Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 01 фев 2021, 14:14

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

10) У язычников, так называемые ими, лжеименные боги неверны в отношении и к бытию, и к
обетованиям; потому что они неповсюдны, но, и местно будучи чтимы, со временем исчезают и сами
собою падают. Потому и Слово взывает о них, что верность не укрепилась в них (Иер. 9, 3),
что они — «вода лживая» (Иер. 15, 18), и: «несть веры в них» (Второз. 32, 12). В подлинном же смысле
единый и истинный Бог всяческих верен; Он всегда один и тот же, и вещает: «видите, видите,
яко Аз есмь» (Второз. 32, 39), «и не изменяюся» (Мал. 3, 6). Потому и Сын Его верен, всегда
пребывает, не изменяется, не лжив и по бытию, и в обетованиях, как опять говорит Апостол, пишет
к Фессалоникийцам: «верен Призвавый вас, Иже и сотворит» (1 Сол. 5, 24). Поелику творит, что
обетовал, то верен Глаголющий. А что речение это в послании к Евреям означает и неизменяемость,
об этом пишет так: «аще не веруем, Он верен пребывает, отрещися бо Себе не может» (2 Тим.
2, 13). Следовательно, Апостол, ведя речь о телесном пришествии Слова, справедливо говорит:
«Посланника. и верна суща Сотворшему Его» показывая, что, и соделавшись человеком, «Исус
Христос вчера и днесь той-же, и во веки не изменяется» (Евр. 13, 8).
И как Апостол в послании, по причине первосвященства, упоминает о вочеловечении Слова; так
опять не умалчивает надолго, но вскоре упоминает и о Божестве Его, чтобы обезопасит нас со
всех сторон, особливо когда говорит об уничижении, и чтобы нам тотчас познать высоту и
Отчее величие Слова. Посему, говорит: «Моисей—слуга, а Христос---Сын» (Евр. 3, 5. 6); первый
верен в дому, а Христос есть Господь и Зиждитель самого дома, потому что Сам устроил его, и,
как Бог, святит его. Моисей, человек по естеству, соделался верным, веруя Богу, глаголющему
к нему чрез Слово; Слово же было в теле не как единый из созданных, не как тварь в
твари, но как Бог во плоти, Творец и Строитель в устроенном Им. Люди облекаются плотью, чтобы
придти в бытие и существовать; Божие же Слово соделалось человеком, чтобы освятит плоть, и
будучи Господом, было во образе раба; потому что всякая тварь, будучи приведена в бытие и
сотворена Словом, рабственна Слову. А из этого явствует, что сказанное Апостолом „сотвори"
представляет творимым не Слово, но приятое Словом, нашему подобное, тело. Посему,
соделавшись человеком, наименовалось Оно и нашим братом.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 02 фев 2021, 13:41

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

11) Если же доказано, что когда и употребляет кто о самом Слове речение: «сотворил», употребляет
его вместо речения: «родил»; то какой еще вымысл могут изобрести к перетолкованию сего, когда
слово наше, дав этому речению смысл во всех отношениях чистый, показало, что Сын—не произ-
ведение, но по сущности Отчее рождение, «домостроительственно же», по благоволению Отца, ради нас
сотворен и соделался человеком; почему и говорится у Апостола: «верна суща Сотворшему Его», и
в Притчах: «созда Мя». Как - скоро исповедуем, что Сын соделался человеком, — можно, по
замеченному выше, без различия сказать о Нем, что Он соделался, или сотворен, или создан, или
образован, или есть раб, или сын рабыни, или сын человеческий, или поставлен, или отшел,
или есть жених, или братанич, или брат; потому что все эти речения свойственны человеческому
состоянию, и подобные этим выражения означают не сущность Слова, но что Слово соделалось
человеком.
Такой смысл имеет и приводимое также еретиками изречение из Деяний, когда Петр говорит:
«яко Господа и Христа сотворил есть сего Иcyca, Егоже вы распясте» (Деян. 2, 36). Не написано здесь:
сотворил Себе Сына, или: сотворил Себе Слово, почему еретики могли бы вообразить нечто подоб-
ное. А поэтому, если не забыли они, что разсуждают о Сыне Божьем, то пусть отыщут, написано
ли где: Бог сотворил Себе Сына, или создал Себе Слово? Или еще: написано ли где явно, что
Сын Божий есть произведение или тварь? И тогда пусть укажут это, чтобы и в этом случае обли-
чены были они—неразумные. Если же не находят ничего подобного, берут же только те места, где
написано: сотворил, или сотворен; то боюсь, что в скором времени, слыша: «в начале сотвори Бог
небо и землю» (Быт. 1, 1), сотворил солнце и луну сотворил море, скажут, что и небо есть Слово,
что и свет, сотворенный в первый день, есть Слово же, что и земля и каждая из сотворенных
вещей также есть Слово, и в этом уподобятся наконец, так называемым, стоикам; потому что
стоики самого Бога распростирают на все, а еретики Божье Слово ставят на ряду с каждою из
тварей: подобное они и говорили уже прежде, утверждая, что Слово есть одна из тварей.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 04 фев 2021, 14:45

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

12) Но пусть снова услышат то-же, и во-первых пусть знают, что Слово (о чем говорено было и
прежде) есть Сын, а не произведение, и что подобных речений не должно принимать о Божестве Слова,
надлежит же входить в изследование, почему и в каком смысле написано это; и тогда, без сомнения,
для ищущих откроется человеческое домостроительство, ради нас принятое на Себя Словом. Ибо
и Петр, сказав: «Господа и Христа Его сотворил есть», тотчас присовокупил: «сего Исуса, Его-же вы
распясте». И всем стало явно (да будет же явно и еретикам, если соблюдут последовательность речи!),
что Апостол сказал не о сушности Слова, но по человечеству наименовал Его сотворенным. Ибо
что распято? Не тело ли? Да и чем было Апостолу означить телесное естество Слова, как не речением:
«сотворил есть»? Притом же, сказанное здесь: «сотворил есть»—имеет правый смысл. Ибо, по
замеченному выше, не сказал Апостол: сотворил Его—Слово, но «Господа сотворил Его», и не просто
сотворил, но сотворил у вас и среди вас, а это то-же значит, что — соделал известным. И это
сам Петр приметным образом дал выразуметь в начале первой сей проповеди, когда сказал:
«Мужие израильстии, послушайте словесъ сих: Исуса Назорея, мужа от Бога извествованна в вас
силами и чудесы и знамении, яже сотвори Тем Бог посреде вас, яко-же сами весте» (Деян. 2, 22). Итак,
выраженное в конце речением: «сотворил», в начале выразил Апостол словами: «сделал известным»;
потому что знамениями и чудесами, какие сотворил Господь, извествовано, что Христос не
просто есть человек, но Бог во плоти и сам Господь. Подобно сему сказанное в Евангелии у Иоанна:
«сего ради паче гоняху Его иудеи: яко не токмо разоряет субботу, но Отца Своего глаголет Бога,
равен ся творя Богу» (Иоан. 5, 16. 18). Ибо тогда Господь не представлял только Себя Богом (Он во-
все не есть притворяющий Себя Богом), но доказывал о Себе делами, говоря: «аще Мне не веруете,
делом Моим веруйте: да разумеете, яко Аз во Отце, и Отец во Мне» (Иоан. 10, 38). Так, Отец
и Господа и Царя сотворил есть Его среди нас и у нас, которые прежде были непокорны Ему. И
явно, что извествуемый теперь Господом и Царем, не Царем и Господом начинает при сем быть, а
начинает только показывать Свое господство и распростирать его и на непокорявшихся.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 05 фев 2021, 14:15

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

13) Посему, если еретики думают, что Спаситель не был Господом и Царем, пока не соделался че-
ловеком и не претерпел крест, но с сего только времени начал быть Господом; то пусть знают,
что явно повторяют они слова Самосатского. Если же, как изъясняли и говорили мы выше, Он—веч-
ный Господь и Царь; потому что Авраам поклоняется Ему, как Господу своему, и Моисей гово-
рит: «и Господь одожди на Содом и Гоморр жупел, и огнь от Господа с небесе» (Быт. 19, 24); и
Давид воспевает: «рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене» (Псал. 109, 1), и: «престол Твой
Боже в век век: жезл правости жезл царствия Твоего» (Псал. 44, 7), и: «царство Твое царство всех
веков» (Псал. 144, 13): то явно, что прежде, нежели соделался человеком, был он вечным Царем
и Господом, как Отчий Образ и Отчее Слово. А поелику Слово есть вечный Господь и Царь; то яв-
ствует еще, что не о сущности Сына сказал Петр:"сотворил есть», но о господстве Его над нами, прия-
том Им на Себя, когда соделался человеком, и всех избавив крестом, стал Господом и Царем
всех.
Если же, по причине написанного: «сотворил есть», еретики упорствуют, и по недоразумению, или по
христоборному своему произволению, не хотят признать равнозначительными и: «сотворил» и
«сделал известным» то пусть слышат, что слова Петровы и в этом случае имеют правый смысл.
Кто делается над кем-либо господом, тот под владычество свое приобретает уже существующих.
Если же Господь есть Зиждитель и вечный всех Царь, когда же соделался человеком, тогда приоб-
рел и нас; то и из сего явствует что сказуемое Петром и в этом случае означает не то будто бы
сущность Слова есть произведение, но указует на совершившееся впоследствии подчинение
всех Спасителю и на Его над всеми господство. И это подобно изъясненному выше. Как там пред-
ложили мы изречения: «буди ми в Бога защитителя» (Псал. 30, 3), и: «бысть Господь прибежище убогому»
(Псал. 9, 10), и слово показало, что изречения эти означают не то, будто бы сам Бог приходит в
бытие, но указывают на совершаемое Им каждому благодеяние: так и Петрово изречение имеет
тот-же смысл.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 07 фев 2021, 16:06

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

14) Сам Божий Сын, как Слово, есть Господь вселенной; мы же, прежде нежели получили бытие,
изначала подлежали рабству тления и клятве законной, потом, сами себе постепенно измыслив не-сущее,
как говорит блаженный Апостол, стали служить «не по естеству сущим богам» (Гал. 4, 8), не познавали
Бога истинного, и не-сущее предпочитали истине; но напоследок, подобно тому, как древле возсте-
нал народ обременяемый в Египте, и мы, имея в себе насажденный закон, с неизглаголанными
воздыханиями духа начали просить и говорить: «Господи Боже наш, стяжи ны» (Исаии 26, 13); и Он
стал нам как-бы «в дом прибежища и в Бога защитителя», а таким образом соделался нашим
Господом. Не Он возъимел при сем начало бытия, но мы начали иметь Его Господом своим.
Бог, как благий и как Отец Господа, всех помиловав и соблаговолив, чтобы все познали Его,
творит наконец, что Сын Его облекается в тело человеческое, соделывается человеком, и наимено-
ван Исусом, чтобы, в теле сем принесши Себя за всех, освободить Ему всех от богонеразумия
и тления, и Самому соделаться Господом и Царем всех. И об этом-то, а именно, что так соделался
Он Господом и Царем, Петр сказал: «Господа и Христа Его сотворил» и послал «есть»; а это зна-
чит то-же, что Отец сотворил Его человеком, потому что человеку свойственно быть сотворенным.
Не просто же сотворил человеком, но сотворил, чтобы господствовать Ему над всеми и всех освя-
тить помазанием. Ибо, хотя сущее во образе Божие Слово прияло на Себя рабский зрак; однако-же,
восприятие плоти не поработило Слова, Которое по естеству есть Господь. Напротив того, совершено
Словом освобождение всего человечества, и само Слово по естеству Господь, соделавшись и челове-
ком, чрез самый рабий зрак соделывается Господом всех и Христом, именно же, для освящения
всех Духом. И как Бог, соделываясь Богом защитителем и говоря: «буду им Богом», не тогда
наипаче соделывается и не тогда только начинает быть Богом, но чем всегда Он есть, тем, как
скоро угодно Ему, бывает и для имеющих в том нужду: так и Христос, по естеству вечный Господь
и Царь, не тогда, как посылается, наипаче соделывается Господом, и не в это время начинает
быть Господом и Царем; но чем всегда Он есть тем творится тогда и по плоти, и всех избавив,
таким образом делается Господом живых и мертвых. Ибо Ему, наконец, служебно все; и это-то самое
воспевает Давид: «рече Господь Господеви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя
подножие ног Твоих» (Псал. 109, 1). Искуплению прилично было совершиться не чрез другого кого, но
чрез Того, Кто Господь по естеству, чтобы нам, сотворенным чрез Сына, не именовать Госпо-
дом иного, и не впасть в арианское и языческое неразумие, послужив твари паче создавшего
всяческая Бога.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 08 фев 2021, 16:09

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

15) Таков смысл этого изречения по немощному моему разумению. У Петра была истинная и добрая
причина говорить так иудеям. Ибо иудеи, уклонившись от истины, хотя ожидают пришествия Хри-
стова, но не думают, что Христос претерпит страдание, и говорят, чего сами не понимают: «мы зна-
ем, что, когда приидет Христос, пребудет во веки: како Ты глаголеши, вознестися Ему подобает» (Иоан.
12, 34)? Сверх того, предполагают, что Христос—не Слово пришедшее во плоти, но простой есть че-
ловек, каковы были все цари. Посему-то Господь, вразумляя Клеопу и бывшего с ним, научал их
что «Христу сперва подобаше пострадати» (Лук. 24, 26); а прочих иудеев вразумляя, что Пришедший есть
Бог, говорит им: «аще оных рече богов, к ним-же слово Божье бысть, и не может разоритися Писание:
Его-же Отец святи и посла в мир, вы глаголете, яко хулу глаголеши, зане рех Сын Божий есмь»
(Иоан. 10, 35. 36).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 09 фев 2021, 11:53

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

16) Посему Петр, научившись этому у Спасителя, и в том и другом (1) наводя иудеев на истинное
разумение, говорит: „Божественные Писания возвещают вам, иудеи, что грядет Христос. И хотя
вы почитаете Его простым человеком, как единого из потомков Давидовых; однако-же, написан-
ное о Нем дает разуметь, что Он не таков, как вы утверждаете. Напротив же того, Писания возве-
щают, что Он — Господь и Бог, безсмертен и Податель жизни. Ибо Моисей сказал: узрите «живот
ваш висящ пред очима вашима» (Второз. 28, 66), а Давид в 109 псалме говорит: «рече Господь Госпо-
деви моему: седи одесную Мене, дондеже положу враги Твоя подножие ног Твоих» (ст. 1), и в 15 псалме:
«не оставиши душу Мою во аде, ниже даси Преподобному Твоему видети истления» (ст. 10). А что та-
ковые изречения относятся не к Давиду, об этом сам он свидетельствует, называя грядущего
Господом своим. Да и сами вы видите, что Давид умер и останки его у вас. Но что Христу должно
быть таким, как изображают Его Писания, в этом, без сомнения, согласитесь и вы. Богом изречены
словеса сии, и в них не может быт лжи. Поэтому, если можете сказать, что Предсказанный
пришел еще прежде, и можете доказать знамениями и чудесами, какие совершены сим пришедшим, что
он Бог; то в-праве вы спорить с нами. А если не можете доказать, что Он уже пришел, но до-
ныне еще ожидаете Его: то осведомитесь у Даниила о времени; потому что сказанное Даниилом
относится к настоящему времени. Если же настоящее время есть то самое, которое предвозвещено
издревле, и видели вы, что совершилось у нас ныне; то познайте, что сей Исус, Егоже вы распясте, есть
ожидаемый Христос; потому что Давид и все пророки умерли, и гробы всех их у вас. Совершив-
шееся же ныне воскресение показало, что написанное относится к сему Исусу. Ибо на распятие указывают
слова: «узрите живот ваш висящ»; в пронзении копием ребра исполнилось сказанное: «яко овча
на заколение ведеся» (Исаии 53, 7). А что Он не только воскрес, но и древних мертвецов воз-
двиг из гробов (как весьма многие из вас видели это сами), то и это предсказано в словах:
«не оставиши душу Мою во аде», и: «пожре смерть возмогши и паки отъят Бог» (Исаии 25, 8). И это,
что Им совершены таковые бывшие у нас знамения, показывает, что Пришедший во плоти есть Бог,
что Он есть жизнь и Господь смерти. Ибо Христу, Который дает жизнь другим, подобало Самому не
быти держиму от смерти. Но этого не могло быть, если бы, как думаете вы, Христос был простой
человек. Напротив того, Он есть Божий Сын, потому что все люди подлежат смерти. Поэтому,
никто уже да не сомневается, «но твердо да разумеет весь дом Израилев» (Деян. 2, 36), что сей
Исус, Которого видели вы во образе человека творящим знамения и такие дела, каких никто никогда
не творил, . есть Христос и Господь всяческих. Соделавшись человеком и наречен будучи Исусом,
как говорили мы и выше, не умален Он человеческими немощами, но в том самом, что
соделан человеком, наипаче являет Себя Господом живых и мертвых. Понеже бо, как сказал
Апостол, «в премудрости Божией не разуме мир премудростью Бога, благоизволил Бог буйством
проповеди спасти верующих» (1 Кор. 1, 21). Поелику мы-люди-не захотели познать Бога чрез Слово
Его и послужить Божию Слову—Владыке нашему по естеству; то благоизволил Бог явить в человеке
господство Свое и всех привлечь к Себе. Неприлично же было совершить это чрез простого чело-
века, чтобы, имея господом человека, не стали мы человеко-поклонниками. Посему-то само Слово плоть
бысть, и наречено Ему имя Исус; и таким образом Господа и Христа Его Отец сотворил есть;
а это значит: сотворил, чтобы Он господствовал и царствовал, да о имени Исуса, Его-же вы
распясте, как всякое колено поклонится, так и мы признаем самого Сына и Господом и Царем,
а чрез Него познаем и Отца".
(1) Что Христу надлежало пострадать, и что Он—во плоти пришедший Бог."
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 10 фев 2021, 13:35

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

17) Многие из иудеев, слыша это, пришли в себя, и признали наконец Христа, как написано в
Деяниях. Но поелику ариане решаются оставаться иудеями и препираться с Петром; то и им пред-
ложим таковые же речения. Может быть, хотя этим вразумятся, узнав, что такие выражения обыкновенно
употребляются в божественном Писании. Что Христос есть вечный Господь и Царь, это явным
стало из сказанного пред сим, и никто не сомневается в этом; потому что, как Божий Сын, по-
добен Он Богу; а как подобный Богу, без сомнения, Он и Господь и Царь. Ибо Сам говорит:
«видевый Мене, виде Отца» (Иоан. 14, 9). А что и это самое сказанное Петром: «Господа и Христа Его
сотворил есть», не значит, будто бы Сын есть произведение, — можно видеть из благословения Иса-
акова, хотя изображение это и слабо в-сравнении с тем, о чем у нас речь. Итак, Исаак сказал
Иакову: «буди господин брату твоему» (Быт. 27, 29); a Исаву: «вот, господина его сотворих тебе» (37).
Если бы речение „сотворих означало сущность и начало бытия Иаковлева, то и в этом случае ариа-
нам не надлежало бы даже помыслить что-либо подобное о Божьем Слове; потому что Сын Божий—
не тварь, подобно Иакову; по крайней мере, научившись сколько-нибудь у других, могли бы они не
предаваться более своему безумию. Если же Исааковы слова относят не к сущности и не к началу бытия,
тогда-как Иаков по природе есть тварь и произведение; то не превосходят ли в неистовстве самого
диавола, когда то самое, чего, на основании подобных речений, не смеют приписать и созданным
по естеству, прилагают к Божию Сыну, говоря: Он есть произведение? Исаак сказал: «буди», и: «со-
творих», означая этим не начало Иаковлева бытия и не сущност Иаковлеву; потому что сказал это, когда
прошло более тридцати лет от рождения Иаковлева, разумел же власть, какую Иаков возъимел
над братом впоследствии.
(продолжение далее)
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 11 фев 2021, 14:52

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

18) Тем паче Петр выразился так, не означая этим, что сущность Слова есть произведение;
потому что исповедал уже Его Сыном Божьим: «Ты еси Христос, Сын Бога живого» (Матф. 16, 16),
но разумел и над нами по благодати сотворенное и сбывшееся царство и господство Христово.
Ибо, говоря это, не умолчал о вечном и Отческом Божестве Сына Божья; наиротив же того,
еще прежде сказал, что излиялся на нас Дух; а подавать Духа со властью — не дело твари и произ-
ведения, но Божий есть дар; потому что твари освящаются Духом Святым, Сын же, не Духом освя-
щаемый, но паче Сам подающий всем Духа, показывает тем о Себе, что Он—не тварь, но истинный
Отчий Сын. А поелику о Нем же, подающем Духа, говорится, что Он сотворен; то значит, что
сотворен у нас Господом по человечеству, подает же Духа, потому что Он есть Божье Слово.
Ибо всегда и был, и есть, как Сыном, так и Господом и Всецарем всех, во всем уподобляясь
Отцу, и имея все то, что имеет Отец, как сказал это Сам (Иоан. 16, 15).
Рассмотрим наконец и сказанное в Притчах: «Господь созда Мя начало путей Своих в дела
Своя» (Притч. 8, 22); хотя доказанным уже о Слове, что Оно — не произведение, всего более доказы-
вается, что Оно — и не тварь, потому что речения: произведение и тварь тождезначущи; почему и дока-
зательство, что Слово — не произведение, служит также доказательством, что Оно и не тварь. И
иной подивится, что еретики вымышляют себе предлоги к нечестию и не приходят в стыд
после каждого сделанного им обличения. Сперва умыслили они обольщать людей простых, спраши-
вая их: не-сущего ли из не-сущего, или сущего сотворил Сущий? и имел ли ты сына, пока не ро-
дил его? Поелику же оказалось это непрочным, изобрели новый вопрос: одно ли Несозданное, или
их два? Потом обличенные и в этом присовокупили тотчас: свободен ли Сын, и изменяемого
ли Он естества? Но когда и это отвергнуто,—придумали еще сказать: «толико лучший быв Ангелов».
Поелику же истина обличила и это, то теперь уже, сводя вместе все сие, думают утвердить ересь свою
речениями: произведение и тварь. Ибо снова указывают на это, и не отступаются от своего зломы-
слия, различно изменяя и превращая одно и тоже,. чтобы обольстить им кого-нибудь хотя этим
разнообразием. Правда, что сказанное доселе всего более показывает, сколько напрасен и этот их
умысел: однако-же, поелику повсюду повторяют они изречение, взятое из Притчей, и многим, незнающим
христианской веры,кажется,будто бы слова их не без значительности, то необходимо особо исследовать
выражение «создал», как рассмотрели изречение «верен Сотворшему Его» (Евр. 3:2) и тем показать что
как во всем, так и в этом нет у них в основании ничего, кроме одного вымысла.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 12 фев 2021, 14:47

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

19. И сперва посмотрим,что вначале когда изобретаема была ими ересь представляли они
блаженной памяти еп. Александру. Тогда писали: «тварь, но не как одна из тварей;
произведение, но не как одно из произведений; порождение но не как одно из порождений».
Пусть же всякий обратит внимание на коварство и хитрость этой ереси. Зная горечь
своего зломыслия, она стремится приукрасить себя правдоподобием изречений.
Высказывает свое мудрование, а именно, что «[Сын]-тварь», и вместе с тем считает
возможным утаиться, говоря: «но не как одна из тварей». Лучше же сказать, написав это, ересь
эта еще более обличила тем самым свое злочестие. Ибо если, по словам вашим, Сын
точно тварь, то почему же лицемерите,говоря: но не как [Col. 188] одна из тварей? Если
точно Он — произведение, то почему же не как одно из произведений? В этом и можно видеть яд
ереси. Говоря: «Он порождение, но не как одно из порождений», в один ряд ставит многих сынов и
учит, что Господь был одним из них. Так по словам их, Он уже не единородный,но как один из
многих братьев именуется и Порождением, и Сыном. Какая же нужда в лицемерии: называть Его
тварью и говорить, что Он не тварь? Если и присовокупите: «не как одна из тварей», то подобное
ваше ухищрение окажется неразумным, потому что вы опять называете Его одной из тварей, и то
что иной сказал бы о других тварях, вы, подлинно «безумные и слепые» (Мф. 23:17), полагаете и
о Сыне. Ибо какая есть иная тварь такая [же как Сын], причем и еще есть какая-то такая же?
Вся видимая тварь создана в шесть дней; и в первый создан свет, который и «нарече Бог день»
(Быт. 1:5); во второй создана твердь; в третий Бог, собирая воедино воды, явил сушу и произвел
на ней различные плоды; в четвертый сотворил солнце и луну и весь звездный сонм; в пятый
создал животных в море и птиц в воздухе; в шестой сотворил четвероногих, живущих на земле,
и, наконец, человека. И «невидимое Его от создания мира через рассматривание творений
видимо» (Рим. 1:20). И свет не то же что ночь; солнце не то же что луна; безсловестные животные
не то же, что разумный человек; Ангелы не то же что Престолы, и Престолы не то же, что Власти.
Напротив того, хотя все они - твари, однако же каждая созданная вещь по роду каковой сотворена,
таковой в сущности своей и пребывает.
(продолжение далее)
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Yandex Bot и гости: 56

cron
@Mail.ru