vnifantiy » 26 июн 2022, 16:09
ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.
Беседа архиерея с клириком о Святых священнодействиях и таинствах церковных. О святом храме и освящении его.
229. И живущему благоговейно нужно жить под руководством и принимать от отца (духовного) епитимию, и не полагаться на себя:
Думать, что не пал, значит – пасть, и это больший из всех грехов, в котором, по безумию своему, повинны и стоящие ошуюю (Мф. 25:37 и сл.), говорящие: «когда Тя видехом»? – то есть: «мы не согрешили». А что это – тягчайший грех, свидетельствует возлюбленный Ученик и Девственник, говоря: «аще речем, яко греха не имамы, – себе прельщаем, и аще исповедуем грехи наша, верен есть и праведен, да оставит нам грехи наши»(1Ин. 1:8–9).
Видишь силу исповеди? Поспешим же к ней все, потому что и нужду в ней имеем все. И Брат Божий свидетельствует: «исповедайте, говорит друг другу согрешения, и молитесь друг за друга, яко да исцелеете» (Иак. 5:16), потому что все - уязвлены и покрыты следами ударов, и нет никого, кто бы не нуждался во врачевании. Один только безгрешен, Тот, кто, пришедше в уничижении, уврачевал нас и в смирении даровал нам врачевство, заповедав припадать и смиряться друг пред другом и взаимно врачеваться.
И тот, кто, уже уврачевавшись, ревнует о преуспеянии в добродетели, - и тот не сам по себе должен устремляться на это, но действовать с благословения отца (духовного), и держать не свой собственный канон, но принимать его чрез живой голос и жить под руководством. И никто никаким образом не должен, полагаясь на себя, управлять самим собою: потому что это несообразно с христианской жизнью: ибо жить самовольно – не есть (установление) Христово, так как Христос послушен был Отцу Своему до смерти крестной. Итак, если Он (поступал таким образом), то кто больше Его? И каким образом тот будет Христов, кто живет не по примеру Христа? Ибо Христов – тот, кто, по примеру Христа, живет смиренно, не делает ничего от себя, но исполняет только волю божественную и пребывает в послушании, как и Спаситель, молившийся: «обаче не Моя воля, т. е. (воля) человечества, но Твоя да будет» (Лк. 22, 42). - каковая божественная воля есть и воля Его с Отцом, и Святого Духа.
Так, будучи сугуб естеством и имея две естественные воли, единый Богочеловек, имея естественную волю человеческую непорочную и чистую, повиновался Отцу, изглаждая первое добровольное преслушание, и имея два естественные действия, будучи, выше всякого описания, един совершен ипостасью и сугуб естеством, посредством их всецело обновив, обожил нас.
- К покаянию относится и ангельский образ покаяния, о котором мы выше сказали; впрочем, снова нужно рассмотреть, как он совершается, и то, что касается его обрядов.
(продолжение далее).