vnifantiy » 26 янв 2021, 16:28
ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.
Том второй . Слово 17.
На Ариан слово второе.
4) Посему, как читающие это о Соломоне понимают правильно, и слыша, что именуется он рабом,
признают его не рабом, но по естеству и подлинным сыном: так, если и о Спасителе, Который
истинно исповедуется Сыном и по естеству есть Слово, говорят святые: «верна суща Сотворшему
Его»; если сам Он говорит о Себе: «Господь созда Мя, и: Аз раб Твой, и сын рабыни Твоея»
(Псал. 115, 7), и все тому подобное; то да не отрицают почему иные того, что собственно принадле-
житъ Ему от Отца, но пусть об Отце и Сыне, как о Соломоне и Давиде, держатся правильного
разумения. Ибо если, слыша, что Соломон назван рабом, признают его сыном; то не справедливо ли
многократно погибнуть тем, которые не удерживают того-же разумения и о Господе; но когда слышат
что именуется Рождением, Словом, Премудростью,—стараются перетолковать это и отрицают
преискреннее по естеству рождение Сына от Отца; когда же слышат речения и выражения приличные.
произведению, —тотчас готовы признать Сына произведением по естеству и отрицать бытие Слова,.
тогда-как, зная, что Сын соделался человеком, все таковые речения могут относить к Его человечеству?
«Не мерзкими ли оказываются они пред Господом, имея у себя сугубый вес» (Притч. 20, 23), и по одному
весу выводя сказанное выше заключение, а по другому хуля Господа?
Но, может быть, соглашаются они, что речение „раб" употреблено как-бы по благорасположению; оста-
навливаются же на речении: Сотворшему, как на великом каком-то пособии для их ереси. Однако,
и эта опора их есть трость сокрушенная. Ибо вскоре сами себя осудят, если только изучат словоупо-
требление Писания. Как Соломон называется рабом, хотя он и сын; так (повторим опять сказанное
прежде), если родители рожденных ими сынов называют творимыми, созидаемыми, бывшими,
то этим нимало не отрицают их естества. Езекия, по написанному у Исаии, сказал в молитве: «от
днесь бо дети сотворю, яже возвестят правду Твою Господи спасения моего» (Исаии 38, 19). И сам он
сказал: сотворю; а Пророк в той-же книге, и в четвертой книге Царств, говорит так: «и сыны
твоя иже изыдут из тебе» (4 Цар. 20, 18. Исаии 39, 7). Следовательно, Езекия сказал: «сотворю вместо
рожду», и рождаемых им именует как-бы творимыми; и никто не спорит, что речение это употреблено
о рождении естественном. И Ева, родив Каина, говорила: стяжах человека Богом» (Быт. 4, 1). Она
сказала: «стяжах» вместо «родила» Ибо видела прежде рождение свое, а потом присовокупила: «стяжах»
и из сказанного ею: «стяжах»—никто не заключит, что Каин куплен у других, а не ею рожден.
И патриарх Иаков сказал Иосифу: «ныне убо два сыны твоя, иже быша тебе в земли египетской
прежде пришествия моего к тебе во Египет, мои суть, Ефрем и Манассия» (Быт. 48, 5). И об Иове
Писание говорит: «быша ему сынове седмь, и дщери три» (Иов. 1, 2); как и Моисей говорил в
Законе: «если будет у кого сыны», и: «если сотворишь сына».
(продолжение далее).