ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО
Часть пятая . Описание явлений Святого Нила Феофану.
Глава 6. Явление святого Нила Феофану 18 января 1817 года - наяву - на дороге, и 18-часовая беседа.
Что же это за высокомерие в нем, которым он, несчастный, прельщается, сам того ни мало не сознавая (псилафизуется)?
Прелесть эта (псилафизм) есть сие: когда он идет, то помысл в нем говорит: "Я хожу с такой скромностию, нет здесь в
скиту другого подобного мне, я служу хорошим примером всему братству". Когда сидит и с кем беседует, то говорит с
тем же псилафизмом, то есть высокомерно; если собеседник скажет что, не угодное его властительскому уму, он тотчас
гневается. Когда сидит за трапезой, тоже насыщается своим псилафизмом (т. е. пребывает во власти той же страсти высо-
коумия), ищет ропотливым, склонным к осуждению и властительским разумом какого-либо повода (т. е. празднословия
и, перебирая недостатки ближних), и найдя благословную причину осудить кого, - гневается, как никто другой. Когда
читает в церкви, - таким же образом прельщается, псилафизуется. Когда кто посетит его, тотчас возносится над при-
шедшим, считая долгом начальственно поучать его, и сим прельщается (псилафизуется).
Пусть Герасим не прельщается мечтой спасаться в одиночестве».
Здесь святой привел ряд примеров, чтобы уяснить сколь предпочтительнее спасаться в общежитии и сколь много теряют
те подвижники, которые, успешно подвизаясь в послушании, ловятся на прелестную диавольскую удочку вожделения пус-
тынной жизни, которая им не по силам; бросив свой посильный подвиг послушания, удаляются они в пустыню и погибают.
В общежитии страсти, как посторонние подмеси в масле горящей лампады... «перегорают, души очищаются, просвещаясь,
как солнце, и светятся в лике преподобных».
Выслушав эти слова, Феофан сказал святому: «Из твоих слов я могу заключить, что ты хочешь убедить меня покинуть
мое нынешнее жительство и вступить в общежитие, но ты напрасно стараешься; я этого не сделаю, ибо узнал что за
добро общежитие - только одна слава, что общежитие. Ты же расхваливаешь так общежитие за то, что мой бывший
игумен Савва - земляк тебе (Мореец), оттого-то ты так его и восхваляешь».
Святой: «Да разве ты пригоден для общежития, несчастный? Ты для общежития, - что подошва для грядки, которая толь-
ко и может, что топтать свежие побеги и портит молодые растения огородника, за это огородник и изгнал тебя вон.
Итак, будучи изгнан огородником, - куда ты больше денешься, как только в пустынное место (досл.: непотребное место).
Таков и ты, непотребная подошва общежительская, которую изгнали оттуда, чтобы не отравляла других, изгнали в место
никому не нужное, чтобы ты смердил себе там, где живешь, и смердишь величайшим смрадом.
Впрочем, для тебя послушание общежития заменяет сие: исполняй все то, что сказал тебе святой; без совета и без
спроса ничего не предпринимай и никуда без совета не ходи, ибо как сказано: муж безсоветен - сам себе враг.
Выслушай, о, уединенник, еще одну притчу, как прекрасно блестят камешки на морском берегу...
Невозможно постичь искусство монашеской жизни и обрести мир душе ( т. е. свободу от страстей), без пособия
послушания...
...Ушедший из общежития в одиночество потом возропщет и скажет: "Зачем не остался я в общежитии, ибо я теперь
страдаю от внутренней мысленной брани" (гл. 2, часть 3)». На это Феофан возразил: «Что же ты-то, расхваливая так
общежитие, живешь одиноко и не поступаешь в него? Наверное оттого, что деньги имеешь, не хочешь лишиться их, и много
у тебя всякого добра». Святой же продолжал: «Да, предпочитают одиночество общежитию именно ради того, что дорожат
своими деньгами и своими кастрюлями... то есть следованию своей воле и помыслам...» Посем, завершив свою речь о преи-
муществах общежития, святой коснулся и главного порока в нем, многословия, и, сравнив многословие с ехидною, рож-
дающею только подобных ей ядовитых ехидн, истолковал троякое девство души, и отсюда, сравнив добродетели с голубем,
горлицею и соловьем, голубь - образ чистоты и незлобия, горлица - целомудрия и молчания, соловей - любви к Богу
и молитвы, начал многие свои поучения и слова о разных предметах.
Толкование преподобного, как неверие и похоть (1) рождают грех и как грех рождает смерть; толкование грехопадения
прародителей и сказание о том, как Бог готов был простить людей, если бы они покаялись, и как люди ожесточились
сердцем, после чего святой сказал: «Вот и ты с твоим советником творите то же самое: предпочитаете путь погибели.
Как Бог дал Адаму заповедь, чтобы он спасся чрез соблюдение ее, так и преподобный отец ваш Нил дал вам спасительную
заповедь, чтобы она послужила бы для вашего спасения, но вы так же презрели спасительную для вас заповедь преподоб-
ного, как Адам и Ева презрели заповедь Божию...»
Истолковав грехопадение Адама, святой уяснил, сколь великою благодатию обладали люди, как они были светосиянны,
и сколь прекрасен был рай, посем изъяснил братоубийство Каина (часть 2, глава 2). При сем святой открыл, что Авеля
Бог облек первого благодатию молиться за брата своего.
Посем святой изобразил, как после Адама грех перешел во все человечество, как овладел человечеством, подобно тому,
как плющ овладевает деревом. При этом он разделяет грехи на 33 главные ветви, подразделяемые на три категории, причем
поясняет, как вера, надежда и любовь соединяют человека с Богом, и как наоборот: неверие, отчаяние и злоба соединяют
и уподобляют человека диаволу. Говорит здесь также о том, что побудило Господа сойти на землю, учредить Церковь и
снабдить ее Телом и Кровию Своей, подобно как соком лозным - грозды, и, как наоборот, диавол передает грешникам свою
сущность и пятиобразие греха. Как ведут борьбу из-за спасения и погибели каждого человека добро со злом (подразумевается
благодать со ангелом-хранителем и злой дух). Сравнение греха с азбукой, о книге жизни, и о том, как в делах людских
перемешиваются добродетели с пороками, то есть добрые и худые побуждения, вызывающие какой-либо поступок, сое-
диняясь в один звук, как буквы в слоге; будущий их разбор на Страшном суде. При этом святой сказал: «Тот, который
отпадает от Церкви, чрез несохранение трех чувств соединяется с адом, ибо беззаконники, т. е. нечистые духи, оплетают
беззаконного человека всевозможными оплетениями... и вполне овладевают им, иссушая все его соки и изнуряя душу его
всевозможными грехами.
Подобно сему, впал в бедственную власть беззаконников и ты с твоим доверенным (другом), вследствие неверия вашего;
они оплели вас и сделали нечувственными».
Услыхав эти последние слова, относящиеся до него, Феофан засмеялся, святой же Нил сказал: «Смеешься, несчастный?
Завтра будешь плакать». Затем он продолжал речь свою: «Итак, каковы же должны быть те несчастия, которым подвергает
себя беззаконник, впав во власть мучителей?.. Сие ведомо лишь тому, кто впадает во власть греха... сиречь бесов, как,
например, ты, беззаконник, изведал сие, впав во власть их».
Затем святой говорит о том, как пал Денница, какова зависть его к людям, как борят злые духи грешников грехами,
а праведников лестию; также сравнивает двоякое упоение грехом и Святым Духом, приводит в пример св. Иакова Пер-
сянина и других святых и говорит, сколько непобедима в людях сила благодати Св. Духа, и как призрачна сила отвер-
женных злых духов, уловляющих людей прельщениями и запугиванием...
Затем святой раскрывает, что именно открывает диаволу доступ в душу человека для искушения его, а именно: неверие
сердца, т. е. не только выраженное неверие догматам, но и в верующем - нечувствие живой веры, затем - нечистота и
отчаяние, и сравнивает их с тремя дверьми дома, которые, когда бывают заключены, то неприступна душа для татя и
в ней воссиявает благодать... Затем приводит пример уловления души диаволом чрез лесть некоего
подвижника.
Далее святой убеждает грешников ни в коем случае не отчаиваться и обращаться с покаянием к Всещедрому Искупи-
телю, Который распялся за нас, а также поясняет, почему невозможно покаяние для злых духов.
Затем излагает, как произошел потоп, как Бог давал время на покаяние, и как возненавидели люди Ноя... Затем преподоб-
ный указывает на степень растления нынешних людей, обличая монашествующих в нерадении к богослужению, затем взывает
к посвятившим себя Богу, дабы внимали себе, хранили бы себя от пороков и соблюдали монашеские добродетели, причем
приводит притчу о паре, о самопожертвовании горлицы за горлицу, о последующем самоотречении и о скорбной жизни
горлицы (часть 3, главы 5-4).
В заключение сей притчи святой взывает к иереям, иеромонахам и досточтимейшим монахам, дабы старались подра-
жать сей горлице, также хранили бы себя от празднословия, особенно по св. Причастии, особенно иереи, которым подобает
весьма обдумывать и размерять слова свои... Затем святой спросил: «Феофан! Ходил ли ты когда, хотя раз, в пещеру?»
Феофан: «Не хожу, ибо святой запретил мне ходить».
Святой: «Хорошо делаешь, что не ходишь, и не ходи, пока не сделаешься монахом; когда же примешь схиму, тогда ходи
в пещеру, и приими возвещение преподобного Нила, т. е. возьми на себя обязанность передать возвещенные им слова
людям, а также заботу о возжигании лампадки в пещере. Когда же примешь схиму, да не упустишь когда-либо надеть
ее на себя»...
Вслед за сим святой выяснил значение монашества, как воинствования Царю Небесному, сравнив разные степени мо-
нашества с разными степенями боевой готовности войска; привел пример доблестного и малодушного воина и, наконец, снова
обратился к Феофану: «Ходи в пещеру и приими завет преподобного Нила; потом приходи, и уходи и не замедляй, но
будь лишь - заходя и выходя - ибо, видя тебя там, смущаются, хулят сострадание и безмерную милость Божию, которую Он
сотворил тебе, недостойному созданию Своему, явившему такую неблагодарность в недостоинстве твоем благодетелю
твоему».
Феофан же сказал: «Не буду ходить, ибо впадаю в искушения». Святой: «Ходи и не бойся, ибо к тому времени успо-
коятся производящие соблазны, но только, когда ходишь, да не умедляешь, но уходи поскорее из окрестностей келлии».
(1) Здесь делается краткий обзор, пересказ (или конспект) речей прп. Нила, выше изложенных подробно.
(продолжение далее).