Самсон Суханов - камнетёс Петербурга."Человек, не знающий своих предков – что дерево без корней"©
Не так давно в Петербурге прошла конференция памяти выдающегося творца и гениального скульптора каменотёса, - Самсона Суханова. Человека, заложившего основу и непосредственно участвовавшего в строительстве самых известных и неповторимых памятников столицы Российской империи.
Родился Самсон Суханов в глухой деревушке Завотежицы Вологодской губернии в 1768 году, в поле во время косовицы а семье местного пастуха. Отец Самсона был выходцем из простых крестьян и тем не менее, наречён библейским именем Ксенофонт. Родители будущего камнетёса жили бедно.
Самсон рос непоседливым, крепким и толковым. С детства любил творчество, рисуя на бересте и лепя из глины человечков, но, как и отец, пас скотину. Мальчику не было и восьми лет, когда его отдали в батраки. Он носил воду, рубил дрова, чистил конюшню. Позже, уже подростком ушел с бурлаками на Волгу, а затем, познавая морское дело, на Северную Двину.
Ходил и на звериный лов. Однажды, на зимовье, по утру Самсон вернулся с медвежьей шкурой, куском мяса и медвежьей отметиной через все лицо ото лба к щеке. Так это он, случайно повстречался один на один с белым медведем. Властелин тундры не сворачивая, пошёл прямо на Самсона. Но малец не мог отступить, он ясно понимал: бежать от хищника нельзя и некуда, все равно догонит. Самсон воткнул лыжи в снег, так как знал, что на лыжи медведь никогда не бросится и будет кружить вокруг них. Выставил вынужденно вперед рогатину и первым пошел на медведя. Медведь наткнулся на рогатину, сломал ее и всей тушей навалился на Самсона... Завязался неравный бой. В итоге медведю в ту ночь не повезло.
До того, как встать на путь, который определит всю дальнейшую жизнь, Суханов все детство занимался тяжелейшим физическим трудом — ходил бурлаком по всему северу Российской империи. Как ребенку удалось выжить в таких условиях — чистая удача, тем более если констатировать средний уровень жизни в тех краях и эпоху.
Самсон оказался на все руки мастер и всегда влюблялся в сам процесс творения. Умел чинить сапоги, налаживать колеса на водяных мельницах, резать из дерева ложки и веретена. В Архангельске нанялся работать на якорном заводе. От бурлаков, с которыми он ходил еще по Волге, много слышал о столичном городе Санкт-Петербурге. Очень уж хотелось Самсону посмотреть диковинную столицу и летом 1797 года с обозом палтусины и сёмги пришел из Архангельска в Санкт-Петербург. Вся ранняя биография будущего камнетеса зеркально напоминает жизнь, так любимого в Архангельске, Михаила Ломоносова.
В столице, рядом Летним садом возводился огромный Михайловский замок. Брат жены, которого отыскал Суханов, работал на этой стройке: поставлял камень, которого требовалось великое множество. На строительстве нужны были камнесечцы (тогда так называли камнетесов), и Самсон нанялся на работу. Он перенимал опыт работы у родственника Копылова, виртуозно овладел молотком и зубилом, ворочал каменные глыбы. Работа по камню была очень тяжелая, но интересная. У каждого камня оказался "свой характер", который необходимо понять.
Так, например, в качестве материала для изготовления внешних колонн и облицовки фасада Казанского собора Воронихин решил использовать пудостский камень, и Суханов, знакомый со свойствами этого камня, поддержал идею Воронихина. Этот камень, лежащий на земле, – очень мягкий и легко поддается обработке, но, находясь на воздухе, становится все тверже и тверже. С наружными колоннами из пудостского камня особых проблем не возникло, и вскоре они встали, словно каменная роща, вдоль Невского проспекта. Подрядчики и архитекторы к нему присмотрелись и заметили, что камни, обтёсанные Самсоном, отличаются от остальных, посему и начали поручали очень сложные проекты.
Когда завершилось строительство Михайловского замка, Суханов решил организовать свою артель. Работать не на подрядчика, а самому брать подряды. В артель к нему люди пошли охотно. Видели: человек он компетентный, честный и справедливый, как мастер - непревзойдённый и внимательный. Параллельно строительному делу, Самсон выучился грамоте и чтению архитектурных чертежей.
В 1800 году закончилось строительство Михайловского замка, а на следующий год Самсона назначили главным приказчиком по возведению Казанского собора.
с возведением колоннады из 138 колонн и внутренней колоннады, пьедесталы для скульптур и каменные полы по всему периметру собора, которые сразу же выделяется тем, что сейчас называют 3d. Полы изготовлены не из плитки, а из цельных кусков мрамора, вырезанных и подогнанных друг к другу с ювелирной точностью без раствора и швов.
За строительство Казанского собора император наградил Самсона Ксенофонтовича золотой медалью.
Позже, пришла очередь Стрелки Васильевского острова в 1803 году. На ней предстояли земляные и каменные работы. Земляные - поднять низкий пологий берег и перед зданием Биржи, потеснив реку, насыпать площадь, одеть ее в гранит. Посему многие цокольные этажи зданий просто засыпались. Переделывалась вся береговая линия и сотворялись все её детали: Ростральные колонны со скульптурами,
пьедесталы, фундамент и монументы Биржи, резные гранитные львы на спуске и знаменитые шары из гранита, сразу ставшие одним из символов Петербурга.
По рисункам И. П. Прокофьева Самсон Ксенофонтович лично высек гигантского Нептуна с трезубцем и колесницей, богиню Навигацию с Меркурием и двумя реками. Они украсили фасад и противоположную сторону Биржи. Пять лет артель Суханова одевала в гранит мыс Васильевского острова.
В 1806 году приступили к строительству здания Горного института. Возвели двенадцатиколонный портик. На широкой лестнице поставили две скульптуры: «Геракл, удушающий Антея» и «Похищение Прозерпины Плутоном». И двенадцать колонн, и обе скульптурные группы высекал Самсон Ксенофонтович Суханов.
Затем были колонны Исаакиевского собора и Александровская колонна с ангелом, самая большая колонна в мире весом 600 тонн и длиной 25,6 метра.
Стоит упомянуть и о другом императорском заказе Суханова — воскурильная Царь-ванна из цельного куска гранитa.
Самсон разработал особый метод вырезания гранитных плит из скалы нужного ему размера, высекаемых с поразительной точностью. Иностранные инженеры, наблюдавшие за этим процессом, ломали головы и никак не могли понять, чем же он руководствовался в процессе работы, находясь в необычном состоянии восприятия, вдохновении.
Список его творений впечатляет. Журнал «Отечественные записки» писал: «Столица наша превратится вскорости в новые Фивы, позднее потомство будет спорить, люди или исполины создавали град сей. Честь и слава гражданину Суханову». К тому времени Суханов проявил себя не только как мастер, но и как подрядчик всех работ по водной доставке и установке огромных 17-метровых махин красного гранита для колонн. Каждая из них весит 114 тонн. В те годы всю логистику по добыче материала в Пютерлакских каменоломнях, его доставке и обработке, как правило, осуществляли одни и те же люди все нереальные на первый взгляд способы транспортировки и установки мегалитических 100тонных колонн были придуманы и организованы Сухановым.
При всём этом трудолюбивый камнетёс находил время и для частных заказов: по всему Петербургу и далеко за пределами Города на Неве можно отыскать его творения — от гранитного крыльца того или иного особняка до монументов на старых кладбищах. К концу жизни, приятно было мастеру пройтись по городу: куда ни погляди - всюду дело его рук! На башне Адмиралтейства стоят высеченные им (по модели Ф. Ф. Щедрина) статуи воинов. Его артель одела камнем Крюков канал и построила почти стометровый Синий канал, в Павловском парке - мостик. В Москве можно увидеть его труд - пьедестал для памятника Минину и Пожарскому. Исаакиевский и Казанский соборы, Ростральные колонны на Стрелке Васильевского острова, с его замечательными изваяниями античных богов и героев.
Цитата: «Столица наша превратится вскорости в новые Фивы, позднее потомство будет спорить, люди или исполины создавали град сей. Честь и слава гражданину Суханову», оказалась пророческой. Так и случилось в действительности. Со временем технологии Суханова по работе с многотонными гранитными блоками были укрыты и сейчас многие инженеры и каменотесы отказываются верить в то, что можно было обработать эти глыбы при слаженной организации труда и вручную, без применения каких-либо механизмов и станков, перевезти их и установить. Даже с использованием современных технологий это в настоящее время просто не представляется возможным.
Много сделал Самсон Суханов для города на Неве. А вот старость была у него тяжелой. К середине XIX века, когда классицизм стал выходить из моды, у его артели сократилось число заказчиков. Началась полоса невостребованности. При работе над гиганской воскурильной чашей, весом 48 тонны, Самсон значительно превысил смету, что стало одной из причин его разорения, а полный крах случился, когда в бурю затонули баржи с заготовками для пьедесталов к памятникам великим полководцам
М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли, которые стали последней работой семидесятилетнего мастера и были изготовленны на собственные деньги. Неоднократные обращения к императору о помощи из казны были последним просто проигнорированы. Так и вышло, что его последняя творческая работа в Петербурге случилась в том же месте, что и первая.
В результате, он умер таким же бедняком, каким пришел в Петербург из-под Вологды, пребывая в иллюзиях, что амбициозная система власти этой империи реально заботиться о своём ресурсе для паразитирования - народе или обязана, должна это делать.
~памяти прапрапрадеда - Самсона Суханова, посвящается.
Игорь Богуцкий
8 янв 2020 г.