ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.
Том второй . Слово 17.
На Ариан слово второе.
10) У язычников, так называемые ими, лжеименные боги неверны в отношении и к бытию, и к
обетованиям; потому что они неповсюдны, но, и местно будучи чтимы, со временем исчезают и сами
собою падают. Потому и Слово взывает о них, что верность не укрепилась в них (Иер. 9, 3),
что они — «вода лживая» (Иер. 15, 18), и: «несть веры в них» (Второз. 32, 12). В подлинном же смысле
единый и истинный Бог всяческих верен; Он всегда один и тот же, и вещает: «видите, видите,
яко Аз есмь» (Второз. 32, 39), «и не изменяюся» (Мал. 3, 6). Потому и Сын Его верен, всегда
пребывает, не изменяется, не лжив и по бытию, и в обетованиях, как опять говорит Апостол, пишет
к Фессалоникийцам: «верен Призвавый вас, Иже и сотворит» (1 Сол. 5, 24). Поелику творит, что
обетовал, то верен Глаголющий. А что речение это в послании к Евреям означает и неизменяемость,
об этом пишет так: «аще не веруем, Он верен пребывает, отрещися бо Себе не может» (2 Тим.
2, 13). Следовательно, Апостол, ведя речь о телесном пришествии Слова, справедливо говорит:
«Посланника. и верна суща Сотворшему Его» показывая, что, и соделавшись человеком, «Исус
Христос вчера и днесь той-же, и во веки не изменяется» (Евр. 13, 8).
И как Апостол в послании, по причине первосвященства, упоминает о вочеловечении Слова; так
опять не умалчивает надолго, но вскоре упоминает и о Божестве Его, чтобы обезопасит нас со
всех сторон, особливо когда говорит об уничижении, и чтобы нам тотчас познать высоту и
Отчее величие Слова. Посему, говорит: «Моисей—слуга, а Христос---Сын» (Евр. 3, 5. 6); первый
верен в дому, а Христос есть Господь и Зиждитель самого дома, потому что Сам устроил его, и,
как Бог, святит его. Моисей, человек по естеству, соделался верным, веруя Богу, глаголющему
к нему чрез Слово; Слово же было в теле не как единый из созданных, не как тварь в
твари, но как Бог во плоти, Творец и Строитель в устроенном Им. Люди облекаются плотью, чтобы
придти в бытие и существовать; Божие же Слово соделалось человеком, чтобы освятит плоть, и
будучи Господом, было во образе раба; потому что всякая тварь, будучи приведена в бытие и
сотворена Словом, рабственна Слову. А из этого явствует, что сказанное Апостолом „сотвори"
представляет творимым не Слово, но приятое Словом, нашему подобное, тело. Посему,
соделавшись человеком, наименовалось Оно и нашим братом.
(продолжение далее).