ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО
Часть шестая.
Житие преподобного отца нашего Нила Мироточивого. (1)
Святой и блаженный Нил, воссияв в поздние времена, подвигами своими превзошел многих, даже древних под-
вижников. Новое доказательство, что добродетель, благочестие и любовь к Богу не определяются временами
и годами, но имеют свое основание в нашей воле и произволении.
Святой Нил был сын благочестивых и православных родителей, имевших свое жительство в Морее, или нынешней Греции,
в селении святого Петра, Законийской епархии. Воспитание его ограничивалось пределами места его рождения. В ранних
еще летах лишился он своих родителей, но нашел отца в дяде своем иеромонахе Макарии. Этот дядя был бдительным
и любящим надзирателем за всеми движениями ума и сердца сего будущего сосуда благодати Святаго Духа. И нетщетными
оказались многозаботные попечения пестуна над его воспитанником. Племянник, обладая прекрасными природными да-
рованиями, при неусыпном и искреннем о нем старании дяди, оказывал быстрые успехи в умственном и нравственном
отношениях. Поэтому, достигнув законного возраста, юный Нил принял монашеское пострижение и удостоен был руко-
положения во иеродиакона, а потом и во иеромонаха. Таким образом, достопочтенный дядя и достойный его племянник
единодушно подвизались подвигом добрым. Но сии высокие и девственные души, быв уязвлены пламенною и всецелою
любовью к пресладкому Небесному Жениху, - во славу его, возгорели желанием подвигов больших. Нашедши настоящее
свое местопребывание недостаточным для осуществления такого пламенного своего желания, они, удалившись из своего оте-
чества, пришли на Святую Афонскую Гору. Посетив здешние обители, скиты и пустыни с целью обрести местность, удобную
для безмолвия и высоких подвигов, наконец, пришли они в одно место, издревле называемое святые Камни. Это место
тогда было еще пусто и не заселено, ибо отличалось чрезвычайною дикостью и безводностью. Блаженный Макарий и божест-
венный Нил, нашедши его однако ж весьма удобным для глубокого безмолвия и совершенно соответствующим святым на-
мерениям, исполнились такою радостию, какую ощущают люди, обретшие многоценное сокровище. Полные этой неподдельной
радости, они явились в лавру, испрашивая благословения на владение этим местом (2) и на устроение там келлии. Игумен
лавры со старшею братиею, видя чистоту и божественное житие просителей, которые и самою своею наружностью внушали
к себе почтение и уважение, с радостью согласился на их прошение; в знак своего согласия на то лавра дала им письмен-
ное удостоверение. А священный Макарий, по обыкновению Святой Горы, внес в лавру небольшой денежный вклад, как
дань дружбы. Получив таким образом право на владение местом, блаженные труженики приступили к расчищению его.
Каких стоило им это трудов; сколько при этом пролито ими поту! Но души, разженные ревностью по Боге, не замечали
своих трудов; вскоре востал, как бы феникс, святой храм с помещениями при нем для земных ангелов, имеющих славо-
словить Его во дни и в нощи. Блаженный Макарий устроил при келлии престол и церковь, освятил ее во имя св. Петра,
Афанасия и Пресвятыя Богородицы. Расписали церковь иконами сами, так как были искусными иконописцами; утварь
же и книги приобрели на последние, взятые из дому деньги.
Перед смертью Макарий написал духовное завещание, по которому Свято-Петрийскую келлию (ныне Спанон) и все,
находящееся в ней, передал, как свою собственность, на правах келлии, ученику своему иеромонаху Нилу. Завещание
сие сохранилось. Скоро, по устроении келлии, божественный Макарий мирно почил о Бозе от бремени праведных трудов
своих, сделав племянника своего преемником, наследником во всем и достойным правителем келлии.
После сего блаженный Нил, более и более разжигаясь пламенем любви ко Христу, желая совершенной неразвлекаемости
в подвигах своей любви, стремясь слить свою любовь с Превечною Любовию, находит и это место не совсем соответствующим
святым стремлениям пламенной его души. Посему, он отыскивает другое, более способное удовлетворить его стремлению,
и поселяется в нем. Место это в то время, по своей дикости, суровости, обилию наводящих ужас исполинских скал и стрем-
нин, было недоступно не только для людей, но даже и для зверей, имеющих обыкновенным прибежищем высокие горы
и камни (Пс. 103, 18). Во впадине пещеры прп. Нил освятил престол во имя Сретения Господня.
Истинно любящие Бога и живущие по Богу всячески стараются скрывать свои добродетели, плач и слезы, опасаясь
стрел тщеславия и похвалы людской; они желают, чтоб ум их не был стесняем заботами о суетном и мирском, но чтобы
был постоянно устремлен к Богу. Так точно и божественный Нил, желая, чтобы и самые сподвижники не слышали сердеч-
ных его воздыханий и молитв к Богу, не видели подвигов и слез, чтобы ум его и сердце постоянно заняты были Богом,
чтобы никто не мог прерывать небесных его упражнений, для своего уединения нашел место неприступное почти ни
для какого живого существа, нашел и, не обращая внимания на невыразимые трудности и даже опасности жизни, поселился
в нем. Поселившись, мужественно терпел он до конца своей жизни всякую тесноту и бедствие, презрев всякое телесное
упокоение и человеческое утешение. Какие же подвиги видела пещера, вместившая сего мужественного подвижника! Коликим
она оросилась излиянием теплых слез плакавшего пред Богом и день и ночь! Какой борьбы с демонами и каких побед над
ними была она свидетельницею! И после побед над темными силами, коликими она освятилась небесными видениями и
ликостояниями ангелов, являвшихся сюда для утешения равноангельского подвижника! Всего этого хорошо мы не знаем;
это известно только Всеведцу. Но для нас самое место его подвигов есть безмолвный и громогласный проповедник о ве-
личии их; не менее того свидетельствует о том и прославление мертвенных священных его останков.
Вот настало время и окончания земных злостраданий сего славного подвижника, и упокоения его там, где ни плача, ни
вопля, ни болезни не будет к тому (Апок. 21, 4). Умерщвлявший по вся дни свое тело безболезненно отдает общий долг
смертности и отходит к Тому, Коего душа его желала от юности, возносясь на небеса в песнопениях и ликовании ан-
гелов. В теснейшей своей пещере, ознаменованной и освященной столькими дивными подвигами, он мирно предал в руде
Божии мирный свой дух. При пещере же братия его келлии благоговейно предали земле многопобедное и многотерпели-
вейшее его тело.
Убегавший человеческой славы при жизни, прп. Нил не восхотел ее и по смерти. Посему, умирая, сделал клятвенное
завещание, чтобы никто не дерзал отрывать его останков (как то водится во Святой Горе, где кости умерших отрываются
через три года). Согласно этому, почитатели святого похоронили святое тело в небольшой пещерке, под его пещерою,
утвердив над изголовьем надпись с запрещением отрывать тело преподобного.
Но Господь, по неложному слову Своему поставляющий светильники на свещницах, прославил святого угодника Своего
тем, что его девственное и от юности посвященное Богу тело, очищенное и утонченное постами, омытое слезами, облагоухан-
ное молитвами, - сие святейшее тело Бог превратил в миро и благоволил ему истечь в явление людям, из гроба, чрез
малое отверстие и по отвесной скале стекаться к морю. Неслыханное чудо такого небывалого истечения мира сделалось
вскоре известно всему православному востоку; отовсюду стали нарочно приходить корабли почерпнуть мира из чудесного
потока. Место, куда стекало миро и куда сходились корабли почерпать его, тоже весьма знаменательно в истории Афона;
оно называется Каравостас (ибо некогда против него остановился неподвижно среди моря корабль с плывущим на нем
святым Петром Афонским, не двигаясь вперед до тех пор, пока не высадили Петра на берег, где он должен был положить
начало афонскому пустынножительству). Итак, теперь, много лет спустя, избраннейшее чадо, подвизавшееся в пещере по
образу отца своего, в благодарность отцу почтило место его высадки на афонский берег благоуханным миром. Безчисленные
исцеления и чудеса, последовавшие от мира преподобного Нила, побудили святую Церковь причислить его к лику святых,
с присвоением ему имени Мироточивого.
Рассказывают, что ученик, оставшийся после святого Нила и бывший очевидцем скромности и глубокого смирения своего
старца при земной его жизни, не вынося молвы от множества стекающихся мирян, тревоживших покой Святой Горы, будто
бы решился жаловаться своему прославленному старцу на него самого, что он, вопреки своим словам - не искать и не
иметь славы на земле, а желать ее только на небесах, - скоро весь мир наполнит славою своего имени и нарушит через то
спокойствие Святой Горы, когда во множестве начнут стекаться к пещере для исцелений? Это так подействовало на святого
мироточца, что тогда же миро иссякло. В недавнее время некоторые из кавсокаливских отцов, получившие исцеление
от различных болезней через благоговейное молитвенное призывание святого, по чувству глубокой благодарности решились
построить при его пещере храм. 7 мая 1815 года от Р. X. было приступлено к постройке. Копая место для оснований
храма, открыли незамечаемый дотоле свод, из которого вдруг вышло неизреченное благоухание. Надобно сказать, что до
того времени все были уверены, что гроб преподобного и мощи его находятся при его пещере, но никто не знал определенно,
в каком именно месте. Для непытливой веры достаточно было только знать, что там находится чтимая ею святыня. Итак,
разломав этот свод, нашли под ним безценное сокровище - священные мощи святого, благоухавшие неизъяснимым рай-
ским ароматом. Тотчас же сообщили об этом лавре. Лавра немедленно послала туда иереев. Иереи, взяв с величайшим
благоговением из-под свода святые мощи, перенесли их в лавру, где в то время находился Константинопольский пат-
риарх блаженный Григорий V, который и участвовал при встрече святых мощей.
Лавра, прилично украсив череп и челюсть святой главы, первый оставила у себя, положив его во святом алтаре вместе
с другими святыми мощами, челюсть же отослала в келлию святого Нила, во освящение пребывающих там и приходящих
туда, ради благоговения к святому и почитания его памяти.
Между тем, окончен был устройством и священный храм при пещере святого Нила. Он, сообразно с пространством места,
может вместить не более 10 или 15 человек. Позади алтаря сего храма означено место, где был гроб святого.
Следы потока мира и тепер заметны в скале (особая ложбинка).
Память преподобного празднуется 7 мая в честь перенесения его мощей и 12 ноября в день кончины.
(1) С лаврской рукописи келлии преподобного Нила.
(2) Оно находится в области лавры.
(продолжение далее).