить чертежи Растрелли с указанием предполагаемого места памятника Петру I, в точности совпадающим с местом расположения Александровской колонны.
И, наконец, надо очень внимательно разобраться с акварелью Г.Г. Гагарина “Колонна в лесах”, где явно просматриваются развалины некого здания, внутри которого располагалась колонна…
Рассмотрев все это, и прибавив сюда физическую невозможность подъема колонны по описанию Монферрана (проверено на модели), а также всевозможные сложности, связанные с изготовлением и транспортировкой колонны, можно будет осторожно подойти к некоторому итоговому суждению…