ТВОРЕНИЯ СВ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.
Том первый . 8 слово:
0 Дионисии, Епископе Александрийском, а именно, что он, как и Никейский Собор, думает противно
арианской ереси, и напрасно клевещут на него ариане, будто бы он—единомыслен с ними.
14) К совершенному осуждению ариан и в доказательство, что они клевещут, достаточно и того
одного, что Дионисий оправдывается в том, что разглашает о нем ариане. Ибо ответ написал он
не как упорствующий в своем, но как оправдывающийся—в чем подозревали его. А оправдываю-
щийся —- в чем обвинен, что иное делает, как не уничтожает всякую подозреваемую в нем
вину, и с тем вместе обличает клеветников ариан?
Но чтобы еще более были они постыжены тем, что писал Дионисий в свое оправдание, представлю
тебе собственные его выражения. По ним узнаешь, что ариане — зломудренны, Дионисий же Чужд их
зловерия.
"Во-первых, послание свое надписал он: "обличение и оправдание". Что это значит?--- Не то ли что
обличает солгавших и оправдывается в том, что написал, показывая, что написал не в том смысле,
как предполагал Арий, но что, припомянув сказанное о Господе по Его человечеству, не не знает
и того, что Он есть нераздельное с Отцом Слово и Премудрость? Потом, жалуется на обвинителей
своих,—что выражения его передают не вполне, но в усеченном виде, и как-бы не с доброю, но
с лукавою, совестью говорят, что хотят, и уподобляет их клевещущим на послания блаженного
Апостола. А таковая укоризна совершенно освобождает его от худого подозрения. Ибо, если обви-
нявших Павла почитает за одно с обвинявшими его самого; то не что иное доказывает этим, но то
единственно, что написал он так, держась Павлова образа мыслей. И подлинно ответствуя на каж-
дое слово обвинителей, всем что выставляют они, дает их правильный смысл, и как первым по-
сланием низлагает Савеллия, так последним доказывает искреннюю свою благочестивую
веру.
Итак , поелику они говорят, будто бы Дионисий думает, что Бог не всегда был Отцом, „что не
всегда был Сын, а напротив того, Бог был без Слова, и самого Сына не было, пока не получил
бытия, и было некогда, что Его не было, потому что Он—не вечен, но получил бытие впоследствии; то
смотри, как отвечает он на это. Большую часть его речений,—где или входит в исследование своего
предмета, или сводит умозаключения, или обличает, предлагая вопросы, или жалуется на обвините-
лей,—оставляя, чтобы не продолжить речи, привожу одно то, что необходимо идет к обвинению. Итак,
оправдываясь в этом, в первой книге, надписанной "обличение и оправдание", между прочим, пишет
он в таких выражениях:
(продолжение далее).