Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 21 июн 2019, 12:41

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть пятая . Описание явлений Святого Нила Феофану.

Глава 6. Явление святого Нила Феофану 18 января 1817 года - наяву - на дороге, и 18-часовая беседа.

Что же это за высокомерие в нем, которым он, несчастный, прельщается, сам того ни мало не сознавая (псилафизуется)?
Прелесть эта (псилафизм) есть сие: когда он идет, то помысл в нем говорит: "Я хожу с такой скромностию, нет здесь в
скиту другого подобного мне, я служу хорошим примером всему братству". Когда сидит и с кем беседует, то говорит с
тем же псилафизмом, то есть высокомерно; если собеседник скажет что, не угодное его властительскому уму, он тотчас
гневается. Когда сидит за трапезой, тоже насыщается своим псилафизмом (т. е. пребывает во власти той же страсти высо-
коумия), ищет ропотливым, склонным к осуждению и властительским разумом какого-либо повода (т. е. празднословия
и, перебирая недостатки ближних), и найдя благословную причину осудить кого, - гневается, как никто другой. Когда
читает в церкви, - таким же образом прельщается, псилафизуется. Когда кто посетит его, тотчас возносится над при-
шедшим, считая долгом начальственно поучать его, и сим прельщается (псилафизуется).
Пусть Герасим не прельщается мечтой спасаться в одиночестве».
Здесь святой привел ряд примеров, чтобы уяснить сколь предпочтительнее спасаться в общежитии и сколь много теряют
те подвижники, которые, успешно подвизаясь в послушании, ловятся на прелестную диавольскую удочку вожделения пус-
тынной жизни, которая им не по силам; бросив свой посильный подвиг послушания, удаляются они в пустыню и погибают.
В общежитии страсти, как посторонние подмеси в масле горящей лампады... «перегорают, души очищаются, просвещаясь,
как солнце, и светятся в лике преподобных».

Выслушав эти слова, Феофан сказал святому: «Из твоих слов я могу заключить, что ты хочешь убедить меня покинуть
мое нынешнее жительство и вступить в общежитие, но ты напрасно стараешься; я этого не сделаю, ибо узнал что за
добро общежитие - только одна слава, что общежитие. Ты же расхваливаешь так общежитие за то, что мой бывший
игумен Савва - земляк тебе (Мореец), оттого-то ты так его и восхваляешь».
Святой: «Да разве ты пригоден для общежития, несчастный? Ты для общежития, - что подошва для грядки, которая толь-
ко и может, что топтать свежие побеги и портит молодые растения огородника, за это огородник и изгнал тебя вон.
Итак, будучи изгнан огородником, - куда ты больше денешься, как только в пустынное место (досл.: непотребное место).
Таков и ты, непотребная подошва общежительская, которую изгнали оттуда, чтобы не отравляла других, изгнали в место
никому не нужное, чтобы ты смердил себе там, где живешь, и смердишь величайшим смрадом.
Впрочем, для тебя послушание общежития заменяет сие: исполняй все то, что сказал тебе святой; без совета и без
спроса ничего не предпринимай и никуда без совета не ходи, ибо как сказано: муж безсоветен - сам себе враг.
Выслушай, о, уединенник, еще одну притчу, как прекрасно блестят камешки на морском берегу...
Невозможно постичь искусство монашеской жизни и обрести мир душе ( т. е. свободу от страстей), без пособия
послушания...

...Ушедший из общежития в одиночество потом возропщет и скажет: "Зачем не остался я в общежитии, ибо я теперь
страдаю от внутренней мысленной брани" (гл. 2, часть 3)». На это Феофан возразил: «Что же ты-то, расхваливая так
общежитие, живешь одиноко и не поступаешь в него? Наверное оттого, что деньги имеешь, не хочешь лишиться их, и много
у тебя всякого добра». Святой же продолжал: «Да, предпочитают одиночество общежитию именно ради того, что дорожат
своими деньгами и своими кастрюлями... то есть следованию своей воле и помыслам...» Посем, завершив свою речь о преи-
муществах общежития, святой коснулся и главного порока в нем, многословия, и, сравнив многословие с ехидною, рож-
дающею только подобных ей ядовитых ехидн, истолковал троякое девство души, и отсюда, сравнив добродетели с голубем,
горлицею и соловьем, голубь - образ чистоты и незлобия, горлица - целомудрия и молчания, соловей - любви к Богу
и молитвы,
начал многие свои поучения и слова о разных предметах.
Толкование преподобного, как неверие и похоть (1) рождают грех и как грех рождает смерть; толкование грехопадения
прародителей и сказание о том, как Бог готов был простить людей, если бы они покаялись, и как люди ожесточились
сердцем, после чего святой сказал: «Вот и ты с твоим советником творите то же самое: предпочитаете путь погибели.
Как Бог дал Адаму заповедь, чтобы он спасся чрез соблюдение ее, так и преподобный отец ваш Нил дал вам спасительную
заповедь, чтобы она послужила бы для вашего спасения, но вы так же презрели спасительную для вас заповедь преподоб-
ного, как Адам и Ева презрели заповедь Божию...»
Истолковав грехопадение Адама, святой уяснил, сколь великою благодатию обладали люди, как они были светосиянны,
и сколь прекрасен был рай, посем изъяснил братоубийство Каина (часть 2, глава 2). При сем святой открыл, что Авеля
Бог облек первого благодатию молиться за брата своего.
Посем святой изобразил, как после Адама грех перешел во все человечество, как овладел человечеством, подобно тому,
как плющ овладевает деревом. При этом он разделяет грехи на 33 главные ветви, подразделяемые на три категории, причем
поясняет, как вера, надежда и любовь соединяют человека с Богом, и как наоборот: неверие, отчаяние и злоба соединяют
и уподобляют человека диаволу.
Говорит здесь также о том, что побудило Господа сойти на землю, учредить Церковь и
снабдить ее Телом и Кровию Своей, подобно как соком лозным - грозды, и, как наоборот, диавол передает грешникам свою
сущность и пятиобразие греха. Как ведут борьбу из-за спасения и погибели каждого человека добро со злом (подразумевается
благодать со ангелом-хранителем и злой дух). Сравнение греха с азбукой, о книге жизни, и о том, как в делах людских
перемешиваются добродетели с пороками, то есть добрые и худые побуждения, вызывающие какой-либо поступок, сое-
диняясь в один звук, как буквы в слоге; будущий их разбор на Страшном суде. При этом святой сказал: «Тот, который
отпадает от Церкви, чрез несохранение трех чувств соединяется с адом, ибо беззаконники, т. е. нечистые духи, оплетают
беззаконного человека всевозможными оплетениями... и вполне овладевают им, иссушая все его соки и изнуряя душу его
всевозможными грехами.

Подобно сему, впал в бедственную власть беззаконников и ты с твоим доверенным (другом), вследствие неверия вашего;
они оплели вас и сделали нечувственными».
Услыхав эти последние слова, относящиеся до него, Феофан засмеялся, святой же Нил сказал: «Смеешься, несчастный?
Завтра будешь плакать». Затем он продолжал речь свою: «Итак, каковы же должны быть те несчастия, которым подвергает
себя беззаконник, впав во власть мучителей?.. Сие ведомо лишь тому, кто впадает во власть греха... сиречь бесов, как,
например, ты, беззаконник, изведал сие, впав во власть их».
Затем святой говорит о том, как пал Денница, какова зависть его к людям, как борят злые духи грешников грехами,
а праведников лестию; также сравнивает двоякое упоение грехом и Святым Духом, приводит в пример св. Иакова Пер-
сянина и других святых и говорит, сколько непобедима в людях сила благодати Св. Духа, и как призрачна сила отвер-
женных злых духов, уловляющих людей прельщениями и запугиванием...
Затем святой раскрывает, что именно открывает диаволу доступ в душу человека для искушения его, а именно: неверие
сердца, т. е. не только выраженное неверие догматам, но и в верующем - нечувствие живой веры, затем - нечистота и
отчаяние,
и сравнивает их с тремя дверьми дома, которые, когда бывают заключены, то неприступна душа для татя и
в ней воссиявает благодать... Затем приводит пример уловления души диаволом чрез лесть некоего
подвижника.
Далее святой убеждает грешников ни в коем случае не отчаиваться и обращаться с покаянием к Всещедрому Искупи-
телю, Который распялся за нас, а также поясняет, почему невозможно покаяние для злых духов.

Затем излагает, как произошел потоп, как Бог давал время на покаяние, и как возненавидели люди Ноя... Затем преподоб-
ный указывает на степень растления нынешних людей, обличая монашествующих в нерадении к богослужению, затем взывает
к посвятившим себя Богу, дабы внимали себе, хранили бы себя от пороков и соблюдали монашеские добродетели, причем
приводит притчу о паре, о самопожертвовании горлицы за горлицу, о последующем самоотречении и о скорбной жизни
горлицы (часть 3, главы 5-4).
В заключение сей притчи святой взывает к иереям, иеромонахам и досточтимейшим монахам, дабы старались подра-
жать сей горлице, также хранили бы себя от празднословия, особенно по св. Причастии, особенно иереи, которым подобает
весьма обдумывать и размерять слова свои...
Затем святой спросил: «Феофан! Ходил ли ты когда, хотя раз, в пещеру?»
Феофан: «Не хожу, ибо святой запретил мне ходить».
Святой: «Хорошо делаешь, что не ходишь, и не ходи, пока не сделаешься монахом; когда же примешь схиму, тогда ходи
в пещеру, и приими возвещение преподобного Нила, т. е. возьми на себя обязанность передать возвещенные им слова
людям, а также заботу о возжигании лампадки в пещере. Когда же примешь схиму, да не упустишь когда-либо надеть
ее на себя»...
Вслед за сим святой выяснил значение монашества, как воинствования Царю Небесному, сравнив разные степени мо-
нашества с разными степенями боевой готовности войска; привел пример доблестного и малодушного воина и, наконец, снова
обратился к Феофану: «Ходи в пещеру и приими завет преподобного Нила; потом приходи, и уходи и не замедляй, но
будь лишь - заходя и выходя - ибо, видя тебя там, смущаются, хулят сострадание и безмерную милость Божию, которую Он
сотворил тебе, недостойному созданию Своему, явившему такую неблагодарность в недостоинстве твоем благодетелю
твоему».
Феофан же сказал: «Не буду ходить, ибо впадаю в искушения». Святой: «Ходи и не бойся, ибо к тому времени успо-
коятся производящие соблазны, но только, когда ходишь, да не умедляешь, но уходи поскорее из окрестностей келлии».

(1) Здесь делается краткий обзор, пересказ (или конспект) речей прп. Нила, выше изложенных подробно.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3364
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 22 июн 2019, 15:25

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть пятая . Описание явлений Святого Нила Феофану.

Глава 7. Продолжение восемнадцатичасовой беседы. Обличение Дионисия, наставления Феофану.


Причина, почему святой сказал Феофану, чтобы он не ходил в его пещеру, пока не станет монахом, теперь же ска-
зал, дабы ходил в пещеру, но не умедлял в ней, а был бы только входя и выходя, - причина сего заключалась в
следующем.
Иеромонах Дионисий, игумен и старец келлии Спанон, что близ пещеры святого, не верил в подлинность чудес святого,
не верил, что святой на самом деле являлся Феофану и беседовал с ним, и посему не соблюл завета преподобного,
переданного ему чрез Феофана, продать его судно и пчеловодство; Дионисий полагал, что все это лишь выдумки Феофана
и поступал с Феофаном враждебно.
Ввиду этого и заповедал святой Феофану не ходить в пещеру, пока не сделается монахом; посему и Феофан отвечал святому:
«Не стану ходить, ибо впадаю в искушение»; святой же сказал: «Ходи и не бойся - к тому времени успокоятся производя-
щие». Эти слова были предсказанием святого и означали, что к тому времени имеет умереть иеромонах Дионисий. За неверие
в чудеса и явления прп. Нила Дионисий был ужален ехидною в голень, согласно пророчеству святого, как увидим ниже;
спустя двое суток по ужалении умер в лавре и похоронен, как странник на чужбине, по предсказанию прп. Нила; итак,
когда Феофан пошел в пещеру и сделался монахом, то Дионисий был уже мертв.
Продолжая речь о Дионисии, святой сказал: «Не соблюл он заветов преподобного Нила, ибо счел их, как за слова,
сочиненные тобой, стал противником преподобному и не только поспешил преступить заповеди преподобного, но воспламенил
и ядоужалил неверием своим всю внутренность (т. е. обитателей Св. Горы).
Неблагодарное неверие Дионисия сделалось господствующим во внутренности (т. е. внутри Св. Горы, картинно называемой
святым внутренностию организма, а неверие Дионисия, - ядом ехидны, отравляющим весь организм чрез язву в ноге).
И стали они (т. е. насельники Св. Горы) нечувственны к благодеяниям преподобного, ибо он отравил их ехидниным
ядом своего (1) неверия.
Когда ехидна ужалит лишь в ногу, яд ее входит во все тело, до всех глубин (т. е. до внутреннейших органов тела), все
тело человека ядонапояется, совершенно умерщвляется и погребается в землю; потом тело разлагается, остается только
мертвый скелет. Тому же подвергается и сей ядовитым жалом своим (т. е. такой же участи подвергает Дионисий, своею ху-
лою и неверием, монашество на Святой Горе, которое, если не примет увещаний святого, должно неминуемо утратить
духовную жизнь и стать духовным скелетом), отравляет чувствительность, да не восчувствуют предстоятели слушающих
(т. е. старшая братия монашествующих на Афоне) чудес преподобного. И, на самом деле, вследствие хулы Дионисия,
святогорцы не вняли угрозам святого и его призыву к покаянию и вот, через 3 года после приводимых изречений святого,
Св. Гору постигла страшная кара; она совершенно запустела, насельники ее большею частию лишились погребения во Св.
Горе, ибо принуждены были бежать со Св. Горы и умереть на чужбине. Этого бедствия не случилось бы, если бы проповедь
преподобного, переданная чрез Феофана, была принята святогорцами со смирением и верою. Так как, по словам святого,
главным виновником этого был Дионисий, то вот какую кару объявляет ему святой.
«Так как сему он подвергает Св. Гору и сего деятельно достигает ядом своего неверия, то и себе да ожидает такой
же кончины, т. е. на чужбине, от жала змия, - нечувственный сей! Да ждет он себе ехидну, которая чуждоизгонит его чрез
укушение в голень. Но не только он один подвергнется каре, но и другие, которые находятся в келлии сего мамонта (т.е.
тучного и слонообразного, каким был, по-видимому, Дионисий), являя подобное неверие и презирая монашеский подвиг. И
всякий таковой, находящийся в келлии сего мамонта, да не чает избавиться от ядовитой сей чаши и быть погребенным
на своей келлии, - но чашею сею будут ядонапоены они и погребены на чужбине!.. (2)
Что поделать мне с ними, несчастными! Жалко мне их, но им души своей ничуть не жалко!.. Предают они себя погибели...
Бог жалеет человека, но человек не жалеет души своей... Что можно пособить твоей душе, что может сделать тебе Бог,
когда ты добровольно предаешь душу свою аду?..
Если человек сам желает себе муки, - то что будет делать ему Бог? Он и
определяет ему: "Ступай туда, где ты сам себе уготовал место". Лучше было бы не родиться человеку тому, нежели услы-
шать от Бога таковые слова!..

Да остерегаешься же - да не входишь внутрь лавры. Ибо твоя воля превратная. Т. е. легко соблазняешься, когда пред-
ставляется случай ко греху, неустойчив в добродетели; посему многолюдство является для тебя опасным, око твое лукаво
с лукавым помыслом твоим... Имей сию свободу праздновать вне, т. е. ходить на праздники в большие обители и проводить
там праздник, - три раза в году: в Воскресение Господа нашего Исуса Христа, в Честное Успение Богородицы и празд-
ник архангелов. Там, где будешь проводить праздник, глаза свои вчетверо устрой (3) . Т. е. как говорится: смотри в
оба.
Ибо враг не спит, но безпрестанно кознодействует, дабы поглощать несчастных людей, подобных тебе... Как действует
и рыбак... Рыба же, приходящая туда, т. е. в сеть или на приманку, погибает.

Да хранишь себя от того, чтобы иметь монету в келлии твоей или носить при себе».

(1) Как бы в знамение сего греха, Дионисий умер чрез ужаление в ногу от ядовитой ехидны.
(2) При нападении на Св. Гору албанцев, когда многим инокам (конечно, и обитателям келлии Спанон) пришлось умереть не на Афоне,
а за его пределами.
(3) Это наставление хорошо годилось бы и для русских иноков на их монастырских праздниках.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3364
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 23 июн 2019, 13:52

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть пятая . Описание явлений Святого Нила Феофану.

Глава 8. Увещания, обращенные к Тимофею и Герасиму, о том сколько отмщает Бог, если кто коварно вытеснит кого из
места, назначенного тому Богом для спасения; притча о некоем царе-братоубийце.



Напрасно ты обезчестил доверенного твоего друга, Герасима, закляв его не служить. И что имеет он, чтобы не
смел служить? Разве имеет он что в себе такого, что ищет отсечь себя от богослужения? Ничего такого в нем
нет, а если и есть нечто, то от завистострастцев, как говорю я тебе. Но только пусть они сего не делают,
пусть потерпят человека того: пусть пока живут вместе, как и раньше. Если желает Герасим искоренить корень страсти,
то да исповедует ее, страсть свою, пред собратиями своими, ибо сам допустил ее укорениться в себе. Они же, т. е. братия
келлии Тимофея, которая намеревалась выжить Герасима с келлии, - да не сопричислятся к части Каина. Герасим же,
да не вменяет себе того, что пострадал, т. е. да не поминает тех обид и скорбей, которые перенес от некоторых из братии,
помня обещание, которое он изрек пред жертвенником. Пусть помнит коленопреклонения и те склонения рук к земле,
которыми он склонялся, творя обет свой: не покидать места своего пострига, что бы ни случилось, иначе болезненнейшее
страдание постигнет внутренности его... И тогда не получит он себе исцеления ни от человека, ни от милосердия Божия,
кроме смерти, смерть же будет ли целебна для болезненного страдания того (1) , - сие ведает Бог.
Да изберет себе из тех
двух одно. Во-первых, да повергнет на землю высокое мнение о самом себе, да отдаст свою волю другому человеку, да
вверит себя в послушание, да искоренит из сердца своего страсть завистострастную, да переносит всякие оскорбления
и от всех любя, а не только от тех, кого любит, или то, что любит. Если кто любит людей, люди же его не любят: какой
ему от этого ущерб? Дословно написано: какая ему польза, - но по смыслу, очевидно, следует перевести «ущерб». Это
и есть первое из двух. Да творит же благое и богоугодное пред всеми людьми и бысть ему Бог Помощник и Покрови-
тель... Если же нет, если не сделает сего, но удержит волю свою себе, т. е. не подчинит себя в послушание, будет
продолжать возноситься самомнением, - то да пожнет плод своих страстей... и да не говорит в себе, что Бог спустит;
Бог не забывает ничего, но лишь долготерпит, как долготерпит и ему... Бог пребывает на высоких и верви каждого, т. е.
как бы веревки от руля ладьи каждого человека, содержит в руке Своей и силою Своею правит веревками теми.
Того
же, кто сам отчуждается от Бога и веревки других желает спутать, Бог имеет в руце Своей, и за это желание по спра-
ведливости карает того, кто идет отрезать от руки Божией веревку другого. С тем случается то, что выпускается из рук
Божиих его собственная веревка; отсечь же веревку другого ему не удастся.

Если же веревка отсечется, есть путь и средство снова привязать ее. Кто же это?! Это есть жизнь, т. е. Господь
Исус Христос: «Аз есм Живот», и покаяние со стороны грешника.
Пример этому мы видим в преподобной Марии Еги-
петской.
Что такое исторгание веревки из руки Божией? Выпущение веревки Богом из руки Своей, т. е. предоставление человека
погибели есть отречение от Бога, как было с тем иереем, который искал, как бы отсечь веревку другого от руки Божией,
но вместо того вырвалась его собственная веревка. Потом сказал святой Феофану: «Знаешь ли ты
его?»
Феофан же сказал: «Не знаю, кто он».
Святой ответил: «В скиту был один иерей, подчинивший себя двум братиям, т. е. посвященным монахам, которые
владели келлиею и, приняв сего иерея, согласились вписать его третьим владельцем ее в омологию; за это он обещал им
великую признательность и безропотность. После сего делал он метание святой Анне. Когда происходил обряд принятия
его в число братии скита святой Анны, обещал быть прахом подножия ног сих двух братьев, пока не похоронит их. Однако
несчастный позабыл свое обещание, начал сеять в себе злое семя, которое произвело злой плод в его сердце следующим
образом. Возомнил он о себе, что, как иерей, он не может подчиняться двум братиям (простым монахам), а должен быть
правителем жилища С этим самомнением вошла в него страсть заботы о том, чтобы изгнать другое лицо, а самому остаться
в доме вторым. Никому не открывал иерей этой страсти, и мало-помалу укоренились в нем две страсти, т. е. зависть и
злопамятство. По великой своей зависти, он начал жаловаться, что терпит несправедливости, объявляя, что его выживают,
цель же его была отрезать веревку другого из рук Божиих, т. е. выжить второго владельца. Мало того, он еще и литур-
гисал с такою сокровенною страстью, литургисал, пребывая во враждебной страсти к своему
брату!..
Однажды пошел он литургисать с таким чувством; кончил литургию и вышел из храма. Но Бог не мог долее держать
такую веревку в руке Своей - и она выпустилась из руки Его!.. Мановением Господа Бога иерей сокрушился следующим
образом. Перестала идти вода по водопроводу к нему в келлию. Пошел, несчастный, исправить водопровод, но тут выпустилось
беззаконие его, т. е. пришел час воздаяния беззаконию его, он низвергся со скалы, убился насмерть».
Феофан сказал: «Не говоришь ли ты про о. Косьму, который свергся?» Святой же сказал: «Да. Видишь ли, какой смерти
он был предан! Хотя чашу эту, т. е. смерть, и все мы вкусим, но несчастны те люди, которые порабощены, т. е. так пора-
бощены грехам, что умирают во грехе, без покаяния!.. Когда же Бог принимает в руки Свои веревку от (руля ладьи)
человека? Т. е. особо промыслительно начинает править судьбою человека? Со времени крещения Господь берет кре-
щаемого в руки Свои.

Пусть Тимофей сходит на мельницу и пусть вытащит из мельницы мешок пшеницы. Если мельник воспротивится, чтобы
было оказано такое презрение к мельнице, т. е. такое правонарушение, то тем более Бог не допустит нарушить права
человека, говорим - изгнание брата из обители Его, но того, который находится в непокорстве и безчинии и никаким об-
разом не может исправиться, такой человек да изгонится и да искоренятся, да не присоединятся к его злу прочие
братия!..
Но он, т. е. Тимофей, да остережется, как бы ему не сопричислиться с некиим царем, который был умерщвлен людь-
ми; Тимофей же будет наказан Богом Спасителем.
Сей царь имел одного брата, которого рукоположил в диаконы, цель же поставления в священную жизнь была: да не
случится, чтобы он воцарился и не захватил бы его царства. Однако, рукоположив его в священный сан, царь не успоко-
ился. Страсть зависти гнездилась в сердце царя; мало-помалу дала она ростки и плод. Царь столь помрачился, что повелел
умертвить брата.

Когда умертвил царь брата своего, Бог повелел душе убитого, чтобы она, как тень, являлась каждую полночь в священном
облачении, держа чашу с кровию в руках, и говорила бы: "Брате, пей кровь мою!" - подносила бы чашу к устам его,
и всегда говорила бы: «Брате, пей, да насытишься царством твоим!» Душа делала так, как повелел ей Бог; с великим
шумом она приходила каждую ночь и со гласом: "Брате, пей кровь мою, да насытишься царством твоим", - прикасалась
чашею к устам его и говорила: "Пей, брате, не бойся, что оскудеет - полна есть!" Душа продолжала безпрестанно яв-
ляться, так что царь совершенно не имел ни сна, ни покоя... Переменил он свою комнату на другую, не успокоится ли
там; но и там увидал то же самое: "Брате, пей..." Переменил он опять дворец, не виновата ли в сем местность дворца: но
то же самое: "Брате, пей...", - не мог найти и там покоя. Наконец, оставил он царские дворцы в запустении, удалившись
в дальнюю страну, говоря себе, что это от воздуха и местности так действуют сны, и не соображая, что это есть кровь брата
его!.. Но и там, в дальней стране, брат предуспел раньше его. Когда царь после утомительного пути прилег мало почить,
то послышалось опять: "Брате, пей, ибо из-за этой чаши ты великий подъял труд!.." Царь пробудился смущенный и встре-
воженный.
О, царю! Отчего так расстраиваешь себя, смущаешься, и не загладишь содеянного беззакония? Зачем бежишь ты с места
на место, а не соберешь духовников, которые подвластны тебе, и не воскликнешь перед ними: "Согрешил я, отцы, на
небо и перед вами всеми", - почему не откроешь пред ними страдания твоего и не скажешь, как Манассия и Давид: "Гос-
поди! Да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене... Исцели мя, Господи, яко смятошася
кости моя и душа моя смятеся зело..."»

Потом святой сказал: «Видел ли сего бегавшего, чтобы избежать чаши? Так и Тимофей, если выживет Герасима со
своей келлии, не только испиет, но и ядонапоится, как царь тот».
Затем святой обратился снова к учению о духовных явлениях и о том, что человеку свойственно быть искушаему,
что Господь попустил диаволу соблазнять и Его Самого - Несоблазняемого; о силе покаяния и кто есть блаженный и
треблаженный.
Затем святой открыл, кто был разбойник, помилованный на кресте, и кто был разбойник, похуливший Господа.

(1) Разумеется страдание не только тела, но и души (угрызения совести).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3364
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 24 июн 2019, 14:07

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть пятая . Описание явлений Святого Нила Феофану.

Глава 9. Обличение святым нечувствия и забвения своих грехов Феофаном и объяснения его, почему св. Нил явился ему, а не другому.


Окончив речь о двух разбойниках, святой сказал (как бы собираясь уходить): «Довольно, время прошло, пойдем».
Феофан, выслушав то, что говорил святой, пришел в умиление (раскаялся, что вмешался в распрю Герасима,
осудил и оскорбил его) и сказал: «Чего мне от них надо? Что имеют - да имеют, а мне теперь страдать из-
за их соблазнов!» Святой же сказал: «Не знаешь разве, что кто вмешивается в таковые и наследует их, тот сам стремглав
ввергается в искушение, становясь посмешищем для других». Феофан же сказал: «Это я знаю. Но только что же поделаешь,
хотел я примирить его дух, сказал ему одно - два слова. Почем я знал, что он так сильно смутится, и какая ему была
нужда говорить тебе!» (Т. е. Феофан, не узнав святого, подозревал, что Герасим пожаловался на него сему духовнику
и что поэтому именно духовник и пришел к нему). Святой же сказал: «Ты ли нашелся миротворец для людей? Малыми
разве наставлениями наставлял его отец Савва из Руссика? Мало ли слов сказал и я ему некогда? Строжайше приказывал
ему (Савва) возвратиться назад (т. е. когда он было ушел к Феодориту), "ибо другой (т. е. Феодорит) не может управить
тебя с помощью твоею; они знают твою немощь (т. е. братия келлии Тимофея) и ты их знаешь, мирствуйте так, как научил
и заповедал вам ваш покойный старец Савва - Тимофей). Я верю, что братия любит тебя и управят тобою по немощи
твоей". И другими наставлениями наставлял он другого (т.е. Феодорита), но тот оправдывался разными оправданиями.
Сказал ему Савва: "Оставь эти оправдания, ибо это искушение" и он склонился было на желание его (т. е. на совет Саввы),
направился идти к своему метанию, удалился из Руссика; дорогою напал на него непостоянный помысел, как лисица
(сделавшая круг и вернувшаяся опять к своей норке), обратил его снова к прежнему и к теснейшему, чтобы утеснить его
там, не дать ему слушать людей и духовных их советов, и стал он мерзостию человеческою... Но возвратившемуся в
наш скит (т. е. Герасиму) отчего не мирствовать?»
Затем святой привел в пример Иуду и предательство, вплоть до самоубийства его, чтобы показать, сколь долготерпелив
Господь, как готов Он миловать и принимать покаяние даже от окаяннейших грешников.
После речи об Иуде святой,
обращаясь к Феофану сказал: «Спрошу я тебя, с каким намерением пришел ты сюда во Святую Гору? Ради спасения твоего,
или чтобы погибнуть? Если для спасения, то отчего так погубили тебя (т. е. во столькие грехи ты впал) с неверием
твоим? Отчего вихрь непостоянства сокрушает тебя на всякий день? Оттого, что вора ты делаешь себе другом, а друга своего
творишь себе вором и гонишь его... (т. е. лукавые советывания мысленных татей приемлешь, советов же и заповедей Божиих
и святого не соблюдаешь и тяготишься ими)...
Ты подобен Феопемту, который, прельщаясь мудрованиями мерзкими,
нисколько не гнал их от себя (см. житие Пахомия Великого о Феопемте, прельщавшемся всякими прилогами греха и
скрывавшем помыслы свои от св. Пахомия). Они же (т. е. помыслы скверные), приходя, не бывали изгоняемы; при-
ближаясь, были принимаемы...» (Этот оборот речи святой употребляет, чтобы указать на то, что прилоги греховные
приступают ко всем, но ведущие духовную брань их тотчас отгоняют, а, кто не отгоняет, тот бывает ими
побежден).

Услыхав эти слова, Феофан засмеялся, святой же сказал: «Не смейся, несчастный, но воздыхай, воздыхай о беде, которая
грядет на тебя!» Тотчас загорелось лицо у Феофана, как будто он получил пощечину.
И опять сказал святой: «Воздыхай, несчастный, великие смехи твои воскипят великими горечами!
Воздыхай, несчастный человече, сделавшийся мерзостью запустения!..
Воздыхай, несчастный человече, о беде, в которую ты предался отречением (т. е. принятием некогда магометанства)!
Воздыхай, несчастный, о том, что рукописание твое, которое ты написал, есть хула на Божественную силу, и оно передано
в руки проныр Денницы!..
Воздыхай, несчастный, обременивший руки убийством!..
Воздыхай, несчастный, в общежитии в мерзости вовлекавший!..
Воздыхай, несчастный, простиравшийся к подлостям в общежитии!..
Воздыхай, несчастный, утративший целомудрие, и о погибели девства!..
Воздыхай, несчастный, находившийся, как свинья, во блате нечистоты!
Воздыхай, несчастный, отлученный от Таинственной Жертвы!..
Воздыхай о нововозобновляющейся немощи твоей (т. е. о новом виде беснования, которое, как видно будет, и постигло
его за нарушенную точность заповеди прп. отца нашего Нила).
Воздыхай, несчастный, о препятствиях, которыми запинаешься в спасении твоем.
Воздыхай, несчастный, о превосходных степенях монашеской жизни, не исследующий их (т. е. скорби, что не стремишься
к совершенству монашеской жизни).
Воздыхай, несчастный, раскидавший мощи!..
Воздыхай, несчастный, поправший заповеди!
Воздыхай, несчастный, ветвями потрясающийся... (т. е. колеблемый помыслами).
Воздыхай, несчастный, воскйпающий в сердце твоем страшными болезнями!..
Воздыхай, несчастный, закон отвергающий!..
Воздыхай, несчастный, в Доме Божием расслабляющийся, долготерпением Божиим долготерпимый, но не оправдывающий
его, на покаяние ожидаемый, но в худшая предающийся...»

Услыхав все это, Феофан сказал святому: «Откуда знаешь ты все это?»
Святой же сказал: «Жаждущим был я и жажду имел, что-бы найти тебя в твоей каливе и сказать тебе еще больше того,
однако, найдя тебя здесь, скажу малое.
Спрашиваю я тебя, отчего св. Иоанн-евангелист был призван к одной жестокой, испорченной, злобной и неукротимой
женщине? Потому что не было больше опутанной (сетями диавола) женщины, как та Романа
. Так и Христос распутал
от сетей демонских блудницу (Самарянку) своими премудрыми словами.
Спрашиваю я тебя: отчего не иному какому монаху явился преподобный отец Нил (а тебе)? Потому что не бывало более
такого греховного и злообразного человека, как ты, и потому, что ты находишься в сетях демона.
Употреблял и употребляет
усилия святой, чтобы распутать эти сети, как распутал их апостол Иоанн, с великим терпением и кротостью; сердце
Романы умилилось и очистилось, твой же дух отвращался от боголюбнословия преподобного отца Нила».
Святой после сих слов начал слово о том, каков был подвиг пророка Елисея, который чуть было не погиб, несколько
возомнив о себе, когда получил сугубую благодать с милотию Илии, как он спасся тем, что в простоте сердца своего смирился
пред Богом, призвав молитвенно помощь пророка Илии.
После этого святой привел в пример второй случай Павла Препрос-
того, который тоже чуть было не погиб, несколько возомнив о себе, и тоже спасся тем, что молитвенно призвал помощь
наставника своего Антония.
Затем святой привел слово Антония о двоякой гибели монаху, от нерадения и самомнения.
Затем сказал о Страшном суде - в доме Давидовом. Феофан при последних словах улыбнулся, святой опять стал обличать
его нечувствие...
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3364
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 25 июн 2019, 13:38

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть пятая . Описание явлений Святого Нила Феофану.

Глава 10.Святой назначает Феофану эпитимию за нарушение им своих обещаний.


Затем святой начал говорить об отечестве небесном и о том, как труден, далек и опасен путь к нему; Феофан
же, слушая эти слова, лукаво размышлял в душе своей, намереваясь вопросить святого, что ты за человек, что
таковые слова говоришь? Но святой предупредил и предварил Феофана вопросом: «Что варишь себе и что ешь?
Имеешь ли какие бобовые брашна, чтобы кушать?» Феофан же сказал: «Не имею». Святой: «Раздобудь себе несколько
чечевицы, чтобы кушать». Феофан: «Не имею дозволения есть бобовые». Святой сказал: «Ешь чечевицу и не бойся,
что огорчишь (досл.: обременишь) святого, если же боишься, то взвесь (т. е. сравни) печеную смокву с чечевицею и по-
думай, что более тяжко для Бога?» Святой дозволил раньше Феофану есть смокву, а чечевицу не дозволил, но Феофан
изобрел способ особенно вкусно изготовлять себе смокву.«Несчастный человече! Верблюдов поглощаешь, а комаров
сохраняешь?» Затем святой начал говорить о том, что такое монашеское самоотречение, дающее свободный доступ в дом
Давидов, сколь дорога для Бога в человеке простота и, между прочим, опять намекнул на Герасима, сказав: «Как излука-
вился твой доверенный друг, который доверяется тебе? Он рискует разорить самого себя с лукавством своим». И сравнил
святой лукавство Иуды с простотою Иоанна Богослова. Феофан же, выслушав, сказал:
«Как видно, я погибший? Да и ты говоришь, что я пропащий? Следовательно, если я пропащий, к чему мне и торчать
в скалах (чтобы спасаться), и осквернять, как ты говоришь, собою окрестности». Святой же сказал: «Не говорю тебе, что
ты погибший, но говорю тебе, что ты безответен оправдаться в делах твоих. Только сотвори, как тебе повелел преподобный
отец Нил, приими (слово его), но да примешь не на словах (обещаясь), а делом делая двояко. Да будешь ты в покаянии,
как Петр, и принят будешь.

За сорок лет деяний, содеянных тобою, следует остаться тебе в месте, откуда не видно небесных изменений, сорок
дней на неквашенном хлебе, без соли и мало пия воды».
Слушая это, Феофан положил в уме вопрос: куда же я пойду, чтобы не видеть небесных изменений, т. е. ни дня,
ни ночи; и начал даже говорить об этом, но в это самое мгновение оторвался кусок утеса сверху над дорогой, низвер-
гаясь с большим грохотом, пронесся между святым и Феофаном и покатился под дорогу. Святой же сказал ему: «Сие есть во
исполнение желания твоего (т. е. в ответ на вопрос твой, где найти место, не видящее света солнечного). Пойди, посмот-
ри, где остановился камень; там одна ветвь малины; подними ветвь, взойди внутрь пещеры, рассмотри и узришь искомое
место (1) . Посем же да примешь, как тебе было наказано; (в предыдущем явлении Феофану было повелено святым в Верб-
ную неделю, первого апреля принять схиму). Однако, по вступлении в отеческие объятия, т. е. по принятии схимы, до 40
дней и трех недель пребудешь (досл.: установишь) в мирном состоянии; после же праздника Святыя Троицы, в среду,
ночью во время сна, в четвертом часу с половиной схватит тебя возобновление страдания твоего, страшно и жалостно
будешь ты преследуем им до 40 дня безпрерывно, согласно апостолу: "Предадим его сатане во измождение плоти, да
дух спасется в день Господень" (1 Кор. 4, 5). Это за то, что ты сделался преступником обета, данного тобою пред пре-
подобным отцом нашим Нилом. Держи это знамение: если по 40 дне нос твой будет исполнен кровью, воздай Богу
славу и прославь Его, что принял Он ходатайственную нашу просьбу. Выслушай и сие: да не погребется по смерти твоей
тело твое в усыпальнице, чтобы не осквернилась могила отцов, говорим, отеческая усыпальница».
Феофан же сказал святому: «Что ты говоришь такое? Святой сказал мне, что никогда больше бес не будет тебя мучить
(досл.: искушать)».
Святой же отвечал: «Сие возобновление беснования не есть подобно прежнему, но это чуждо - посетительное битье (т.е.
беснованье) - за преступление заповедей. Старое было прерывающимся днем и ночью, это же беапрерывно тебя будет
преследовать, поражая страшно, неистово и ужасно. Старое весило - жизнь (т. е. вес прежнего страдания не превышал
сил человеческих), было терпимо, и ты жил с ним; сие же весит смертоносное смерти, т. е. с этим страданием жить
долго невозможно, если Господь не исцелит. Только не кружись с места на место, т. е., когда постигнет тебя беснование, не
уходи с того места, где оно тебя постигло, так как тот злобный будет стараться погубить тебя. Держи только в памяти
это знамение: когда заискрятся твои очи (по смыслу - загноятся), то там и оставайся, дондеже будет воля Божия...»
Так и произошло: после Троицина дня глаза у Феофана начали наливаться кровью, слезить и гноиться. Предупрежден-
ный святым, он остался на том месте, где это с ним случилось. На четверг же поразило его страшное, мучительнейшее бес-
нование. 28 мая явился ему опять во сне святой, несколько облегчивший его страдание, но не исцеливший. Через сорок
же дней было Феофану страшное видение всех греховныхдел своих. Когда он очнулся, пошла у него кровь носом, и он
исцелел.

(1) На следующий день Феофан пошел, увидел камень, а под ним ветвь дикой малины, как сказал ему святой; приподняв ветвь, Феофан
заметил одну подземную пещеру, вошел в нее и увидал, что она, как печь, имеет стены кругом; сверху стекала вода. В этой-то пещере и
повелел ему святой сидеть 40 дней, вкушая неквашенный хлеб и не видя изменений неба.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3364
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 26 июн 2019, 12:50

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть пятая . Описание явлений Святого Нила Феофану.

Глава 11. Заповедь Феофану о рукоделии, дабы не предавался ему всецело.


Радей о рукоделье твоем, чтобы угодно оно было для покупателей, т. е. чтобы было сделано хорошо и прочно,
каким и подобает быть рукоделью отцев. Продавай же его за две пары 1 коп. Дешевле обычной цены, чтобы
избавиться от заботы по продаже его и от пристрастия к сокровиществованию злата и сребра. Да будет у тебя
забота лишь о стяжании милости Божией и спасении души твоей, ибо злато и сребро как дым рассеивается, ты же ос-
танешься тощ в час смерти твоей.
Имея такого управителя, промышляющего о всем телесном для тебя, к чему так всуе
волнуешься и так тщетно трудишься? В желательном не преуспеваешь, т. е. в духовном деле, ради которого пришел спа-
саться; весь ты находишься в вихре суетных попечений. Если же будешь отдавать рукоделье так, как я сказал, то ни-
чуть не будешь волноваться, ибо его будут брать у тебя раньше, чем начнешь ты волноваться из-за него. Ныне же когда
отдашь и когда возьмут - заботишься; когда снесешь его, - волнуешься; и опять волнуешься: когда тебе уплатят. Впадаешь
в такую заботу, какой не имеет и великая Церковь,
т. е. Вселенская Патриархия о вселенском управлении... Если бы
такая же забота была у тебя о душе твоей, то сподобился бы ты части прп. отца нашего Петра Афонского. Но ты не имеешь
таковой заботы о душе твоей. Ты презираешь с ветроволнением о плоти твоей, т. е. презираешь, во-первых, обещание препо-
добного обезпечивать тебя всем потребным для жизни, а, вовторых, обещание Владычицы Богородицы обезпечивать жизнь
каждого, спасающегося в уделе Ее.
Кто может что-либо поделать с тобой, когда суетными делами исполняешь ты руки свои и не можешь рассуетиться?
Рукодельничай только одно рукоделие, т. е. один какой-нибудь вид рукоделья; но не рукодельничай разных сует. Более
трех шапок не мастери в неделю; не волнуйся о том, когда они снесутся и когда продадутся... Никто из отцов не бывал
в убытке от того, что отдавал рукоделье за столько, сколько ему дадут за него, чего же тебе бояться?
Многая забота о
рукоделье становится препятствием для духовной жизни и есть подстрекательство вражеского искушения, чтобы монах
осуетился как можно больше и отступил бы от монашества.
Берегись торговать; да не посредничаешь, говорим: да не торгуешь чужим рукодельем, ибо такое занятие не может
сделать тебя мирным. Действуя так, как теперь действуешь, - неблагодарен ты, несчастный, тому, который благодетельст-
вует тебе во всем, согласно данному им тебе обещанию; ты же, несмотря на это, погрузился в одну лишь заботу о теле
твоем, как будто преподобный отец наш Нил и не говорил тебе ничего. Изнуряешь себя заботами твоими - и ничего не
выходит. Ничего не делаешь путного, но на воздухе плавает состояние твое. Ты, как будто имея миску с мукой в руке
твоей, кидаешь ее на воздух, подымаешь миску вверх руками своими, чтобы опять подхватить муку в миску, но ветры
восхищают ее, развевают, и ты остаешься тощ... Ради этого, говорю я тебе, по ветру плывет все состояние
твое.
Ах, если бы и я имел такого человека, обещавшегося промышлять о жилище моем, то ни о чем ином не имел бы я
заботы, заботился бы лишь о душе моей, говорим: о каноне моем, о последовании моем, о литургии моей и чтении моем!
Но не имел я такого человека и трудно доставались душе моей эти четыре ступени лестницы; душа моя подвергалась
многим лишениям в телесных потребностях, но не оскудевала в духовных! Ты же имеешь человека, который избавил тебя
от всех твоих телесных потребностей, т. е. взял на себя всю заботу о них. Зачем же мятется душа твоя?»

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3364
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 27 июн 2019, 14:02

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть пятая . Описание явлений Святого Нила Феофану.

Глава 12. О воздержании в пище


Выслушав обличения святого, Феофан восскорбел на то, что святой уподобляет его Иуде, и сказал: «Что я такого
сделал, что ты меня считаешь как Иуду?» Святой же тотчас спросил его, говоря: «Что ешь? Разрешаешь ли
себе что-нибудь?» Феофан же с гневом ответил и сказал: «Навоз ем! Чего мне есть, и к чему спрашиваешь? И то
вам надо знать, что я ем?» И сказал тогда святой: «Чего же раздражаться? Видишь ли, как превратно твое расположение
и как склонно злобиться, говорим: так легко раздражился ты». Феофан же сказал: «Чего мне есть? По суббото-воскре-
сеньям разрешаю масло, маслины и рыбу». Святой же сказал: «Ну вот, и рыбу разрешаешь». Феофан же сказал: «Всякое
суббото-воскресение и в иные дни, по Владычным праздникам - ем». Святой же сказал: «Хорошо, достаточно с тебя; но ты
разрешаешь не с благодарностию, но с ропотом и бранию». Феофан же опять с гневом сказал: «Какой ропот в том, что
я ем рыбу? Или и это псилафизмом ты считаешь?» Святой же сказал: «Не псилафизм это, но неблагодарность, ибо не то
ешь, что придется и где придется, но заготовляешь себе впрок; замысловато вращая, печешь на огне, переворачивая
на угольях и поливая пряным соком... Не довольно тебе того, что добываешь ты себе (1) икру, но ты еще и в печку ее
кладешь, толчешь в ступке с разными пряностями, чтобы страсти твои укреплялись сильнее, утучняешь себя, как
агарянского праздничного курбана (т. е. жертвенного барана). Они, т. е. агаряне, стараются раскормить его, чтобы уготовить
ко времени жертвы, чтобы его, как тучнейшего, легко купили агарянские предстоятели. Ты же не труждаешься, как они,
чтобы укрепить и утучнить молитвою несчастную твою душу, дабы ее легко восприяли бы предстоятели Божии, говорим:
архангелы - Михаил и Гавриил; твое старание все лишь о развращенном теле твоем. Вся твоя забота о том, как утучнять
плоть разными яствами, чтобы окрепли страсти твои ко времени жертвы, говорим: смерти твоей, - когда встретят тебя
предстоятели Денницы».

Затем святой начал речь о том, что подвижнику следует собирать мысли свои, и привел в пример кипарис, имеющий
ветви свои направленными горе, собранными воедино и за это ценимого людьми, и другой пример - кипариса дикого
и растрепанного, которого тотчас же уничтожают, где он окажется...


(1) Вероятно, икра из морских ежей.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3364
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 28 июн 2019, 14:52

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть пятая . Описание явлений Святого Нила Феофану.

Глава 13. Откуда произошло непостоянство в Герасиме. Заповедь Феофану: да не погребен будет в общей усыпальнице,
если умрет во время имеющей постигнуть его кары, и завет уходить по освобождении от нее со Св. Горы.



После слова о кипарисе святой опять обратил речь свою на Герасима: «Ну, и что же сделает он тем, что уйдет
из келлии Тимофея на пустыньку? Какое будет его положение? Он делает то, что делает, ты же к чему пы-
таешься умирить его? Какая ему нужда, что он час от часу держит бегство в барском своем помысле? Или есть
какое достоинство и честь в том, чтобы каждый день таскаться по дорогам, как какой потерянный и погибший человек? Ра-
ди кого же сделает он то, что сделает? Который иерей делал то, что он делает?» (По-видимому, здесь святой намекает на
то, что Герасим ради нечистых ощущений, возбуждаемых в нем от зрения некоторого лица, лишил сам себя литургисания).
«Ни один иерей не делал того из скита нашего, сей же несчастный сделал... Никто отсюда не уходил на благо себе...
Не имей он барского самомнения и высокомудрия, стал ли бы он делать то, что делает? Но имеет ли что с того? Ничего
не имеет. Один лишь помраченный помысл неверия. Как же рождается сия страсть? (Т. е. самомнение и
высокоумие)».
Затем святой начинает слово о том, что самомнение развивается в человеке в затворе и от праздности, что безмолвие
души достигается смирением себя трудами послушания, причем приводит в пример боярина, поступившего к св. Савве, не
желавшего смиряться и покоряться, но чудесным явлением обличенного ради молитв Саввы и исправившегося.
Посем святой говорит о том, сколь потребно хранить целомудрие, как единственное еще, что уцелело из добродетелей
монашеских; пророчествует, какие будут времена, когда монашество утратит и эту добродетель. Затем обличает старцев,
нерадящих о наказании и научении послушников, приводя страшный пример ласкосердого старца и послушников его,
страшно развратившихся и по смерти грозно обличенных. Затем святой снова обращается к Феофану: «Поэтому и говорю
я тебе, если случится тебе смерть под гневом Божиим, т. е. до освобождения от тяготеющих грехов, то да не хоронят
тела твоего на кладбище отцев, ибо от тела исходить будет смрадное, нечистое зловоние.
Они постараются убить твое нечистое тело, ибо, доколе видят тебя пред собою, беснуются и хулят силу духа благодати
(т. е. чудеса спасения и попечения св. Нила, а также вещательные слова, переданные преподобным Нилом чрез Феофана),
ищут случая содеять это (т. е. убийство). Хотят сделать благодеяние Божие обманом бесовской болтовни, т. е., убив Фе-
офана, хотят все речи святого, переданные Феофаном, выставить болтовнею бесноватого и прельщением бесовским. Они
неблагодарны Богу за благодеяния Его, т. е. за чудеса, явленные над Феофаном, и речи преподобного Нила и, в противность
милосердию Божию (т. е. завидуя тому, что милует Бог Феофана), стараются содеять кровь жертв. Ради сего они будут
проповедывать, что все это творили демоны, т. е. все бывшие чудесные явления святого Феофану, и что демоны убили
его. Поэтому ты не говори им откровенною речью (т. е. не обличай злых словами преподобного); на их мечтательное
любопрение не давай никакого ответа, не любопрись с ними, дабы не подыскали они какой вины в споре к попранию
тебя, дабы не соделалось беззаконие сие, дабы они не убили бы тебя... Поэтому, если освободишься от гнева Божия, то
сотвори сие: со свободою ступай, куда тебе нравится, и храни ее (т. е. свободу свою от тяжести грехов), храни себя от того,
что нравится, говорим: от тленных лиц, которые растлевают душу... (По-видимому, подразумевается взирание на красивые
лица). Не ешь живности, говорим: мяса, не касайся сала, вина, раки (1) . Не касайся при искушении тела твоего, ибо
среди сих четырех огнетельных раскаляется чувство человека, с этим огненным нечувствием он соступает с пути спасения
на путь погибели.

Не пекитесь (2) о потребном в пути вашем (т. е. преподобный обещал и обещается промышлять о всем необходимом для
жизни). И не заботьтесь о сем: держитесь только пути спасения вашего (т. е. Феофан и Герасим). Что сказывал раньше тебе
преподобный, и теперь он говорит тебе, держите, как багор; как за багор, удерживайтесь и поражайте, как острогою, им.

Подобное сему да творит и советник твой, говорим, восприемник твой» (т. е. Герасим, который имеет воспринять его от
пострижения в схиму).
Феофан, услыхав о восприемнике, сказал: «Кто это, о котором ты говоришь, что он восприемник твой?» Святой же
сказал: «Обещавшийся преподобному, давший обет пред жертвенником и не сохранивший сего, подобно тебе, неблагодар-
ному, который обещался пред преподобным, а потом, вместо благодарности, воздал преподобному неблагодарностию и ничего
не соблюл из того, что заповедал тебе преподобный»...
Далее святой приводит в сравнение вечности благодати и гиблемости зла пшеницу земледельца и мельника: первая живет
и плодит безконечно, вторая же стирается мельником в муку и погибает в бытии своем.
«Посему старался и старается преподобный, подобно земледельцу, который становит пару волов в плуг, обрабатывает
поле и сеет пшеницу, поставить и вас пару (3) в плуг Христу, чтобы возделывать поле мира и муку тишины.
Иакову легче было покинуть дом отца своего, чем враждовать с братом своим и, как Авель, быть убитым им. Посему и я
говорю тебе: ступай, куда тебе нравится, вместе с советником твоим. Да хранит же себя твой советник от того, что нравится,
говорим: да возненавидит псилафизмы (т. е. плотское мудрование и мечту), да презрит славу человеческую, да бе-
жит похвалы человеческой, ибо сии три язвы человеческие губят спасение человеческое. Сотворите же между собой и
сие, несите тяготы друг друга и тако исполняйте закон Христов. И потерпите взаимно друг друга».


(1) Особый вид водки, по-русски «ракичка».
(2) Речь направлена здесь уже не к одному Феофану, но и к Герасиму.
(3) Т. е. Герасима и Феофана в плуг.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3364
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 29 июн 2019, 14:36

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть пятая . Описание явлений Святого Нила Феофану.

Глава 14. Почему святой избрал именно Феофана для передачи слов его.


После того, как святой пересказал Феофану множество духовных и монашеских поучений, также обличений и
воззваний к покаянию с возвещением того, какая кара постигнет святогорцев, если не покаются, святой снова
перевел речь на Феофана и высказал ответ на могущий возникнуть вопрос: почему именно избрал он для пе-
редачи воли своей такого падшего и всеми презираемого человека, как Феофан. «Искал я и смотрел кругом, чтобы
найти человека, кому бы передать такие глаголы, но никто не озарил очей моих, только этот мертвый (т. е. на нем ос-
тановился выбор мой). Вчера в могиле погребенный, в расположении оскверненный, во тьму страстей ввалившийся; о
нем живые не радели, мне же озарили его мои очи. Увидав его лежащего во прахе при смерти, я уразумел, что внутренне
он мертв, а наружно жив; я порадел о нем, чтобы внутренне воскресить его. Я наставлял его, как востать с одра болезнен-
ного, но он познать сего не хотел. Я все же (продолжал) руководить им, а он на боку лежал и вставать не хотел (досл.:
только на кровать свою смотрел). Я ему проповедывал слова мои, но он нерадел о том, что я ему говорил. Тогда велиим
гласом я промолвил: "Дерзай и не бойся. Встань и гряди вон со смертного одра твоего, ходи в путь спасения". Услыхав
глас мой, он востал и спросил меня: "Чего ты от меня хочешь?" Я сказал ему: "Востань с одра твоего и ходи". Услыхав гла-
голы мои, он востал с одра своего и стал ходить. Когда же он еще малое время ходил на пути спасения, некоторые,
непотребные нравом, востали против него, стали оскорблять его и не только оскорбляли, но изобидели совсем. Довели
они его чуть не до смерти, душевною смертию умертвили его. Кто же они? Люди недуховные сотворили ему такую смерть
душевную, а глаголы мои обезценили и обезценивают (доел.: промотали или растратили и проматывают), в болтовню вменяя
и пренебрежительно о них между собою болтая, не ведая они, что такое суд Божий.
Не вынося оскорбительного обезчещения, забушевал сей мертвец, не в силах будучи противоборствовать обуревающим
его помыслам. Ожесточился он и положил себе на ум уйти в царствующий (т. е. Царьград), разоблачиться от убора своего
крещального, сменить его на одежду чуждую (т. е. магометанство принять) ради отомщения, чтобы при этом своих
врагов оклеветать и навлечь на них турецкий гнев. Бог же, воззрев на такую его погибель, послал меня к нему для того,
чтобы помешать ему, да возбраню ему в уготовлении его к отомщению.
Не только для того пришел я, чтобы ему помешать (погибнуть), но да реку и крайнейшее монашеской жизни (т. е.
падения ее и близость погибели), да реку что есть монашеская жизнь и что такое жизнь монахов (т. е. какова она быть
должна, и как ныне живут).
Глаголал же я для пробы (т. е. попытку сделал, согласно повелению Божьему, не исправятся ли от слов этих и не
покаются ли). До салепийного зернышка я сказал (т. е. до мелочи разобрал); имею еще сказать немного, а в другой раз
таковых глаголать не буду.
Глаголал я мертвецу сему ради пользы, вы же глаголали ему ради вреда. (Эти слова понять можно двояко: св. Нил
вещал на пользу монашествующих, а несмысленные стали словами его соблазняться; другой смысл: грозно и немилостиво
обличал преподобный все пороки в Феофане ради исправления его, люди же по ненависти хулили его.) Да, грешник есть
мертвец. Вы же не только не пожалели его, но еще изобидели и преставили его оскорблениями своими на путь безнадежия.
Мертвец отчаялся. Слыша вопли отчаявшегося мертвеца, постарались мы воскресить его, бывшего при последнем изды-
хании от умерствия адского, ибо мы до конца жизни не гнушаемся им, что он мертв есть (т. е. святые не гнушаются
прежде содеянными грехами, как бы тяжки они ни были, если только сердце грешника сокрушилось и раскаялось в них).
Да, мертвец он, но мы милосердуем о нем, до последнего издыхания терпим ему. Если он исправляться не будет, то
лукавая смерть похитит его; тогда мы возгнушаемся им; но до тех пор не гнушаемся.

Да, гнусен он вам, но разве знаете вы, чем он будет при последнем издыхании? Многим из тех, которыми мы гнуша-
лись, поклонились мы потом при последнем издыхании их.
Спрашиваю я тебя, чисто ли твое сердце, ибо ты гнушаешься другими. Не другого осуждаешь, но осуждаешь самого
себя.
О умерщвлении же сего мертвеца вот что я говорил и говорю: мертвец этот насильно был отправлен на некое монастыр-
ское послушание, говорим: на метох; там, во время служения своего, осквернился с сосудом женским (досл.: Драхили) -
оженился (досл.: одрахилился) и растлился с нею. Вкушая там плотское наслаждение, порабощен был любовию к плотским
страстям; плененный в эту болотную пропасть, валяется он в ней и поныне. Спрашиваем мы вас. Кто из вас искупил его
из этого плена? Не только нет у вас желания искупить его, но вы еще убиваете его непрощающим нравом вашим, говорите,
что он осквернен и не подобает с ним сообщаться. С таким глаголом вы все не прощаете ему. Да, вы не отпускаете ему,
но я служу ему опорою на пути спасения; до смертного издыхания его буду его ободрять и порадею о нем, чтобы он
не погиб, как погибал доселе.

Но почему же в таком случае, скажешь ты, должен он уходить с Горы сей, если печешься ты о нем? Аминь, аминь
глаголю вам, несмысленные и косные сердцем! Не мы его принуждаем уходить, но действия зависти вашей, ибо действия
зависти вашей побуждают вас убить его. Вы все против него возмутились и подвиглись на лукавый умысел убить его, а
глаголы мои сотворить, якобы лукавые гнусности (т. е. распустить молву, что слова небесного посланника Нила были
словами диавола, который и задушил в конце концов Феофана). Из-за этого и побуждаем мы его уйти вон, чтобы не приобщи-
лись вы к делу сему (1) и не сотворили бы сего лукавого деяния. Итак, мы побуждаем его уходить, чтобы вы кровию брата
сего вашего не осквернили себя, подобно Каину».


(1) Т. е., обвиняя Феофана в союзе с диаволом, вы сами можете дойти как раз до союза с диаволом, до диавольскрго дела, - убить Феофана.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3364
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 30 июн 2019, 13:05

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть пятая . Описание явлений Святого Нила Феофану.

Глава 15. Заключительные слова святого и его исчезновение.


Никого я не оскорбляю, но все, что проглаголал, проглаголал ради исправления. Имеющий уши да слышат. Ес-
ли же не послушаетесь, останетесь безответными в день суда: и не только в день суда, но и в час обвинения
(т.е. предварительного посмертного суда и прохождения чрез мытарства).
Да, высказал я и о попе твоем (т. е. Герасиме), но ты не говори ему ничего (т. е. до времени, и то, что может быть
лестно ему), потому что он немощен и бедствовать будет, несчастный, из-за глаголов моих, которые я высказал.
Иди же, ибо час минул».
Феофан, услыхав, что упомянул святой о попе Герасиме, сказал святому: «Разве ты заходил к нему в дом» (т. е. о
нашей ссоре узнал). Сказал святой: «Проходил мимо, но внутрь не заходил». Говорит Феофан: «Где же тогда ты нашел
попа, что разговаривал с ним?» (Т. е. все узнал, что у нас было.) Говорит святой: «Что спрашиваешь о сем, где я его
нашел? Не хочешь ли (опять) оправдываться в смущении, которым ты смутил его». Сказал Феофан: «Нет, только я
тебя спрашиваю». Говорит святой: «Нет нужды спрашивать, а лучше пойди, примирись с ним, так как ты смутил его, не
стой нагруженный». Потом сказал: «Смотри, будь осмотрителен, чтобы не возненавидели тебя человеки» (т. е. не обличай
без нужды и кого не подобает). Феофан же сказал: «Теперь я пойду в каливу». Феофан пошел в скит и тут познал, что
нагружен дровами (т. е. почувствовал тяжесть их на своих плечах, раньше же не ощущал тяжелой вязанки на плечах,
пока беседовал со святым, не замечал даже и продолжительности сей беседы). Прошел он некоторое расстояние ко скиту,
оставил дрова и вернулся к каливе, чтобы повидать еще святого, все еще думая, что это о. Матфей, но не нашел его
больше; ждал, не придет ли кто, но никто не явился. Потом вернулся, пошел в скит, увидал, что солнце уже восходит,
и удивился; ибо, когда он начал разговаривать со святым, было 8 часов дня (т. е. четыре часа до захода солнца по-
зимнему, как здесь принято считать; по-нашему - около часа дня). Потом пошел он к попу Герасиму и, когда все рассказал
ему, то они оба узнали в являвшемся святого Нила.

Пояснение упоминания о хульном рукописании Феофана. «Эхмалотос» сей (прежде называвшийся Феофан), преследу-
емый главным лицом скита, т. е. духовником, не в силах будучи переносить сего, решился идти в Константинополь,
там потурчиться и отречься от Христа, чтобы злосотворить противникам. Диавол, боясь, как бы Феофан не раскаялся в
сем умысле, вложил ему мысль написать хулы, чтобы, если Феофан не пойдет в Царьград, то из-за этих многих хулений
стал бы он чужд Христа и предан в руки диавола. Феофан сделал так, как внушил диавол, многие и разные хулы написал
на бумаге, привязал к сухой траве и подбросил на воздух. В это мгновение налетел бес во образе ворона и схватил ру-
кописание. Феофан, думая, что это ворон, тронулся и пошел к себе в скит, где принялся за рукоделье, чтобы на вырученные
деньги отправиться в Царьград. Святой, намекая на это, и говорил во время сего собеседования, что пастыри умертвили
его душевно, то есть тот духовник. Относительно же того, что прп. Нил советовал Феофану уходить, святой объяснил,
что необходимо уходить со Св. Горы, чтобы не убили его и телесно, как убили душевно (т. е. те же лица). Велел Феофану
удалиться с Горы, говоря, что уготовал и жилище ему.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3364
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 34

cron
@Mail.ru