Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 11 июл 2019, 15:22

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть шестая.

Житие преподобного отца нашего Нила Мироточивого. (1)

Святой и блаженный Нил, воссияв в поздние времена, подвигами своими превзошел многих, даже древних под-
вижников. Новое доказательство, что добродетель, благочестие и любовь к Богу не определяются временами
и годами, но имеют свое основание в нашей воле и произволении.

Святой Нил был сын благочестивых и православных родителей, имевших свое жительство в Морее, или нынешней Греции,
в селении святого Петра, Законийской епархии. Воспитание его ограничивалось пределами места его рождения. В ранних
еще летах лишился он своих родителей, но нашел отца в дяде своем иеромонахе Макарии. Этот дядя был бдительным
и любящим надзирателем за всеми движениями ума и сердца сего будущего сосуда благодати Святаго Духа. И нетщетными
оказались многозаботные попечения пестуна над его воспитанником. Племянник, обладая прекрасными природными да-
рованиями, при неусыпном и искреннем о нем старании дяди, оказывал быстрые успехи в умственном и нравственном
отношениях. Поэтому, достигнув законного возраста, юный Нил принял монашеское пострижение и удостоен был руко-
положения во иеродиакона, а потом и во иеромонаха. Таким образом, достопочтенный дядя и достойный его племянник
единодушно подвизались подвигом добрым. Но сии высокие и девственные души, быв уязвлены пламенною и всецелою
любовью к пресладкому Небесному Жениху, - во славу его, возгорели желанием подвигов больших. Нашедши настоящее
свое местопребывание недостаточным для осуществления такого пламенного своего желания, они, удалившись из своего оте-
чества, пришли на Святую Афонскую Гору. Посетив здешние обители, скиты и пустыни с целью обрести местность, удобную
для безмолвия и высоких подвигов, наконец, пришли они в одно место, издревле называемое святые Камни. Это место
тогда было еще пусто и не заселено, ибо отличалось чрезвычайною дикостью и безводностью. Блаженный Макарий и божест-
венный Нил, нашедши его однако ж весьма удобным для глубокого безмолвия и совершенно соответствующим святым на-
мерениям, исполнились такою радостию, какую ощущают люди, обретшие многоценное сокровище. Полные этой неподдельной
радости, они явились в лавру, испрашивая благословения на владение этим местом (2) и на устроение там келлии. Игумен
лавры со старшею братиею, видя чистоту и божественное житие просителей, которые и самою своею наружностью внушали
к себе почтение и уважение, с радостью согласился на их прошение; в знак своего согласия на то лавра дала им письмен-
ное удостоверение. А священный Макарий, по обыкновению Святой Горы, внес в лавру небольшой денежный вклад, как
дань дружбы. Получив таким образом право на владение местом, блаженные труженики приступили к расчищению его.
Каких стоило им это трудов; сколько при этом пролито ими поту! Но души, разженные ревностью по Боге, не замечали
своих трудов; вскоре востал, как бы феникс, святой храм с помещениями при нем для земных ангелов, имеющих славо-
словить Его во дни и в нощи. Блаженный Макарий устроил при келлии престол и церковь, освятил ее во имя св. Петра,
Афанасия и Пресвятыя Богородицы. Расписали церковь иконами сами, так как были искусными иконописцами; утварь
же и книги приобрели на последние, взятые из дому деньги.
Перед смертью Макарий написал духовное завещание, по которому Свято-Петрийскую келлию (ныне Спанон) и все,
находящееся в ней, передал, как свою собственность, на правах келлии, ученику своему иеромонаху Нилу. Завещание
сие сохранилось. Скоро, по устроении келлии, божественный Макарий мирно почил о Бозе от бремени праведных трудов
своих, сделав племянника своего преемником, наследником во всем и достойным правителем келлии.
После сего блаженный Нил, более и более разжигаясь пламенем любви ко Христу, желая совершенной неразвлекаемости
в подвигах своей любви, стремясь слить свою любовь с Превечною Любовию, находит и это место не совсем соответствующим
святым стремлениям пламенной его души. Посему, он отыскивает другое, более способное удовлетворить его стремлению,
и поселяется в нем. Место это в то время, по своей дикости, суровости, обилию наводящих ужас исполинских скал и стрем-
нин, было недоступно не только для людей, но даже и для зверей, имеющих обыкновенным прибежищем высокие горы
и камни (Пс. 103, 18). Во впадине пещеры прп. Нил освятил престол во имя Сретения Господня.
Истинно любящие Бога и живущие по Богу всячески стараются скрывать свои добродетели, плач и слезы, опасаясь
стрел тщеславия и похвалы людской; они желают, чтоб ум их не был стесняем заботами о суетном и мирском, но чтобы
был постоянно устремлен к Богу. Так точно и божественный Нил, желая, чтобы и самые сподвижники не слышали сердеч-
ных его воздыханий и молитв к Богу, не видели подвигов и слез, чтобы ум его и сердце постоянно заняты были Богом,
чтобы никто не мог прерывать небесных его упражнений, для своего уединения нашел место неприступное почти ни
для какого живого существа, нашел и, не обращая внимания на невыразимые трудности и даже опасности жизни, поселился
в нем. Поселившись, мужественно терпел он до конца своей жизни всякую тесноту и бедствие, презрев всякое телесное
упокоение и человеческое утешение.
Какие же подвиги видела пещера, вместившая сего мужественного подвижника! Коликим
она оросилась излиянием теплых слез плакавшего пред Богом и день и ночь! Какой борьбы с демонами и каких побед над
ними была она свидетельницею! И после побед над темными силами, коликими она освятилась небесными видениями и
ликостояниями ангелов, являвшихся сюда для утешения равноангельского подвижника! Всего этого хорошо мы не знаем;
это известно только Всеведцу. Но для нас самое место его подвигов есть безмолвный и громогласный проповедник о ве-
личии их; не менее того свидетельствует о том и прославление мертвенных священных его останков.
Вот настало время и окончания земных злостраданий сего славного подвижника, и упокоения его там, где ни плача, ни
вопля, ни болезни не будет к тому (Апок. 21, 4). Умерщвлявший по вся дни свое тело безболезненно отдает общий долг
смертности и отходит к Тому, Коего душа его желала от юности, возносясь на небеса в песнопениях и ликовании ан-
гелов. В теснейшей своей пещере, ознаменованной и освященной столькими дивными подвигами, он мирно предал в руде
Божии мирный свой дух. При пещере же братия его келлии благоговейно предали земле многопобедное и многотерпели-
вейшее его тело.
Убегавший человеческой славы при жизни, прп. Нил не восхотел ее и по смерти. Посему, умирая, сделал клятвенное
завещание, чтобы никто не дерзал отрывать его останков (как то водится во Святой Горе, где кости умерших отрываются
через три года). Согласно этому, почитатели святого похоронили святое тело в небольшой пещерке, под его пещерою,
утвердив над изголовьем надпись с запрещением отрывать тело преподобного.
Но Господь, по неложному слову Своему поставляющий светильники на свещницах, прославил святого угодника Своего
тем, что его девственное и от юности посвященное Богу тело, очищенное и утонченное постами, омытое слезами, облагоухан-
ное молитвами, - сие святейшее тело Бог превратил в миро и благоволил ему истечь в явление людям, из гроба, чрез
малое отверстие и по отвесной скале стекаться к морю.
Неслыханное чудо такого небывалого истечения мира сделалось
вскоре известно всему православному востоку; отовсюду стали нарочно приходить корабли почерпнуть мира из чудесного
потока. Место, куда стекало миро и куда сходились корабли почерпать его, тоже весьма знаменательно в истории Афона;
оно называется Каравостас (ибо некогда против него остановился неподвижно среди моря корабль с плывущим на нем
святым Петром Афонским, не двигаясь вперед до тех пор, пока не высадили Петра на берег, где он должен был положить
начало афонскому пустынножительству). Итак, теперь, много лет спустя, избраннейшее чадо, подвизавшееся в пещере по
образу отца своего, в благодарность отцу почтило место его высадки на афонский берег благоуханным миром. Безчисленные
исцеления и чудеса, последовавшие от мира преподобного Нила, побудили святую Церковь причислить его к лику святых,
с присвоением ему имени Мироточивого.
Рассказывают, что ученик, оставшийся после святого Нила и бывший очевидцем скромности и глубокого смирения своего
старца при земной его жизни, не вынося молвы от множества стекающихся мирян, тревоживших покой Святой Горы, будто
бы решился жаловаться своему прославленному старцу на него самого, что он, вопреки своим словам - не искать и не
иметь славы на земле, а желать ее только на небесах, - скоро весь мир наполнит славою своего имени и нарушит через то
спокойствие Святой Горы, когда во множестве начнут стекаться к пещере для исцелений? Это так подействовало на святого
мироточца, что тогда же миро иссякло. В недавнее время некоторые из кавсокаливских отцов, получившие исцеление
от различных болезней через благоговейное молитвенное призывание святого, по чувству глубокой благодарности решились
построить при его пещере храм. 7 мая 1815 года от Р. X. было приступлено к постройке. Копая место для оснований
храма, открыли незамечаемый дотоле свод, из которого вдруг вышло неизреченное благоухание. Надобно сказать, что до
того времени все были уверены, что гроб преподобного и мощи его находятся при его пещере, но никто не знал определенно,
в каком именно месте. Для непытливой веры достаточно было только знать, что там находится чтимая ею святыня. Итак,
разломав этот свод, нашли под ним безценное сокровище - священные мощи святого, благоухавшие неизъяснимым рай-
ским ароматом. Тотчас же сообщили об этом лавре. Лавра немедленно послала туда иереев. Иереи, взяв с величайшим
благоговением из-под свода святые мощи, перенесли их в лавру, где в то время находился Константинопольский пат-
риарх блаженный Григорий V, который и участвовал при встрече святых мощей.
Лавра, прилично украсив череп и челюсть святой главы, первый оставила у себя, положив его во святом алтаре вместе
с другими святыми мощами, челюсть же отослала в келлию святого Нила, во освящение пребывающих там и приходящих
туда, ради благоговения к святому и почитания его памяти.
Между тем, окончен был устройством и священный храм при пещере святого Нила. Он, сообразно с пространством места,
может вместить не более 10 или 15 человек. Позади алтаря сего храма означено место, где был гроб святого.
Следы потока мира и тепер заметны в скале (особая ложбинка).
Память преподобного празднуется 7 мая в честь перенесения его мощей и 12 ноября в день кончины.

(1) С лаврской рукописи келлии преподобного Нила.
(2) Оно находится в области лавры.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3362
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 12 июл 2019, 15:08

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

Часть шестая.

Житие преподобного отца нашего Нила Мироточивого.

Преподобному отцу нашему Нилу

Тропарь, гл. 1
Монашествовав Богоугодно в Горе Афонстей, в молитвах и постах Бога взыскал еси. И стал еси приятелище чистое
Духа, облиставая верным добродетелей лучи, ими же осияваеши, Ниле, вопиющих тебе: Слава прославлыпему тя Богу,
слава венчавшему тя, слава действующему тобою всем исцеления.

Кондак, гл. 3
Е ж е от земли явление священных мощей твоих, Ниле, совозсияло сиянию (1) Креста, того бо вожделел еси тепле от
младенства. Кости твоя, сораспявшияся Христови, воскресшему, яко превечному Богу, того прияша благодать.

(1) Как сказано выше, мощи преподобного были обретены 7 мая 1815 года. В этот день (7 мая) Православная Церковь празднует явление
в Иерусалиме на небеси знамения Честного Креста Господня (бывшее 7 мая 351 года, в царствование Императора Констанция; очевидцем
сего чуда был и св. Кирилл, епископ Иерусалимский, описавший его; о нем говорит и церковный историк Созомен). Обретение мощей
преподобного Нила, бывшее в 1815 году, произошло 7 мая, совпало с этим праздником. Посему в кондаке преподобного Церковь воспевает вышеприведенные слова. «Еже от земли явление священных мощей твоих, Ниле, совозсияло сиянию Креста».

(конец книги).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3362
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 13 июл 2019, 15:23

ПОСМЕРТНЫЕ ВЕЩАНИЯ ПРЕПОДОБНОГО НИЛА МИРОТОЧИВОГО АФОНСКОГО

СОДЕРЖАНИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

О предметах духовных вообще

Толкование того, как неверие и похоть рождают грех, а грех рождает смерть, изъяснение грехопадения прародителей

Как велика была утрата людьми рая и блаженства. Первое убийство

Как из первых грехов Адама и Каина развелись все прочие страсти.

Уподобление греха плющу, противление людей Богу, желавшему очистить Свой виноградник. Воплощение Господа и учреждение Им Церкви,
как тела Своего и питание ее Телом и Кровию Своею. Союз со Христом чрез веру и союз с диаволом чрез неверие и восприемлемое от сего
пятиобразное подобие диаволу. 33 ветви греховного плюща. Уподобление страстей алфавиту. Совокупление добродетелей со страстями. Книга
мира и Страшный суд. Как вера и неверие соперничают из-за обладания душою человека

О том, как пал Денница, какие свойства приобрели павшие духи и какую брань ведут они с человеком

Греховное обольщение и упоение благодатию Св. Духа. Сравнение греховного обольщения с опьянением от вина. Упоение благодатию Св.
Духа и его превосходство пред греховным опьянением

Неверие, нечистота и отчаяние суть три двери, открывающие для диавола доступ в душу человека. Двоякий способ искушения диаволом
людей - немощных похотями, а праведников - лестию

Подвижник, хотя и впадает в грех, не должен отчаиваться. Бог приемлет покаяние от всякого, и почему невозможно покаяние для
злых духов

Чем вызван был потоп. Проповедь Ноя о покаянии. Ожесточение людей и ненависть их к Ною. Знамения, предшествовавшие потопу. Умысел
людей с ковчегом погубить Ноя, как виновника всех бедствий

Невозможно не прийти искушению. Как был соблазняем Несоблазняемый. Кто блажен и кто треблажен

Отчего один из распятых со Христом разбойников познал во Христе Бога, а другой похулил

Иуда-предатель как пример несказанного долготерпения Божия. Его происхождение, смертные грехи его юности, апостольство и хозяйствен-
ная должность у апостолов. Попытка его присвоить власть духовную и ограничить милосердие Христово; лукавые побуждения, вызвавшие
предательство и самоубийство

Почему не всякая молитва святыми исполняется

О потребности самопонуждения к очищению сердца своего

Пшеница пахаря для посева и пшеница мельника для размола; дела благодатные и дела вражии

Бегство Ионы произошло промыслительным попущением Божиим.

Покаяние Ниневии

Повесть о том, как премудрый Рамуил доказал вельможам и мудрецам ниневитским достоверность проповеди Ионы

Скорбь св. Иоакима и Анны, перешедшая в радость и исходатайствовавшая миру утешение - Богородицу и Спасителя Бога. Уподобление
голубице Ноевой

Сравнение человечества Христова с цветком розы и Божества Его с благовонием ее, рода же иудейского с колючим кустом розовым

О страсти осуждения в людях

Об очищении себя таинством Покаяния

Помощь моя от Господа, сотворшего небо и землю

Возмите врата князи ваша и возмитеся врата вечная и внидет Царь Славы

Толкование молитвы «Отче наш» в связи с обличением празднословия во время обеда

О происхождении «хлеба насущного». Что означает это слово?

«Хлеб наш насущный» - испрошение Хлеба Небесного

Ублажение молчания, и о том, сколь мерзко благодарение (молитвенное) после многословной трапезы

Извещение одному преподобному о том, сколь греховно осуждение пред Богом

Пророческая характеристика людей пред концом века

Пророчество об умножении нищеты, преследовании бедняков-крестьян, переселениях их и хлебной монополии пред наступлением времени
рождения антихриста

Обличение любостяжателей и воззвание к беднякам

Корень зла - любостяжание, сиречь сребролюбие. Сребролюбие есть дух антихриста

Антихрист родится тогда, когда обнищает мир духовно и когда наступит всемирная анархия. Всемирное воцарение антихриста

Дух Христа и дух антихристов

Какова печать антихриста, запечатлевающая ныне злых, и какова та, которою запечатлевать будет антихрист по воцарении?

Бедствия, которые постигнут мир по воцарении антихриста: иссохнет море; умрут животные; ускорится время

Проповедь Эноха и Илии людям, чтобы не принимали печати антихриста и знаменовались всегда крестом. Умерщвление сих проповедников

По убиении Эноха и Илии антихрист снимет с себя личину нравственности, совершатся крайние злодеяния. Люди отождествятся по лукавству
с бесами. Знамением сего будет постепенное умаление роста людей. Ко времени антихриста средний рост человека будет один аршин три чет-
верти

Кто такое «козлы» и кто такое «овцы»

О нераскаянности человеческой и долготерпении Божием

Богатый коварно просил Авраама послать Лазаря к нему в ад с каплею воды

Как избегнуть пламени огненного

Как зарождаются вражда и осуждение дел ближнего

О самооправдании своего осуждения

О стрелах отступника и об указателе пути спасения

Пятиобразие непокорства спасению и семистрастию

О дивном милосердии Божием и о том, кому именно сорадуются ангелы

Об исторжении греха из сердца. Сравнение души с садом, а греха с тернием в саду

Об осквернении молитвы помыслами любостяжательными

О тимпанах и ликах, вихрях осуждения и к чему это приводит.

«Се бо в беззакониях зачат есм и во гресе роди мя мати моя»

Еще о чадородстве мирян

Мир погибает от блуда, прелюбодеяния и разврата, а монашество - от многопопечения, многозаботливости и многостяжания

Дивное домостроительство Божие о спасении человека. Воплощение, омовение первородного греха крещением, искупление Адама распятием.
Дарование людям второго крещения покаянием

Посольство Моисея

О посольстве Ионы, бывшего прообразом не только погребения тридневного, но и воплощения

Посольство Иоанна Крестителя

Как исполнять в монашестве заповедь о почитании отца и матери.

Так возлюбил Бог мир, что Сына Своего дал. Кто званые

Что значит: «Приблизилось Царство Небесное» и «Уготовьте путь»?

О трех предначертаниях предвечного совета

О том, как делом показал Господь крещение покаяния

О том, как отверзся Царский Источник из ребра Спасова

Почему кровь Господня одних искупила и взошли они в рай, а другие и по воскресении Господнем остались в аду

Кто будут «благословеннии Отца Моего» и кто будут «проклятии»

Что значит: древо, насажденное при исходищах вод. О происхождении Креста. О покаянии Лота как прообразе монашеского покаяния

Христос воскрес - воистину воскрес!


ЧАСТЬ ВТОРАЯ

0 монашестве

О хранении иереями сердца своего неоскверненным по святом Причащении

Увещание св. Нила послушникам не прельщаться мечтой об уединенном подвижничестве и безмолвии и не уходить из обителей своих

Уподобление монахов, ропщущих на продолжительность службы, предпотопным людям

Воззвание преподобного к посвятившим себя Богу, дабы хранили монашеские добродетели и питали горячее чувство любви ко Христу.
Притча о пустынной горнице

Монашество - воинская служба Царю Небесному

Как потребны подвижнику простота веры и смирения, пример пророка Елисея

Слово святого Антония Павлу про двоякую гибель для монаха: от самомнения и нерадения

О прехождении в «Дом Давидов» и уготовлении себя к сему

Сравнение кипариса стройного с растрепанным - в показание того, что надлежит собирать свои мысли

О благотворности трудов послушания для успокоения помыслов.

О целомудрии. О поведении юных в общежитиях и отношениях к ним старших

До чего довести может неумеренная снисходительность старца. Страшный случай, бывший в Иорданской пустыне

Другой пример строгого старца и благословенного послушника в той же Иорданской пустыне

Обличение людей нынешнего времени в нечувствии к духовным благам и пристрастии к земным

Сравнение сердца монаха с зеркалом

О свободе духа и легком бремени истинного монашества, уклонение современного монашества к суете сует

Воззвание к афонским инокам и возвещение о погибели Афона, если не покаются

О славной обители Неусыпающих и почему запустела она

Обращение к святогорцам; притча о магните и железе

Обличение торопливости богослужения

Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы. Пример св. Никифора, Саприкия и патриарха Авраама

Сравнение монахов, отступивших от иноческого подвига, с неблагодарными израильтянами

О тени и сени смертной

Увещания кавсокаливитов быть нищелюбивыми

О неуместности веселия в монахе

Обличение духовников, не хранящих тайны исповеди

Повесть о страшной каре, постигшей некоего духовника, излишне снисходительного к своему духовному чаду

От безчувствия происходит невоздержание в слове и в еде, а от этого развивается сладострастие

Запретное древо познания добра и зла есть для монаха осуждение

О том, сколько развит порок празднословия в монашестве

Два вида пороков, при которых молитва не может вселиться в человека

Монашество - благое тело спасения, но кто воистину спасается?


[color=#FF0000]ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ[/color]

Обличение грехов святогорцев XIX столетия

С каких пор начал изменяться подвижнический дух в монашестве и оно начало увлекаться суетою

Плач преподобного о подвижничестве. Воззвание его к монахам

Ныне осень монашеству и завладевает им царица погибели

Непокорство, развивающееся в монашестве, есть одоление зверя первою главою своею. Развивающаяся же многопопечительность - есть
отравление прелестною чашею царицы погибели. Причина сему: несовершенное отречение от плотских благ и от плоти своей

Имя царицы погибели есть многопопечительность

Матерь Божия исходатайствовала монашество в небесный Свой удел

О том, как промышляет об уделе Своем Богородица и как велика неблагодарность тех, которые оставляют подвижничество и предаются
суете

Как царица погибели на звере беззакония въезжает в монашество.

Обличение аскетов-скитян в увлечении многостяжательностью. Сравнение с древними отцами

О кесарийских постниках, некогда прибывших на Афон, как их ущедрил Бог за аскетизм, и отчего потом они оскудели

Обличение скитян в похищении поминальных свечей с панихид

Устройство скитянами частных церквей в каливах для получения дохода за поминовение ведет к понуждению лиц недостойных принимать
священство... Обличения скитян

Порицание храмовых праздников по каливам в скитах

Сравнение богомольца, духовно не напитавшегося богослужением, с ежом, забравшимся в виноградник

Какими двадцатичетырьмя орудиями погибели действует царица погибели против башень спасения

Прельстившихся любостяжанием царица погибели уловляет в следующие сети

Как в первых ловушках оказались одни начальствующие и ни одного послушника, и как для послушников враг изобрел приманку
непокорства. Сравнение трудности уловления послушника с трудностию поймать морского угря

Враг старается развратить начало послушания послушника. Вина старцев. Уподобление нынешних легколовимых послушников с раками, а
старцев, теряющих послушников, с матерями похищенных дев

Ласкательство старцев и презорство послушников. Погибель монашеству, когда ноги станут головою, а голова ногами

Притча о двух молодицах, первой и последней

Как Царь уделил град Царицы Матери Своей. Измена граждан

Плач прп. Нила о Святой Горе и воззвание к праотцам

Что значит иметь божественное желание, горе возносящее любовию окриляемых

От пленения любостяжанием возжигаются блудные страсти: сластолюбие, человекоугодие и лицемерие

Горе старцам, у которых ведут себя развратно подчиненные им послушники

Убеждение хранить целомудрие и остерегаться пристрастия к юным

Бдите и берегитесь любостяжания

У монаха-любостяжателя лишь одежда овчая, а сердце волчье

Обличение скитян в увлечении садоводством

Искательство милостыни от богатых. Закхей

Горе духовникам, небрегущим о спасении душ

Еще о духовниках, и картина гибели послушника по вине духовника

Пристрастие к земным благам угрожает священнику страшным осквернением

О том, как должно литургисать и что есть литургия

Воззвание к иереям; притча о некоей рабыне, обманно сделавшейся царицей

Обличение осуждения во время работ; наставление о том, как заниматься рукодельем и молиться

Сила монаха - есть молитва

О необходимости трехлетнего монашеского искуса прежде пострижения

Для новорожденного необходимо омовение, новоначальному монаху - скорби и слезы

Пристрастие к послушникам есть главная причина невзыскательности старцев

Опасность для общежитий от доступа в них молодых

Еще о монашеском воспитании

Многоядение не только не подкрепляет, но расслабляет; почему теперь мы не можем так поститься, как древние отцы

О влечении обратно в мир

Уподобление осуетившихся монахов израильтянам в пустыне

Сказание о чудесном вразумлении одного скупого игумена, урезывавшего довольствие братии в одной обители Костамонитов

О раздорах в монашеских общинах

Сравнение избалованного монашества и избалованного послушника с конем-любимцем некоего вельможи

Какое ныне стало единение духа и союз мира

Сравнение монашества с Израилем в пустыне

К чему довело скитян пристрастие к земному. Раздоры и коварство

О злом навыке взяточничества в монастырях и к чему это приводит

О плотоугодии и сравнение с агарянами

О скопидомстве и ростовщичестве; картина того, к чему это приводит

Воззвание о хранении себя от сообращения с безбрадыми. Картина развития сей страсти

Гнев Божий готов разразиться над Афоном и что предотвращает его

Воззвание о покаянии и неотчаянии. Сравнение монашества с хождением Петра по водам

О манне в пустыне; сравнение с манной милостыни монастырской

О распущенности скитян, притча об увлеченном женою муже

Благой виноградарь насадил виноград, но алчные наследники погубили его

Притеснения убогих подвижников. Уподобление жестокосердию фараонскому

Послан Я к вам от Бога, как пророк Нафан к Давиду

Разберите жизнь свою и чувства ваши, угодны ли оне Богу?

Призыв святогорцев к покаянию для предотвращения нашествия.

О лицемерии, кичении угрюмостью и милостыне христиан.

Воистину ли служите вы храму, чтобы от храма питаться?

О соблюдении обета целомудрия

Что порох для дома, то осуждение для добродетелей

О взаимном осуждении монастырей и келлиотов

О прежних разрядах монашествовавших во Св. Горе и что стало теперь

Одна из главных причин упадка монашества есть взаимное осуждение, ибо оно влечет впадение в те же грехи. Воззвание к св. Петру Афонскому
Безпечность о спасении, впадение в сластолюбие. Увещание сравнить свою безбедную жизнь с бедственною жизнью мирян

Бог послал меня к тебе, как скрижали Моисея/.

Пристрастие к исхождениям в мир, сборы. Блажен, кто не покидает Св. Горы

О вреде допуска юных в штатные монастыри

Что есть наряд монашеской жизни. «Вот я послан от Бога»

Как ворвался семиглавый зверь на монашескую ниву

Как въехала царица погибели в удел

Чем прославляют монахи царицу погибели

О долготерпении Царицы Спасения и о мятежном городе

Плач Царицы Спасения о людях Своих

Воззвание к святогорцам, дабы удержать Царицу Спасения

Святогорцы, обратитесь к покаянию!

Пример милостивой Царицы Екатерины к покаявшимся казакам, поясняющий, чтобы святогорцы не отчаялись в получении прощения,
если покаются в мятеже своем

Еще о царе и мятежном городе

Зачем пришли мы в пустыню? И во что обращают пустыню из-за любостяжания

Молитва святого к Богородице

Что такое трон Царицы Спасения, и что значит низложение с трона

Что происходит с человеком, когда снимается с него покров Царицы Спасения, и что произойдет со Св. Горою. Кто Халпииты. Продолжение
приточного изложения истории Св. Горы

Воззвание к св. отцам востать для проводов Царицы Спасения с Горы

Притча о жене и ее двух мужьях

Как произойдет отшествие иконы Иверской с Горы

Заключительные слова святого святогорцам; притча о учителе и учениках



ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

Повесть о Сервии о судьбе скита его

Сервий и чудесное его крещение через архангела Михаила

Сервий пожелал одиночества. Михаил возбранил сие, повелел архиерею подвергнуть Сервия суровому трехлетнему искусу

Другое великое наказание, понесенное Сервием от архиерея

Третья и четвертая суровость архиерея с Сервием

Страшная кознь диавола, предпринятая им для того, чтобы подорвать в Сервии доверие к отцу духовному и восприемнику, архиерею. Суровая
кара

Диавол воздвиг на Сервия страшную клевету. Торжество истины и конец искуса

Приготовление Сервия к монашеству. Поучения архиерея Сервию и его будущему старцу. Передача его этому старцу

Поиски места для скита Сервием

Трехлетний монашеский искус Сервия и кончина духовника

Чудесное явление ангела во образе иерея для похорон духовника

Игуменство Сервия. Преуспеяние в подвиге Андрея

Впадение Кунава в прелесть и его погибель

Кончина Сервия и архиерея. Прощальное поучение и завещание Сервия

Преемники Сервия и начало упадка скита

Картина последовательного развращения скита

Истребление развратившихся скитян нашествием неприятеля

Поучение святого Нила монашествующим по поводу гибели скита Сервия

Спасение от разгрома семи добродетельных келлий. Исповедь послушника

Заключительное воззвание святого Нила


ЧАСТЬ ПЯТАЯ

Описание явлений святого Нила Феофану

Первое явление святого Нила Феофану в 1813 году. Искушение Феофана. Впадение в беснование. Нападение бесов. Святой не дает бе-
сам убить Феофана и затем, в сонном видении, исцеляет Феофана от побоев, грыжи и беснования. Новое искушение. Предварительное явление
святого. Нападение бесов на каливу Феофана

Явление святого Нила Феофану в 1814 году во образе пастуха. Данные Феофану заповеди. Возвращение котелка, взятого святым в 1813
году

Феофан нарушил заповедь святого и впал в тяжкое искушение. Святой карает Феофана, является ему в сонном видении и спасает.
Открытие мощей святого 7 мая 1815 года

Искушение, постигшее Феофана за нарушение им заповеди. Святой является в сонном видении, обличает грех, объявляет наказание и бе-
рет свои мощи. Вторичное явление его Феофану во время соборования и исцеление Феофана. Явление в храме во время бдения, когда святой
Нил вернул мощи Феофану

Преследования Феофана ненавистниками приводят его в отчаяние, он решается спалить судно Дионисия и уйти с Афона. Благодать св.
мощей св. Нила возбраняет Феофану сие осуществить. Последовавшее исступление Феофана и видение им покрова Матери Божией над Св.
Горой и спасение Св. Горы от погубления, ради молитв преподобных Афонских Ее заступничеством

Явление святого Нила Феофану 18 января 1817 года - наяву - на дороге, и 18-часовая беседа

Продолжение восемнадцатичасовой беседы. Обличение Дионисия, наставления Феофану

Увещания, обращенные к Тимофею и Герасиму, о том, сколько отмщает Бог, если кто коварно вытеснит кого из места, назначенного
тому Богом для спасения; притча о некоем царе-братоубийце

Обличения святым нечувствия и забвения своих грехов Феофаном и объяснения его, почему св. Нил явился ему, а не другому

Святой назначает Феофану эпитимию за нарушение им своих обещаний

Заповедь Феофану о рукоделии, дабы не предавался ему всецело

О воздержании в пище

Откуда произошло непостоянство в Герасиме. Заповедь Феофану, да не погребен будет в общей усыпальнице, если умрет во время
имеющей постигнуть его кары, и завет уходить по освобождении от нее со Св. Горы

Почему святой избрал именно Феофана для передачи слов его

Заключительные слова святого и его исчезновение

Исполнение эпитимии. Принятие схимы и нашествие возвещенного недуга

Явление святого Нила во сне Феофану 28 мая 1819 года

Продолжение речи святого и повеление Феофану удалиться с Горы

Повесть о коварном убийстве одного ревнителя целомудрия, обличенного в страсти мужеложства

Повторение повеления записать все, что говорил святой, и передать святогорцам

Обличение старца Тимофея и о коварном усекновении Иоанна Предтечи

Видение Феофаном всех грехов своих, состязания о нем между ангелом и бесами

Эпилог Феофана-Эхмалотоса


ЧАСТЬ ШЕСТАЯ

Житие преподобного отца нашего Нила Мироточивого

Тропарь и кондак святому Нилу
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3362
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 15 июл 2019, 14:31

ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.

Том первый . 1. слово.

НА ЯЗЫЧНИКОВ

1) Вѣдѣніе богочестія и вселенской истины не столько имѣетъ нужды въ человѣческомъ наставленіи,
сколько познается само собою; потому что едва не вопіетъ о себѣ ежедневно въ дѣлахъ, и свѣтлѣе
солнца открываетъ себя въ Христовомъ ученіи. Но поелику тебѣ, блаженный, желательно слышать о семъ;
то, по мѣрѣ силъ своихъ, предложу нѣчто о вѣрѣ Христовой; тѣмъ паче, что, хотя и самъ ты можешь
найдти это въ Божіемъ Словѣ, однако же съ любовію слушаешь, чтб говорятъ и друтіе. Ибо какъ свя-
тыхъ и богодухновенныхъ Писаній достаточно къ изъясненію истины, такъ и блаженными нашими Учите-
лями сочинены объ этомъ многія книги. И если кто будетъ читать ихъ, то найдетъ въ нихъ нѣкоторымъ
образомъ истолкованіе Писаній, и прійдетъ въ состояніе пріобрѣсти желаемое имъ вѣдѣніе. Но по-
елику не имѣемъ въ рукахъ теперь сочиненій этихъ Учителей; то, чему научился я изъ нихъ,—разумѣю
же о вѣрѣ во Христа Спасителя,—необходимо изложить и сообщить это тебѣ письменно, чтобы ученія,
заключающагося въ словѣ нашемъ, не почелъ кто маловажнымъ, и не сталъ предполагать, будто бы вѣра
во Христа не разумна.

Такія же клеветы въ укоризну нашу слагаютъ язычники. Они громко смѣются надъ нами, указывая не
на иное что, а только на крестъ Христовъ Но тѣмъ паче можно пожалѣть о безчувствіи ихъ. Клевеща на
крестъ, не видятъ они силы креста, наполнившей цѣлую вселенную, не видятъ, что крестомъ стали явны
для всѣхъ дѣла боговѣдѣнія. Ибо если бы сами они искренно вникли умомъ въ Божество Христово, то не
стали бы столько насмѣхаться; а напротивъ того, познали бы сего Спасителя міру, познали бы, что въ
крестѣ--не вредъ, но врачевство твари. Если съ явленіемъ креста уничтожено всякое идолослуженіе, и
крестнымъ знаменіемъ прогоняется всякое бѣсовское мечтаніе; если единому Христу покланяются, и чрезъ
Него познается Отецъ; если противорѣчущіе постыждаются, и Христосъ съ каждымъ днемъ невидимо
преклоняетъ къ Себѣ души прекослововъ; то въ-правѣ мы сказать язычникамъ: какъ же можно это дѣло при-
знать человѣческимъ, а не исповѣдать паче, что Возшедшій на крестъ есть Божіе Слово и Спаситель
міра? Мнѣ кажется, что съ язычниками дѣлается тоже, что и съ человѣкомъ, который бы сталъ унижать
солнце закрытое облаками, и потомъ — дивиться его свѣту, видя, что озаряется имъ вся тварь. Какъ пре-
красенъ свѣтъ, а еще прекраснѣе виновникъ свѣта — солнце; такъ, і поелику наполненіе цѣлой вселенной
боговѣдѣніемъ есть Божіе дѣло, необходимо виновникомъ и вождемъ въ такомъ успѣшномъ дѣйствіи
«быть Богу и Божію Слову.
Итакъ, сперва обличу, сколько могу, невѣжество невѣрующихъ, чтобы, по обличеніи лжи, сама собою
возсіяла, наконецъ, истина, и для тебя несомнѣнно было, что увѣровалъ ты въ истину, и, познавъ Хри-
ста, не впалъ въ обманъ.
Думаю же, что съ тобою, какъ съ христолюбцемъ, прилично разсуждать о Хри-
стѣ. Ибо увѣренъ, что вѣдѣніе о Немъ и вѣру въ Него предпочитаешь всему.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3362
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 16 июл 2019, 15:39

ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.

Том первый . 1. слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Первая часть. Опровержение идолослужения.

2)Въ началѣ не было зла; потому что и теперь нѣтъ его во святыхъ, и для нихъ вовсе не суще-
твуетъ оно.
Но люди впослѣдствіи сами противъ себя начали промышлять и воображать злое. Отсюда
же, конечно, образовали себѣ и первую мысль объ ідолахъ, не сущее представляя какъ
сущее.

Создатель міра и Царь царей Богъ, превысшій всякой сущности и человѣческаго примышленія, какъ
Благій и все превосходящій добротою, сотворилъ родъ человѣческій по образу Своему, собственнымъ
словомъ Своимъ, Спасителемъ нашимъ Ісусомъ Христом , и чрезъ уподобленіе Себѣ содѣлалъ его со-
зецателемъ и знателемъ сущаго, давъ ему мысль и ведение о собственной Своей вѣчности, чтобы че-
ловѣкъ, сохраняя это сходство, никогда не удалялъ оть себя представленія о Богѣ, и не отступалъ отъ
житія со святыми, но, имѣя въ себѣ благодать Подателя, имѣя и собственную свою силу отъ Отчаго
Слова, былъ счастливъ и собесѣдовалъ съ Богомъ, живя невинною, подлинно блаженною и безсмертною,
жизнию . Ни въ чемъ не имѣя препятствія къ вѣдѣнию о Богѣ, человѣкъ, по чистотѣ своей, непрестанно
созерцаетъ Отчій образъ, Бога — Слова, по образу котоparo и сотворенъ, приходитъ же въ изумленіе,
уразумѣвая Отчее чрезъ Слово о всемъ промышление, возносясь мыслію выше чувственнаго и выше
всякаго тѣлеснаго представленія, силою ума своего касаясь божественнаго и мысленнаго на небесахъ.
Когда умъ человѣческій не занятъ тѣлесными предметами и не примѣшивается къ нему совнѣ возбуждаемое
вожделѣніе, но весь онъ горѣ и собранъ въ себѣ самомъ, какъ было въ началѣ: тогда, преступивъ за
предѣлы чувственнаго и всего человѣческаго, паритъ он въ горнихъ, и взирая на Слово видитъ въ Немъ
Отца Слову, услаждаясь созерцаніемъ Его и обновляясь любви къ Нему.
Такъ и священныя Писания
о первомъ сотворенномъ человѣкѣ, который на еврейскомъ языкѣ названъ Адамомъ, говорятъ, что
въ началѣ съ непостыднымъ дерзновеніемъ устремленъ былъ онъ умомъ къ Богу, и сожительствовалъ
со Святыми въ созерцаніи мысленнаго, какое имѣлъ въ томъ мѣстѣ, которое святый Моисей, въ пере-
носномъ смыслѣ, наименовалъ раемъ (Быт. 2, 8). А къ тому, чтобы видѣть въ себѣ Бога, достаточно душев-
ной чистоты, какъ и Господь говоритъ: "блажени чистые сердцемъ; яко тіи Бога узрятъ" (Мф. 5:8).

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3362
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 17 июл 2019, 11:52

ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.

Том первый . 1. слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Первая часть. Опровержение идолослужения.


3) Такимъ, по сказанному, Создатель содѣлалъ родъ человѣческій, и желалъ, чтобы такимъ же и пребылъ
онъ. Но люди, вознерадѣвъ о сорершеннѣйшемъ и полѣнившись постигнуть его, охотнѣе взыскали
того, что ближе къ нимъ; ближе же къ нимъ были тѣло и тѣлесныя чувства. Посему уклонили они умъ
свой отъ мысленнаго, начали же разсматривать самихъ себя. А разсматривая себя, занявшись тѣломъ и иными
чувственными вещами, и обольщаясь этимъ, какъ своею собственностію, впали въ самовожделѣніе, предпо-
четши собственное созерцанію божественнаго, и закоснѣвъ въ этомъ, не хотя оставить ближайшаго к
нимъ, смятенную и возмущенную всякими вожделѣніями душу свою подавили плотскими удовольствіями;

наконецъ же, забыли о своихъ силахъ, дарованныхъ Богомъ въ началѣ. Что это истинно, — можно видѣть
то и на первосозданномъ человѣкѣ, какъ говорятъ о немъ священныя Писанія. Пока умъ его устремленъ
былъ къ Богу и къ созерцанію Бога, — онъ отвращался отъ воззрѣнія на тѣло. Когда же, по совѣту
змія, оставилъ мысль о Богѣ и началъ разсматривять себя самого; тогда впалъ въ плотское вожделѣніе
.
И уразумѣша, "яко нази быша" (Быт. 3, 7), и уразумѣвъ, устыдились. Узнали же наготу свою не столько
по недостатку одеждъ, но и потому, что совлеклись созерцанія Божественнаго и обратили мысль къ про-
тивоположному.
Ибо, уклонившись отъ мысленнаго устремленія къ Единому и Сущему (разумѣю Бога)
и отъ любви къ Нему, вдались уже въ различныя и частныя пожеланія тѣла. Потомъ, какъ обыкновенно
бываетъ, допустивъ въ себя вожделѣніе каждой вещи и вдругъ многихъ вещей, начали имѣть привязанность
и къ самымъ вожделѣніямъ; а потому стали бояться оставить ихъ.
Отсего произошли въ душѣ и боязнь, и страхъ, и удовольствіе, и мысли свойственныя смертному. Душа,
не желая оставить вожделѣній, боится смерти и разлученія съ тѣломъ; снова же вожделѣвая и не дости-
гая подобнаго прежнему, научается убивать и дѣлать неправду.
А почему и это дѣлаетъ душа,—умѣстно
будетъ объяснить это по мѣрѣ силъ.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3362
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 18 июл 2019, 13:57

ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.

Том первый . 1. слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Первая часть. Опровержение идолослужения.

4) Уклонившись отъ созерцанія мысленнаго, употребляя во зло частныя тѣлесныя силы, услаждаясь
разсматриваніемъ тѣла, замѣчая, что удовольствіе для него есть нѣчто доброе, душа въ обольщеніи своемъ
злоупотребила наименованіемъ: доброе, и подумала, что удовольствіе есть самое существенное добро; какъ и
человѣкъ, помѣшавшійся въ умѣ, проситъ меча на всякаго встрѣчнаго, и думаетъ о себѣ, что поступаетъ
он этим благоразумно. Полюбивъ же удовольствіе, душа начала различными способами воспроизводить
его; потому что, по природѣ будучи дѣятельною, хотя отвращается отъ добраго, однако же не прекра-
щает своей дѣятельности, и потому обращаетъ свою деятельносгь уже не на добродѣтель, и не на то, что-
бы созерцать Бога, но остановясь мыслію на не-сущем употребляетъ способности свои превратно, поль-
зуясь ими для измышленныхъ ею вожделѣній;
ибо сотворена свободною, можетъ какъ преклоняться на
доброе, такъ и отвращаться отъ добраго; отвращаясь же отъ добраго, непремѣнно останавливается мыслію
на противномъ тому. Но не можетъ вовсе прекратить свою дѣятельность, будучи, какъ сказано выше, дѣя-
тельною по природѣ, и сознавая свободу свою, видитъ въ себѣ способность употреблять тѣлесные члены
на то и на другое, и на сущее и на не-сущее.
Сущее же—добро, а не сущее— зло. И сущее называю доб-
ромъ, поколику оно имѣетъ для себя образцы въ сущемъ Богѣ; а не-сущее называю зломъ, поколику не
сущее произведено человѣческими промышленіями.
Тѣло имѣетъ у себя глаза, чтобы взирать на тварь
и изъ примѣчаемаго въ ней всестройнаго порядка познавать Создателя. У него есть слухъ для слышанія
Божіихъ словесъ и Божіихъ законовъ. У него есть руки для произведенія ими необходимаго и для мо-
литвеннаго воздѣянія ихъ къ Богу. Но душа, уклонившись отъ созерцанія того, что--добро, и отъ обра-
щенія на то своей дѣятельности, въ заблужденіи своемъ обращаетъ уже ее на . противоположное. По-
томъ, какъ сказано выше, усматривая свои способности и злоупотребляя ими, воображаетъ, что можетъ
обратить и тѣлесные члены на противоположное. Посему, вмѣсто того, чтобы разсматривать тварь, обра-
щаетъ она глазъ на вожделѣнія, доказывая симъ, что и это ей возможно; и думаетъ, что, однажды устре-
мивъ свою дѣятельность, сохраняетъ она свое достоинство и не погрѣшаетъ, дѣлая, что можно; не знаетъ
же, что сотворена не просто устремлять свою дѣятельность, но устремлять, на что дожно.
Посему-то
и Апостольское слово заповѣдуетъ: "вся ми лѣть есть, но не вся на пользу" (1 Кор. 10, 23).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3362
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 19 июл 2019, 14:29

ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Первая часть. Опровержение идолослужения.

5) Но человѣческая дерзость, имѣя в виду не то, что полезно и прилично, а что возможно, начала дѣлать
противоположное. Потому и руки подвигнувъ на противное, стала ими убивать, и слухъ употребила на пре-
слушаніе, и иные члены, вмѣсто законнаго чадородія,— на прелюбодѣянія, и языкъ, вмѣсто благохваленія,—на
хулы, злословіе и ложныя клятвы, опять и руки-—на татьбу, и на то, чтобъ бить подобныхъ намъ человѣков
и обоняніе—на разнообразіе благовоній, возбуждающихъ къ похотливости, и ноги—на скорость излиять
кровь (Притч. I , 16), и чрево—на піянство и на пресыщеніе безъ мѣры.

Все же это—порокъ и душевный грѣхъ, и не иное что сему причиной, какъ отвращеніе отъ совершен-
нейшаго.
Представь, что ѣздокъ, сѣвъ на коней на ристалищѣ, не обратитъ вниманія на цѣль, къ кото-
рой ему должно направить свой бѣгъ, а поворотивъ въ Другую сторону, просто погонитъ коня, сколько
можетъ (а можетъ онъ, сколько хочетъ); и иногда направитъ коней на встрѣчныхъ, а иногда погонитъ ихъ
по стремнинѣ, несясь, куда увлекается быстротою коней, между тѣмъ какъ думаетъ, что и при такомъ
-бѣгѣ не минуетъ цѣли, потому что въ виду у него одна скорость ѣзды, а не смотритъ на то, что далеко
он оть цѣли.
Такъ и душа, совратившись съ пути к Богу, и сверхъ мѣры понуждая тѣлесные члены,
лучше же сказать, гоня съ ними и себя, погрѣшаетъ и дѣлаетъ себѣ зло, не примѣчая, что сбилась съ до-
роги и удалилась отъ истинной цѣли, на которую взирая христоносный мужъ, блаженный Павелъ сказалъ.
"К преднамеренному теку, к почести вышняго звания Христа Ісуса" (Фил. 3, 14).
Такъ Святый, имѣя цѣ-
лію добро, никогда не дѣлалъ зла.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3362
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 20 июл 2019, 15:18

ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Первая часть. Опровержение идолослужения.

6) Нѣкоторые изъ эллиновъ, уклонясь съ пути и не познавъ Христа, утверждали, что зло существуетъ са-
мостоятельно и само по себѣ: и въ этомъ погрѣшаютъ они по двумъ отношеніямъ. Или Создателя ли-
шаютъ достоянія быть Творцемъ сущаго . ибо не будетъ Онъ Господомъ сущаго, если зло, какъ они
говорятъ, само по себѣ имѣетъ самостоятельность и сущность.
Или опять, желая, чтобы Онъ былъ
творцемъ всяческихъ, по необходимости дѣлаютъ Его и творцемъ зла; потому что, по словамъ ихъ, и зло—
въ числѣ существъ.
А это окажется нелѣпымъ и невозможнымъ; потому что зло не отъ добра, не въ
немъ и не чрезъ него. Ибо не будетъ уже то и добромъ, что имѣетъ смѣшанную природу или стало
причиною зла.
И нѣкоторые еретики, отпавъ отъ церковнаго ученія и потерпѣвъ крушеніе въ вѣрѣ, въ безуміи сво-
емъ приписываютъ также злу самостоятельность. Кромѣ же истиннаго Отца Христова, воображаютъ себѣ иного
бога, и сего нерожденнаго творца зла и виновника злобы признаютъ и создателемъ твари. Но не трудно
опровергнуть ихъ божественнымъ Писаніемъ и тѣмъ же самымъ человѣческимъ разумомъ, которымъ, из-
мысливъ сіе, приводятся они въ бѣснованіе. Такъ Господь и Спаситель нашъ Ісусъ Христосъ, под-
тверждая слова Моисеевы, что Господь Богъ "един есть" (Втор. 6, 5), говоритъ въ Евангеліи Своемъ: "ис-
повѣдаютися, Отче, Господи небесе и земли" (Матѳ. 11, 25).
Если же единъ Богъ, и Онъ—Господь неба
и земли; то какъ быть иному Богу, кромѣ Его? Гдѣ будетъ признаваемый ими богъ, когда въ цѣломъ
объемѣ неба и земли все наполняется единымъ истиннымъ Богомъ? И какъ иному быть творцемъ того,
надъ чѣмъ Господь есть самъ Богъ и Отецъ Христовъ, по Спасителеву слову? Развѣ скажутъ, что
злый можетъ быть господомъ и принадлежащаго благому Богу, какбы въ равновѣсіи съ Нимъ. Но если
станутъ утверждать это, то смотри, въ какое впадутъ нечестіе. Между равномощными невозможно будетъ
найтись превосходнѣйшему и совершеннѣйшему.
Ибо если безъ воли одного существуетъ другое, то въ
обоихъ—равная сила, и въ обоихъ—немощь; въ обоихъ—равная сила, потому что бытіемъ своимъ пре-
возмогаютъ изволеніе другъ друга; и въ обоихъ—немощь, потому что, когда не хотятъ они, противъ
воли выходитъ дѣло; и благій существуетъ противъ воли злаго, и злый—противъ воли благаго.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3362
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 21 июл 2019, 12:19

ТВОРЕНІЯ СВ. АѲАНАСІЯ ВЕЛИКАГО.

Том первый . 1 слово. НА ЯЗЫЧНИКОВ.

Первая часть. Опровержение идолослужения.

7) Съ другой стороны, можно сказать и сіе. Если ви димыя вещи суть произведенія злаго;—чтб будетъ про-
изведеніемъ благаго? Ибо ничего не видимъ, кромѣ единой твари Создателя. Чтб же служитъ и призна-
комъ бытію благаго, когда нѣтъ Его произведеній, по которымъ бы можно было познать Его? Ибо Созда-
тель познается изъ дѣлъ.
Да и вообще, какъ будутъ два существа противоположныя другъ другу? Или
что будетъ раздѣлять ихъ, чтобы существовали они одно внѣ другаго? Вмѣстѣ имъ быть невозможно;
лотому что разрушительны одно для другаго; не могутъ же существовать и одно въ другомъ, потому
что не соединимо и не подобно естество ихъ.
Слѣдовательно, раздѣляющимъ ихъ окажется нѣчто тре-
тіе; и оно будетъ также богъ. Но неизвѣстнымъ тостанется, къ какому естеству принадлежитъ сіе тре-
тіе, къ естеству ли добраго, или къ естеству злаго; къ естеству же того и другаго принадлежать ему не-
возможно.
Итакъ, поелику такая мысль ихъ оказывается нетвердою, — необходимо просіять истинѣ церковнаго
вѣдѣнія, а именно, что зло не отъ Бога и не въ Богѣ, что его не было въ началѣ, и нѣтъ у него
какой либо сущности; но люди, съ утратою представленія о добрѣ, сами себѣ, по своему произволу,
стали примышлять и воображать не-сущее.
Какъ смежающій глаза, когда солнце взошло и вся земля
осіявается свѣтомъ его, вымышляетъ себѣ тьму, хотя и нѣтъ тьмы, и потомъ ходитъ, блуждая какъ во тьмѣ,
не рѣдко падая, приближаясь къ стремнинамъ, самъ же остается въ той мысли, что нѣтъ свѣта, а есть
тьма; ибо думая, что смотритъ глазами, вовсе ничего ими не видитъ: такъ и душа человѣческая, смеживъ
око, которымъ можетъ созерцать Бога, измыслила себѣ злое, и на него обративъ свою дѣятельность, не
знаетъ, что, представляя себя дѣлающею нѣчто, ничего она не дѣлаетъ; потому что воображаетъ не-
сущее, и не такою уже остается, какою сотворена; но въ какое смѣшеніе сама себя привела, такою и
оказывается.
Ибо сотворена была созерцать Бога и озаряться Имъ; она же, вмѣсто Бога, взыскала тлѣн-
наго и тьмы,
какъ нѣгдѣ и Духъ говоритъ въ писмени: "Сотвори Богъ человтка праваго. И сіи взыскаша
помысловъ многихъ" (Еккл, 7, 30).
Такъ произошло и образовалось въ началѣ изобрѣтеніе и промышленіе зла людьми. Но нужно ска-
зать уже и о томъ, какъ люди дошли до идолобѣсія. Изъ сего узнаешь, что изображеніе идоловъ
было вовсе не отъ благаго, но отъ злобы. А что имѣетъ худое начало, то, будучи всецѣло худо, ни-
когда ни въ чемъ не можетъ быть признано добрымъ.

(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3362
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: MailRu и гости: 29

@Mail.ru