Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 21 фев 2021, 13:16

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

28) Вот, светил много, а не одно солнце, и не одна луна. Но хотя каждое светило по сущности
одно, однако же, у всех есть одно и общее служение; и недостаток каждого восполняется другим, и
потребность освещать удовлетворяется всеми. Солнцу дана власть являться в-продолжение только
дня, а луне ночью, звезды же вместе с ними определяют времена и годы, и каждое светило служит
знамением по требованию нужды. Так и земля не ко всему служит, а только к произведению
плодов, и к тому, чтобы поддерживать на себе животных. А тверди назначено разлучать
между водою и водою; на ней же утверждены и светила. Так и огонь, и вода, со всеми другими
веществами получили бытие, чтобы входить в состав тел. И вообще, ни одна из сотворенных
вещей не существует отдельно, но все они, служа как бы членами друг другу, составляют из себя
как бы единое тело — мир. Поэтому, если тоже предполагают и о Сыне, считая Слово частью
целого, и частью без прочих частей недостаточною к совершению порученного Ему служения;
то всякий пусть мещет в них камнями. А если это явным образом злочестиво, то да признают,
что Слово не из числа созданных, но есть единственное собственное Отчее Слово,
Зиждитель тварей.
Но еретики возражают: „ Слово есть тварь и единое из созданных, научилось же созидать у
Бога, как у учителя и художника, и таким образом послужило научившему Богу".—Софист Асте-
рий, как обучившийся отрекаться от Господа, отважился написать сие, не примечая нелепых из
сего следствий. Если и зиждительность есть нечто изучаемое; то пусть размыслят, не сказать ли им,
что и сам Бог есть Зиждитель не по естеству, а по науке, а потому может лишиться зиждитель-
ности. При том, если Премудрость Божья приобрела зиждительность посредством обучения; то уже
Премудрость ли Она, когда имеет нужду в обучении? И что такое была Она, пока не обучилась?
Она не была еще Премудростью, поскольку недоставало Ей учения. Следовательно, была чем-то
пустым и несущественною Премудростью: имя же Премудрости получила вследствие преуспеяния, и
дотоле будет Премудростью, пока сохранит, чему обучилась. Ибо что не от естества, но привзошло
вследствие обучения, в том со временем можно и разучиться. Но о Божьем Слове говорить что
либо подобное сему, прилично не христианам, а язычникам.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 22 фев 2021, 13:19

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

29) Если зиждительность приобретается учением, по мнению этих нерассудительных: то приписы-
вается этим Богу и зависть и немощь; — зависть, потому что не научил созидать многих, чтобы
окрест Его, как много Архангелов и Ангелов, так много было и зиждителей;—немощь же потому,
что не мог творить один, но возъимел нужду в содейственнике, или в помощнике, хотя доказано,
что созданное естество могло получить бытие от единого Бога, если только Сын, по словам их
созданный, мог получить бытие от единого Бога. Но Бог ни в чем не имеет недостатка; да не
будет сего! Сам Он сказал: «исполнен есмь» (Исаии 1. 11). И не вследствие учения стало Зижди-
телем Слово, но, как Отчий Образ и Отчая Премудрость, совершает свойственное Отцу; и не для
совершения созданных существ сотворил Бог Сына. Ибо вот и при Сыне Отец оказывается еще
делающим, как говорит сам Господь: «Отец Мой доселе делает, и Аз делаю» (Иоан. 5, 17). Если
же Сын, по вашему мнению, получил бытие для того, чтобы сделано было происшедшее после Сына,
Отец же оказывается делающим и при Сыне: то и в этом отношении сотворение такового Сына, по
вашему учению, излишне. Сверх того,—для чего Бог, желая сотворить нас, ищет посредника, как-будто
недостаточно воли Его к произведению того, что угодно Ему? Писания говорят: «вся елика восхоте,
сотвори» (Псал. 113, 11); и: «воли Его кто противитися может» (Римл. 9, 19)? Если же и одной Его
воли достаточно к созданию всего, то опять потребность в посреднике, по вашему учению, излишне.
Ибо нетвердым оказался и представленный вами пример Моисея, солнца и луны. А еще посрамит
вас и сие. Если Бог, желая сотворить созданное естество и размышляя о нем сам с Собою,
примышляет и творит, по вашему учению, Сына, чтобы чрез Него создать нас; то смотрите, какое
нечестие осмелились изречь вы.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 23 фев 2021, 13:48

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

30) Во-первых, из этого оказывается, что сам Сын получил бытие ради нас, а не мы ради Него;
ибо не мы сотворены ради Его, но Он творится ради нас; почему, более, нежели мы Ему, Он обя-
зан нам благодарностью, как и жена мужу. Ибо, говорит Писание, «не создан бысть муж жены
ради, но жена мужа ради» (1 Кор. 11, 9). А посему, «как муж есть образ и слава Божия жена же
слава мужу» (—7); так мы—образ Божий и во славу Божию получили бытие, а Сын есть наш образ и
существует для нашей славы; мы созданы для бытия, а Божие Слово, по вашему учению, творится не
для бытия, но, как орудие, в нашу потребу; поэтому, не мы от Него, но Он существует вследствие на-
шей потребности. И допускающие только эту мысль не превосходят ли меру всякого безумия? Если для
нас получило бытие Слово, то не прежде нас Оно от Бога; потому что, не Его имея в Себе, помыш-
ляет о нас; но, нас имея в Себе, как говорят они, помышляет о Слове Своем. Если же это так,
то, может быть, Отец и не желал вовсе Сына, и не Его желая, сотворил Его; но нас желая, ради
нас создал Его, потому что примыслил Его после нас. А таким образом, по учению этих нечестив-
цев, излишен уже Сын, получающий бытие, как орудие, когда получают бытие те, для которых Он
сотворен.
Если же единый Сын, как мощный, получил бытие от единого Бога, а мы, как немощные, по-
лучили бытие от Слова; то для чего же не о Нем, как о мощном, но о нас помышляет прежде
Бог? Или, почему Мощного не предпочитает немощным? Или, для чего, творя Его прежде, не
помышляет о Нем первом? Или, для чего, помышляя прежде о нас, не нас первых производит,
когда изволения Его достаточно к произведению всего? Напротив того, хотя Его творит первого,
однако же прежде помышляет о нас, и нас желает прежде, нежели Посредника. Впрочем нас, которых
желает сотворить и о которых помышляет, именует тварями; а Его, Которого созидает ради нас,
называет Сыном и собственным Своим наследником. Между тем, надлежало бы именоваться
лучше сынами нам, ради которых творит и Его; или надлежало Богу помышлять прежде о Нем и
Его желать, как действительного Сына, чрез Которого творит и нас всех. Вот что изрыгнуто и
изблевано еретиками.
(продолжение далее)
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 24 фев 2021, 11:07

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

31) Не должно умалчивать и о том, как мудрствует истина, но тем паче прилично—велегласно
возвестить о сем. Не ради нас получило бытие Божье Слово, напротив же того, мы ради Его по-
лучили бытие, и о Нем создашася всяческая (Кол. 1, 16). Не по нашей немощи, Он, как мощный,
получил бытие от единого Отца, чтобы Им, как орудием, создать Отцу и нас. Да не будет сего!
Не таково учение истины. Если бы угодно было Богу и не созидать тварей; тем не менее было Слово у
Бога, и в Нем был Отец. Тварям невозможно было получить бытие без Слова, потому и получили
бытие Им,—что и справедливо. Поелику Слово есть собственный по естеству Сын Божией сущ-
ности ; поелику Оно от Бога и в Боге, как Само изрекло о сем: то созданиям невозможно было не
Им получить бытие. Как свет освещает все сиянием своим, и ничто не освещалось бы без сего
сияния: так и Отец, как рукою, соделал все Словом, и ничего не творит без Него. Поэтому,
как предал о сем памяти Моисей, «рече Бог: да будетъ свет»; и: «да соберется вода»; и: «да изведет
земля»; и: «сотворим человека» (Быт. 1, 3. 9. 24. 26), как и святой Давид воспевает: «Той рече, и быша:
Той повеле, и создашася» (Псал. 32, 9). Не с тем «рече», чтобы, как у людей, услышал какой-либо по-
мощник, и узнав волю глаголющего, пошел и сделал; это свойственно тварям, о Слове же не-
прилично — так представлять себе или говорить; потому что Божие Слово есть зиждительное и твор-
ческое; Оно есть Отчая воля. Посему, божественное Писание не сказало, чтобы слышащий, как или какие
твари должны получить бытие по воле Отца, выслушал это и отвечал; но, сказав только: «рече Бог:
да будет», присовокупило: «и бысть тако» (Быт. 1, 9); потому что угодное Богу и помышленное Им
немедленно приведено в бытие и совершено Словом. Когда Бог повелевает другим или Ангелам, или
беседует с Моисеем, или дает обетование Аврааму; тогда слышащий ответствует, и один говорит:
«почесому уразумею» (Быт. 15, 8)? другой: «избери иного» (Исх. 4, 13), и еще: «аще вопросят мя,
что имя Ему? что реку к ним» (Исх. 3, 13)? И Ангел, как сказал Захарии: «сице глаголет Господь, так
сам вопрошает Господа: Господи Вседержителю, доколе не имаши помиловати Иерусалима» (Зах. 1,
12—17)? и ожидает услышать слова благие и утешительные. Каждый из них имеет посредника—
Слово и Божию Премудрость, извещающую о воле Отца. Когда же делает Бог и Слово творит:
тогда нет при сем ни вопроса, ни ответа; потому что в Слове Отец, и Слово во Отце. Тогда до-
статочно восхочет, и совершается дело, так что извещением воли для нас служит слово: «рече», а
слова: «и бысть тако», обозначают дело, совершенное Словом и Премудростию, в Которой и заклю-
чена Отчая воля. И сие опять: «рече Бог»-извествуется Словом. Ибо сказано: «вся Премудростию сотво-
рил еси» (Псал. 103, 24), и: «Словом Господним небеса утвердишася» (Псал. 32, 6), и: «един Гос-
подь Исус Христосъ Имже вся, и мы Тем» (1 Кор. 8, 6).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 26 фев 2021, 14:22

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.


32) Из этого можно усмотреть, что ариане не с нами препираются о ереси, но, по видимому, препи-
раясь с нами, восстают на самое Божество. Если бы наш был глас, глаголющий: «Сей есть Сын Мой»:
то обвинение наше было бы для них неважно. А если это — глас Отца, и ученики слышали, сам же
Сын говорит о Себе: «прежде всех холмов рождает Мя» (Притч. 8, 25); то не подобно ли басно-
словным исполинам и ариане богоборствуют ныне, по слову Псалмопевца, «имея язык меч остр на
злочестие» (Псал. 56, 5)? Не убоялись они Отчего гласа, не уважили слов Спасителя, не поверили
святым, хотя один из них пишет: «Иже сый сияние славы и образ ипостаси Его» (Евр. 1, 3), и: «Христос
Божья сила и Божья премудрость» (1 Кор. 1, 24); и другой воспевает: «яко у Тебе источник
живота, во свете Твоем узрим свет» (Псал. 35, 10), и: «вся Премудростью сотворил еси» (Псал. 103,
24), и Пророки говорят: «и бысть слово Господне ко мне» (Иер. 2, 1), и Иоанн вещает: «в начале бе
Слово»; и Лука: «яко же предаша нам иже исперва самовидцы и слуги бывшии Словесе» (Лук. 1, 2), как
и Давид еще говорит: «посла Слово Свое и исцели я» (Псал. 106, 20).
Все это предает арианскую ересь повсюдному позору, дает же уразуметь вечность Слова, и что
Слово не чуждо Отчей сущности, но собственно ей принадлежит. Ибо кто когда видел свет без
сияния? Или, кто осмелится сказать, что образ ипостаси чужд ей? Не паче ли, неистов помысливший
только, будто бы Бог когда-либо был без Слова и без Премудрости? Писание представило нам
таковые начертания и таковые образы, чтобы мы, поелику природа человеческая не в-состоянии
постигнуть Бога, из них хотя отчасти и неясно, по мере сил своих, могли уразуметь Его. И как
к познанию того, что Бог есть и промышляет, достаточно твари: «от величества бо и красоты
созданий сравнительно Рододелатель их познавается» (Прем. 13, 5), и мы к своему научению
не требуем твари произносимых слов, но, внимая Писаниям, веруем, примечая во всем этот
порядок и эту стройность, познаем, что Он есть Творец, Владыка и Бог всего, постигаем чудное
Его о всем промышление и мироправление: так, при достаточном свидетельстве о Божестве Сына
приведенных выше изречений, излишнее, лучше же сказать, безумное дело — сомневаться и спрашивать
с еретиками: как может Сын быть вечно? Или, как может Он быть от Отчей сущности, и не быть
частью? Быть от чего-нибудь значит быть частью этого чего-нибудь; а уделенное не есть уже целое.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 27 фев 2021, 06:40

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

33) Таковы велемудрые злоухищрения иномысленных. И как в сказанном прежде предварительно
обличили мы суесловие их в этом, так и точный смысл этих изречений и образов, употребленных
в Писании, показывает нам в очерке мерзкое еретическое учение. Ибо в Писаниях видим всегда
сущее Слово, сущее от Отца, собственно принадлежащее сущности Того, Чье Оно Слово, не имею-
щее в Себе ни предшествующего, ни последующего. Видим сияние от солнца, собственно принад-
лежащее солнцу, нераздробляющее и неумаляющее солнечной сущности, так что и сущность пребы-
вает всецелою, и сияние совершенно и всецело, не умаляет сущности света, как истинное его рожде-
ние. Видим Сына не отвне, но от Отца рождаемого, и Отца пребывающего всецелым, Сына же
всегда сущего образом ипостаси, сохраняющего в Себе сходство со Отцом и неизменный Его
образ; почему, кто видит Сына, тот усматривает в Нем и ту Ипостась, Которой Он—Образ, и по
действенности Образа уразумевает истинное Божество Ипостаси. Сему уча, и сам Спаситель сказал:
«Отец во Мне пребываяй, Той творит дела, яже Аз творю» (Иоан. 14, 10—12), и: «Аз и 0тец едино
есма» (Іоан. 10, 30), и: «Аз во Отце, и Отец во Мне» (Иоан. 14, 10). Поэтому, пусть христоборная ересь
покусится сперва объяснить образы, взятые с вещей сотворенных, и сказать: „солнце было некогда
без сияния, или: сияние не собственно принадлежит сущности света, или, хотя и принадлежит, но про-
исходит чрез отделение и есть часть света". И еще, пусть объяснит происхождение Слова и ска-
жет: „слово чуждо уму; или: не было его некогда; или: не собственно принадлежит оно сущности ума;
или: слово есть отдельная часть ума". Пусть объяснится об образе, о свете и о силе, так же как
о слове и о сиянии; и тогда уже пусть воображает, что хочет. А если еретики не могут на это отва-
житься, то не велико ли их безумие—напрасно напрягать свои силы к уразумению превышающего все
созданное и собственную ихъ природу, и браться за невозможное?
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 28 фев 2021, 13:44

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

34) Если и у этих созданных и телесных существ отыскиваются такие рождения, что они суть не
части сущностей, от которых происходят, и не страдательно производятся, и не умаляют породив-
ших сущностей; то не безумствуют ли опять еретики, когда в безплотном и истинном Боге оты-
скивают и предполагают части и страдания, безстрастному и неизменяемому Богу приписывают раз-
деления, чтобы возмутить этим слух людей простодушных и отвратить их от истины? Ибо кто,
слыша слово: «Сын», не представляет в мысли собственно принадлежащего Отчей сущности? И кто,
при первоначальном оглашении, услышав, что Бог имеет Сына и все сотворил собственным Словом
Своим, не в таком принимал это смысле, как мудрствуем теперь мы? И когда появилась мерзкая
арианская ересь, кто, услышав утверждаемое еретиками, не приходил тотчас - же в изумление, что
утверждают они нечто чуждое, и посевают несогласное с учением, какое всеяно в них в начале?
В начале же в каждой душе всеяно, что Бог имеет Сына—Слово, Премудрость, Силу, и это есть
Его образ и сияние. А из сказанного тотчас сами собою рождаются понятия: о бытии всегда, о бытии
от Отца, о подобии, о вечности рождения от сущности, и ни одного понятия о твари или произведе-
нии. Когда же спящим человеком враг человек посеял эти понятия: тварь; было, когда не был; и:
как сие возможно: тогда уже явились плевелы — это зловредная ересь христоборцев. И еретики, как бы
лишенные вдруг всякого правильного образа мыслей, наподобие разбойников вторгаются и осмеливаются
говорить: „Как может Сын вечно сопребывать со Отцем? Ибо у людей сыны их появляются со временем.
Отцу уже тридцать лет, а сын только еще рожден. И вообще, всякий сын человеческий не был, пока не
рожден". И еще твердят еретики: „Как Сыну можно быть Словом, или Слову—Образом Божиим?
Человеческое слово, состоя из слогов, едва выразит изволение говорящего, как тот час престает
и исчезает".
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 01 мар 2021, 11:43

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

35) Поэтому, как бы забыв изложенные выше против них обличения, и снова опутываясь подобными
сим узами злочестия, рассуждают, как теперь сказано. Но слово истины обличает их так: Если
разсуждают о каком-либо человеке, то пусть и о слове его и о сыне его говорят по-человечески.
Если же разсуждают о Боге, создавшем человек, то пусть представляют не человечески, но иначе
и выше естества человеческого. Ибо каков рождающий, таково же по необходимости и рождение; и
каков Отец Слова, таково и Слово Его. Человек, рождаемый во времени, и сам во времени рождает
чад. И поелику произошел он из ничего, то и слово его престает и не пребывает. Но Бог не яко
человек; сие сказало и Писание (Иудиф. 8, 16). «Он есть Сый, и всегда пребывает» (Исх. 3, 14). Посему
и Слово Его есть Сый, и Оно вечно со Отцом, как сияние света. Слово человеческое составляется из
слогов, не имеет ни жизни, ни действенности, но выражает только мысль говорящего; едва выходит
из уст, как уже и преходит, не являясь более; потому что вовсе его не было, пока не изречено.
Поэтому, человеческое слово не имеет ни жизни, ни действенности, и вообще, оно—не человек.
Таково же оно, как сказал уже я, по той причине, что рождающий его человек имеет естество проис-
шедшее из ничего. Но Божье Слово—не слово произносимое, как сказал бы иной, Оно — не звучная
речь, и не Божье повеление есть Сын; но как сияние света, так Слово Божие есть совершенное Рож-
дение от Совершенного; потому и Образ Божий есть Бог; ибо сказано: «Бог бе Слово». Человеческие
слова не для действования служат; потому, человек действует не словами, но руками; руки человеческие
имеют действительное бытие, а слово человеческое не самостоятельно. Что же касается до Слова Божия,
то, как сказал Апостол, «живо Слово Божье, и действенно, и острейше паче всякого меча обоюдоостра,
и проходящее даже до разделения души же и духа, членов же и мозгов, и судительно помышлением и
мыслям сердечным: и несть тварь неявлена пред Ним, вся же нага и объявлена пред очима Его: к
Нему же нам слово» (Евр. 4, 12. 13). Посему, Оно есть Создатель, без Него ничто же бысть и ничто
не может прийти в бытие.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 02 мар 2021, 12:41

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

36) Не должно же доискиваться, почему Слово Божие не таково, как наше; потому что, как сказано
уже, и Бог не таков, как мы. Неприлично также доискиваться: как Слово от Бога, или как Оно—
Божие сияние, или как рождает Бог, и какой образ Божия рождения. Кто отваживается на подобные
исследования, тот безумствует, потому что желает истолковать словами, что неизреченно, свойственно
Божию естеству, и ведомо одному Богу и Сыну Его. Это тоже значит, что и доискиваться: где Бог, по-
чему Он—Бог, и каков Отец. Но как предлагать подобные вопросы — нечестиво и свойственно неведующим
Бога; так непозволительно—отваживаться на подобные исследования о рождении Божия Сына, и
Бога и Премудрость Его измерять своим естеством и своею немощью. Но поэтому не следует представ-
лять о сем вопреки истине; и если кто при этих исследованиях? приходит в недоумение, то не должен
не верить и написанному.
Лучше—недоумевающим молчать и веровать, нежели не верить по причине недоумения. Недоумеваю-
щий может еще быть извинен, потому что, хотя и допытывался, но потом совершенно успокоился. А
кто по недоумению примышляет себе неподобающее и говорит о Боге, что недостойно Бога, тот
неизвинителен в своей дерзости; потому что в подобных недоумениях из божественных Писаний может
извлечь для себя некоторое пособие, и хорошо выразуметь написанное, представлять же в уме как-
бы для примера наше слово. Как оно собственно от нас, а не внешнее наше дело; так и Божие
Слово собственно от Бога, и не есть произведение. Оно не тоже, что слово человеческое, иначе, и Бога
необходимо—представлять себе человеком. Ибо вот ежедневно преходят многие и различные слова чело-
веческие; потому что прежние слова не пребывают, но исчезают. Это же опять бывает потому, что
отцы их, как люди, и возрасты имеют преходящие, и представления последовательно сменяющиеся;
а на чем останавливаются мыслью и о чем размышляют, о том они и говорят, почему, много у
них бывает слов, и после многих вовсе не остается ни одного. Как-скоро говорящий прекращает речь,—
тот час утрачивается и слово. Но Слово Божие есть одно и то же, и, как написано, «Слово Божие во век
пребывает» (Псал. 118, 89), не изменяясь и пребывая не первым или вторым по первом, но всегда
тем-же. Поелику Бог един, то прилично быть единому Божию Образу, единому Слову и единой
Премудрости.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 03 мар 2021, 16:57

ТВОРЕНИЯ СВТ. АФАНАСИЯ ВЕЛИКОГО.

Том второй . Слово 17.

На Ариан слово второе.

37) Посему, дивлюсь, как еретики, когда Бог един, по собственному своему промышлению вводят
многие образы, премудрости и слова, и утверждают, что „одно слово есть собственное и по естеству От-
чее слово, которым Бог сотворил и Сына, истинный же Сын только по промышлению (хат epіvоіаr)
нарицается Словом, также как и виноградною лозою, путем, дверью, древом жизни. И Премудростью
по имени только, говорят они, нарицается Сын; есть же иная собственная и истинная Отчая премуд-
рость, нерожденно Отцу соприсущая, которою сотворив Сына, по причастию сей премудрости, наимено-
вал Его также Премудростью". И это не на словах только преподается у них, но и Арий поместил в
своей Талии, и софист Астерий, как говорили 'мы в предыдущем слове, написал так: „Не сказал
блаженный Павел: проповедуем Христа сию Божию силу или сию Божию Премудрость, но без приложе-
ния члена говорит: Божью силу и Божью Премудрость, проповедуя, что есть иная собственно самому Богу
принадлежащая сила, естественная и Ему нерожденно соприсущая; и она-то есть родительница Христа,
зиждительница всего мира; о ней уча, Апостол в Послании к римлянам говорит: «невидимая бо Его от
создания мира творенми помышляема видима суть, и присносущная сила Его и Божество» (Римл. 1, 20).
Как никто не скажет, что именуемое здесь Божество есть Христос, а не сам Отец; так, думаю,
и присносущая сила Его и Божество есть не единородный Сын, но родивший Сына Отец; Апостол
же учит, что иная есть Божия сила и премудрость являемая чрез Христа". И немного после тот же
Астерий говорит: „Хотя присносущная Его Сила и Премудрость, Которая, по истинному рассуждению,
безначальна и нерожденна, без сомнения, есть одна и таже; однако же, многие силы и премудрости, от-
дельно сотворенные Богом, и в числе их перворожденный и единородный Христос все подобным
образом зависят от обладающего ими Бога, и все справедливо именуются силами самого Бога, их
сотворшего и употребляющего в действие. Так например, о пругах, посланных Богом в наказание за
грехи человеческие, Пророк говорит, что сам Бог называет их не только силою, но и силою великою
(Иоил. 2, 25); а блаженный Давид во многих псалмах не только Ангелов, но и силы призывает к
славословию Божию".
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 55

cron
@Mail.ru