Академик писал(а):Разговор об истории Санкт-Петербурга подразумевает в данной теме некоторые знания о предмете. Здание не восстанавливалось, а перестраивалось. Это не тайна, не секрет, в любом источнике по истории Исаакиевского собора об этом есть информация.
Ну что ж.
Поговорим о Монферране и его творениях более подробно.
При этом нельзя исключать того, что вся история строительства Санкт-Петербурга, в том числе и все творения Монферрана, скрыто фальсифицировалась на государственном уровне…
Исаакиевский собор.
В 1809г. и 1813г. объявлялся конкур о перестройке собора.
Еще до объявления первого конкурса под руководством президента Академии художеств графа А.С. Строгонова была разработана программа нижеследующего содержания: "Великлепные здания , воздвигаемые в северной столице России, подают мысль обратить внимание на собор Святого Исаакия Далматского. Сей храм..., - требует по стечению столь важных обстоятельств приличного в отделке своей великолепия. Сие намерение открывает обширное поле к отличию художникам, известным дарованиями своими в зодческом искусстве; при сем случае могут они показать изящные свои способности в решении следующих задач:
1. Изыскать средства к УКРАШЕНИЮ храма Святого Исаакия Далматского приличною и великолепною архитектурою, не закрывая (сколько можно) богатой мраморной его одежды.
2. Вместо ныне имеющихся на сем храме главы и колокольни приискать форму купола, могущего придать свойственное величие и красоту столь ЗНАМЕНИТОМУ зданию.
3.Придумать удобный способ к украшению площади, к сему храму принадлежащей, приведя при том окружность оной в надлежащую правильность".
РГИА, ф.789, оп. 20 Строганов, д.36, л3. Сообщила Н.И. Никулина (Глинка), напечатано: Шуйский В.К. Огюст Моферран. История жизни и творчества. - СПб.: ООО "МиМ-Дельта"; М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. стр 82-83.
Итак, президент Академии художеств А.С. Строгонов, перед началом проведения конкурса, поставил следующие задачи:
1. Украсить существующий храм, оставив при этом его внешнюю мраморную облицовку
2. Снести колокольню и заменить купол – творение архитектора В. Бренна
3. Украсить площадь
И вот, воспитанник Строганова, Воронихин (умер в 1814г.), представляет на конкурс свой проект, отвечающий якобы всем требованиям своего благодетеля (приукрасить храм, снести колокольню, заменить купол):
Все бы ничего, да вот только проект Воронихина мало соответствовал простому украшению и смене купола на храме - творении Ринальди и Бренна:
Еще более ясно выражено задание по перестройке Исаакиевского собора в "Записках" Вигеля:
На словах Государь просил Бетанкура поручить кому-нибудь составить проект перестройки Исаакиевского собора так, чтобы СОХРАНИТЬ ВСЕ ПРЕЖНЕЕ ЗДАНИЕ, разве с небольшою прибавкою, дать вид более великолепный и благообразный сему ВЕЛИКОМУ ПАМЯТНИКУ.
Ф. Ф. Вигель. Записки. V. 1.
http://elcocheingles.com/Memories/Texts ... ig_V_1.htmИ снова, Монферран, якобы выполняя волю своего благодетеля (лично назначившего его императорским архитектором) представляет в 1818г. свой проект, также якобы сохранивший все прежнее здание:
По этому проекту была создана модель храма, о чем сообщается в “Отечественных записках” Часть II, №4 1820г.
Там же сообщается, что:
ПО ЭТОМУ ПРОЕКТУ г. Монферрана БОЛЬШАЯ ЧАСТЬ СТАРОЙ ЦЕРКВИ ДОЛЖНА ОСТАТЬСЯ НЕВРЕДИМОЙ и войти в состав нового здания, так что и внутренность расположена сообразно первоначальному ее чертежу, сделанному архитектором Ринальди, по которому она однако за кончиной императрицы Екатерины не была приведена к окончанию.
https://books.google.ru/books?id=gQwYAA ... &q&f=falseИ хоть данный проект в 1825г. был несколько изменен, но все же очень трудно найти в нем
НЕИЗМЕНЕННОЙ БОЛЬШУЮ ЧАСТЬ СТАРОЙ ЦЕРКВИ Ринальди-Бренна...