Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 20 май 2022, 14:52

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

198. Как совершается рукоположение патриарха, если он не был прежде того епископом:

Когда избранный - пресвитер, а не архиерей, то рукополагается сначала в епископа, а потом уже возводится на (святительский) престол – принадлежность епископа, так как собственно епископ облечен силою Христовою.
Рукоположение же совершается так: вошедши в святейший алтарь, избранный патриарх поклоняется пред священной трапезою и целует ее, и, дошедши до ступеней божественного сопрестолия, трижды поклоняется к востоку. Потом облачается в первосвятительские (одежды), между тем как церковные служители (диаконы), как бы Ангелы, взяв сначала у него благословение, облачившись в священные одежды, прислуживают ему в этом. Архиереи при этом стоят в одних мантиях.
Итак, надевши все первосвятительские (одежды): - стихарь с источниками, в знак чистоты и учительства, - епитрахиль, в ознаменование вышней благодати, - пояс и палицу, в знак целомудрия и силы над смертью и победы, - поручи и саккос, в знак божественной крепости и неповрежденности от страстей, - не надевает одного омофора: потому что он составляет отличие епископа.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 21 май 2022, 15:04

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

199. О том, что и патриарх подчинен правилам (церковным), и пред рукоположением во епископа дает Церкви свое исповедание веры:

Итак, облаченный в саккос, он стоит, показывая этим, что он – еще не епископ; стоят и все архиереи, и клирики; и он исполняет то, (что положено) правилом, и пред всеми произносит свое исповедание, предъявляя веру правую, как чистый дар обручения.
Когда в патриарха производится архиерей, - он не имеет нужды снова произносить исповедание, так как представил его при рукоположении (во епископа); но этому нужно пред рукоположением дать его Церкви, потому что он еще не сделался епископом; и он произносит его внутри алтаря, как поставляемый начальником в Духе и отцом всех, кто принадлежит алтарю.
Произносит же он то самое (исповедание), которое произносят и все, избираемые в архиереи, за исключением только подчинения патриарху: потому что, когда рукополагаемый – сам патриарх, то кому он будет подчиняться? – разве только (церковным) правилам, которые он и обещает соблюдать.
После того, как исповедание будет окончено, собственноручно надписано и подписано, архиереи поклоняются (избранному) в знак подчинения, так как он стал обручником великой Церкви, и, принимая от него благословение, отходят на обычные места вне алтаря, и облачаются во все архиерейские (одежды). И пресвитеры также принимают благословение, в то время как второй из иереев совершает по обычаю проскомидию; и начинается литургия.
Во время первого входа (малого) диаконы и священники, прошедши чрез храм и совершивши молитву входа, входят по обычаю в божественный алтарь попарно.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 22 май 2022, 13:33

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

200. О том, что при рукоположении патриарха, архиереи не срединою входят (в алтарь) , но идут стороною:

Архиереи же, призываемые и предводимые хартофилаксом и находящимися при нем, входят в алтарь правою стороною и, кланяясь попарно еще только избранному, становятся по-порядку. И когда розданы будут свечи и зажжено множество огней, в знамение, как часто говорили мы, просвещения божественного, и присутствия, и озарения Духа, и величайшего торжества и радости об этом на небе и на земле, - избранного берут с той и с другой стороны два первые архиерея; прочие же идут за ними позади, а все клирики – напереди.
И при торжественном пении: «святии мученицы», совершается по обычаю троекратно торжественно шествие вокруг божественной трапезы, в знак небесного веселия о торжестве; и при этом все, и избранный, совершают поклонение пред священной трапезою, как престолом Божиим.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 23 май 2022, 14:40

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

201. О том, что если присутствует (митрополит) ираклийский, то он рукополагает патриарха, а если нет, то - первый из других архиереев:

Вслед за тем архиерей ираклийский, если он присутствует здесь, совершает рукоположение патриарха; это - потому, что, как говорят, Царь Север подчинил Византию Ираклии, и она была епископиею (митрополита) ираклийского до самого Константина Великого.
Итак, взошедши на ступень (у престола), причем все архиереи содействуют ему и соприкасаются к рукопологаемому и друг к другу, в знак того, что все согласны (на рукоположение), так как вместе и избрали, и рукополагают во Святом Духе рукопологаемого, - ираклийский сначала по обычаю трижды знаменует его, творя начало рукоположению. Если же ираклийского нет, то другой архиерей, первенствующий между остальными, совершает вместе с прочими рукоположение.
Потом рукополагаемый преклоняет колена и полагает лицо и голову на божественной трапезе; а рукополагающий возлагает на нее руку, и прочие также прикасаются (к ней).
Затем рукополагающий читает (слова призывания) Духа, т.е.: «божественная благодать».
Затем он вторично запечатлевает его во время пения «Кирие элейсон».
Потом, когда рукополагаемый примет на голову и на выю раскрытое Евангелие, - между тем, как рука рукополагающего все еще лежит на нем, - читается первая молитва, по окончании которой второй архиерей говорит прошения (ектении).
Затем также рукополагающий произносит и вторую молитву, и, знаменав его в третий раз, во образ Троицы и в знак совершения рукоположения (так как единая Троица совершает таинства), берет Евангелие и полагает на трапезе, и поднимает рукоположенного, как превознесенного благодатью.
Взяв омофор и знаменав его, облагает им рукоположенного, возглашая: «Аксиос» (достоин): так как Распятый соделал его достойным; это торжественно поется по три раза внутри и вне (алтаря), так как все согласны с этим и веселятся, подтверждая действие благодати.
Таким образом рукоположивший, совершив свое дело, сходит со ступени: а восходит на нее рукоположенный патриарх, как посвященный во епископа и как первенствующий между всеми.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 24 май 2022, 15:19

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

202. Как при рукоположении патриарха совершается лобзание:

А потому, ради соблюдения чина, в то время как он (патриарх) положит руку на священную трапезу, приходит сам рукоположивший его, как подчиненный, и, облобызавши священную трапезу, лобызает руку самого им рукоположенного, как патриарха, и ланиту, или уста, - а затем и все прочие архиереи.
И таким образом, патриарх, и все они, снова лобызав священную трапезу, как источник благодати и гроб Христов, восходят вверх на сопрестолие, как на небо, и на священные ступени, знаменуя вышние чины.
Тогда совершается, как выше писано, (обряд) посаждения на престоле, поминовение Царей и нового патриарха (как сказано).
Затем читается Апостол, после того, как ираклийский (митрополит), взяв благословение, преподаст мир; потом читается божественное Евангелие, после преподания мира самим патриархом; после сего сам патриарх совершает, по обычаю, дальнейшее последование божественной литургии.
Вот что, сколько могли узнать о божественных рукоположениях, изложили мы, братие и подробно написали, как бы в историческом изображении. Ради вашей это просьбы и в наставление незнающим.
Итак, - довольно сказанного.
Клирик:
Достаточно, владыка. И то что ты сказал, весьма радует нас, потому что мы узнали то, чего не знали, и удивляемся благочинию Церкви.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 25 май 2022, 15:36

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

203. Все относящееся к каждой степени священства, Спаситель совершил Сам на Себе:

Архиерей.
Поистине, дивно все церковное (благоустройство). Дивны и необычайны дела Бога-Создателя, но еще более – дела Его домостроительства как совершительные и спасительные для всего мира.
Что касается до этих рукоположений, Спаситель, как сказали мы, явил их на Себе, и Сам исполнил относящееся к каждой степени (священства).
Сам Он соделался основанием и первообразом всего благого в Церкви Своей, так как Он един есть и Начальник жизни и спасения нашего, и священноначальник, и священнослужитель, и священнодействующий, и священнодействуемый, и самосовершенный.
Таким образом, как ради нас восприял Он крещение и миро, приявши свыше Духа во время Своего крещения; так, соответственно всем степеням исполнил и (дела) священства, совершая, пред крещением и после крещения, (дело) чтеца, когда, едва имея двенадцати лет, восседал «посреди учителей», слушал их и вопрошал их(Лук. 2,46), - и потом, когда посреди синагоги читал народу, как написано у Луки: «и воста чести, и даша Ему книгу Исаии пророка » (Лк. 4:16–17) и прочее.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 26 май 2022, 15:11

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

203. Все относящееся к каждой степени священства, Спаситель совершил Сам на Себе:

(Дело) иподиакона и диакона исполнял Он, повинуясь нареченному отцу и истинной Матери, служил им и вместе с ними ходил на праздник в храм, также - когда изгонял из храма торжников, (что составляет обязанность иподиаконов), «и не даяше, да кто мимонесет сосуд сквозе церковь» (Мк. 11:16), и когда предложил трапезу и умыл ноги ученикам, и называл Себя служителем (диаконос) (Лк. 22:27).
А (дело) пресвитера и учителя, (исполнил), когда, тотчас после крещения, приял Духа и свидетельствован был от Отца, возлюбленным Сыном: потому что был и совершенного телесного возраста, «лет тридесять, начиная, сый», как написано (Лк. 3:23): - когда вскоре выступил на подвиг, упражняясь в посте и молитвах, и, претерпев троекратное искушение от противника - диавола, совершенно победил его за нас, низложил его и воздвиг трофей; - когда избрал и приблизил к Себе учеников, проповедал покаяние, призывал к нему, совершал множество знамений, назидал души и, обращая грешников, примирял с Собою. А все это – (дело) священства.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 27 май 2022, 15:11

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

204. Христос и иереем, и учителем, и архиереем рукоположен по человечеству от Отца:

Потом Он приял и другое великое свидетельство (Своего священства), а именно – рукоположение. Ибо когда Он преобразился и открыл божественную славу Божества Своего сколько можно было видеть людям: тогда над божественном просиявшим телом явился Божественный Дух в виде облака, среди которого и был (Христос), с неба был слышан глас от Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Нем же благоволих; Того послушайте» (Мф. 17:5). Это «Того послушайте» – многозначительнее (событий) крещения, и гласа, бывшаго с неба тогда, и есть знамение архиерейства. И хотя Он есть Иерей вечный, но и Отец свидетельствовал о Нем; и что Он говорил ученикам: «слушаяй вас Мене слушает» (Лк. 10:16), то Отец говорит и о Нем: «Того послушайте», свидетельствуя о Нем, что Он – Учитель, и Пастырь наш, и Архиерей, - живой образ Его Самого, как Слово и ипостасная Премудрость, и образ ипостаси Его, - повелевает слушать Его.
А что Христос явил в Себе и (силу) и священнослужения, и священносовершения, и просвещения что различает в освящаемых Дионисий; то (первую явил) до крещения, повинуясь отцу и Матери, совершая хождения в храм, читая народу и совершал дела служения.
По крещении и после приятия Духа явил (силу) священносовершительную: потому что крестил учеников и посылал их исцелять и помазывать елеем, а Сам совершал знамения и исцеления.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 28 май 2022, 16:26

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

204. Христос и иереем, и учителем, и архиереем рукоположен по человечеству от Отца:

Просветительную же явил здесь, когда преобразился, был совершеннее свидетельствован от Отца, имел при Себе Духа и просвещение Духа сообщал ученикам, подобно тому, как еще в полнейшей мере (сообщил) после, в явлении огненных языков, даровав и им благодать просвещения, дабы они могли передавать другим то, что сами получили; - когда избранных Апостолов сделал самовидцами этого преображения и проповедниками явления и откровения (по мере силы видевших) Божества Его , и естественного света, и благодати, и силы, и свидетелями совершеннейшего свидетельства Всевышнего Отца, свидетелями рукоположения, знаменованного облаком, и провозглашения (подобного тому, какое бывает при посвящениях) - во гласе свыше. Когда был тот глас, - Он, как говорит Лука (Лк. 9:33–35), оставался один, потому что один Он был свидетельствуемый и являемый.
Вместе с Апостолами, Он имел и других славных свидетелей, избранных от Пророков, составляя Себе свидетельство из Ветхого и Нового (завета) и показывая истину.
И из (завета) сени приводит двух свидетелей: потому что образ – несовершенен и прикровен; а из (завета) благодати – трех, потому что воссияла благодать и истина и потому, что Церковь возвещает познание совершительной Троицы и стяжала совершеннейшее познание и силу Божию.
А потому и Христос, совершенным образом преобразившись, и быв свидетельствован от Отца и Духа, и явив (силу) Божества, тотчас сообщает первое просвещение главнейшим из учеников и делает их причастниками благодати и озарения Божества. И потому «падоша ниц» говорит ( евангелист Мф. 17:6),, так как не могли телесными очами выносить Света Божества.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 30 май 2022, 16:18

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.

205. После Преображения Христос, как бы рукоположивши двенадцать и семьдесят учеников, послал их проповедовать перед лицом Своим:

Потом (Христос), вместе с ними избрал и других. Ибо после преображения, как Лука говорит, тотчас (вслед за описанием его); великий и единый Архиерей, все содержащий в Себе и всем соделавшийся ради нас, поставил первых иерархами, а вторых – иереями, и послал их проповедовать перед лицом Своим.
А, наконец, принес в жертву Сам Себя и даровал таинства, и, пожершись за нас на кресте, умерши и воскресши, примирил нас с Отцом, и дуновением сообщил начатки Духа, и окончательно потом рукоположил учеников по вознесении, посредством тех разделенных Им огненных языков Духа, которые и сели на каждом из них порознь, почему и прияли все равную благодать, и все исполнились Святого Духа.
Ибо ученики вначале избраны были, и посланы к овцам погибшим, и получили дар, и повелено им было раздавать дар; но еще не были они совершенны, потому что еще не было принесено Отцу умилостивление, и вольное за всех заклание, и нескверная жертва – Сам, пожершийся за нас, благий Бог наш, Который, воплотившись ради нас, соделался начатком естества нашего.
Но, как скоро, по благоутробию, соединился Он с нами, тотчас даровал нам и дары благодати. И прежде всего святую Свою Матерь Деву, Он сделал наитием Духа способною к чревоношению, исполнив Ее благодатных даров Своих и дав силу, при которой Она могла (во чреве) носить Его, неизреченно воплотившегося из Нее, и соблюдши Ее Девою и до рождества, и в рождестве, и чистой по рождестве. Потом даровал Он, по благодати, познать таинство Иосифу. Затем открыл Себя посредством звезды волхвам, находившимся далеко и жившим в язычестве и беззаконно, и лежал в вертепе и яслях, как и явился и Ангелам, и простым пастырям - в знак одинаковости положения: потому, что и Сам, несмотря на то, что Он Господь душ и словесных овец, как Творец и Пастыреначальник их, соделался пастырем и стражем, как Попечитель и как неусыпный ради нас Промыслитель, - потому что Он бессмертен.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: MailRu и гости: 55

cron
@Mail.ru