Все мировые религии плясали от этой печки. С этим феноменом знакомы все без исключения. Рассматривая облака, причудливые корни, сплетения веток, камни или абстрактные картины, каждый человек замечает либо свои уникальные нюансы, либо видит образы, кардинально отличные от того, что зрит большинство. Типа «сколько людей, столько и мнений».
Психиатры и психоаналитики пользуются этой особенностью для тестирования и постановки диагнозов, правда, не совсем на полную катушку.
Тест Роршаха – симметричная клякса, хаотический, абстрактный рисунок, который рассматривает пациент, и рассказывает специалисту обо всех замеченных им образах.
При этом информация, имеющаяся в самом пациенте, вынуждает его глаза (здесь и далее – автор, во избежание путаницы в биохимических и нейронных процессах, резюмировал процесс до понятного минимума) вычленять из общего хаоса отдельные элементы и стыковать их так, чтобы полученный образ по смыслу соответствовал находящейся внутри человека проблеме. Короче говоря - пациент вынужден видеть то, что есть в нем самом.
Гештальт терапия – приблизительный перевод «часть целого» - групповой метод диагностики и лечения. Пациенты в качестве зеркала используют друг друга. Себя со стороны никто не может видеть, соответственно, объективно оценивать собственные поступки невозможно. Любой находящийся поблизости человек своими словами и действиями создает для пациента динамическую картинку Роршаха. Суть остается неизменной – действия других людей объясняются теми причинами, которые обычно движут самими наблюдателями. Любой объект в этом мире служит карманным зеркальцем для слона, чтобы тот мог рассмотреть небольшую часть своего громадного существа.
И показывает это зеркальце только то, что есть в смотрящемся в него слоне (свинье, человеке и тд.), и НЕ может НЕ показать того, чего в нем нет.
Нашим дремучим и неотесанным предкам был отлично знаком этот закон. Вот мизерная часть пословиц на данную тему:
Что сам носит, то и продает.
Не найдешь правды в себе, не найдешь и на селе.
Над другом посмеялся, над собою поплачешь.
У людей красть, самому не класть.
Чужую беду на бобах разведу, а к своей и ума не приложу.
В кривом глазу и прямое криво.
У злой Натальи все люди канальи.
У кого желчь во рту, тому все горько.
У кого типун на языке, тому и добрый пир - мУка.
Злые люди доброго человека в чужой клети поймали.
Не верь брату родному, верь своему глазу кривому.
Чем другого наряжать, так к себе (или: на себя) примеряй.
У кого на сердце ненастно, у того и в ясный день дождь.
Хоть наплюй в глаза: ему все божья роса.
Честь чести на слово верит.
Нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.
Но самое интересное проявление закона Зеркала здесь:
ОТ МАТФЕЯ
Глава 7, 3 И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
Гл. 11,18 Ибо пришел Иоанн, ни ест, ни пьет; и говорят: в нем бес.
19 Пришел Сын Человеческий, ест и пьет; и говорят: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам. И оправдана премудрость чадами ее.
Гл. 12, 36 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда; 37 Ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься.
ОТ ЛУКИ
Гл.11, 34 Светильник тела есть око; итак, если око твоё будет чисто, то и всё тело твоё будет светло; а если оно будет худо, то и тело твоё будет темно. 35 Итак смотри: свет, который в тебе, не есть ли тьма?
Гл. 19.22 Господин сказал ему: твоими устами буду судить тебя, лукавый раб!
Все их упоминать здесь не имеет смысла – любой желающий может открыть Книжку и лично изучить. Гораздо интереснее сейчас следующий вопрос: По какой причине Христос выдал следствия закона Зеркала, но сам закон не раскрыл?
Причина всё та же – во время первого пришествия Христос поработал тестом Роршаха и Гештальт терапевтом для иудеев. Родные увидели в Христе свои положительные качества, и собирались к нему тысячами. Разбойники приговорили к смерти и убили. Произошло то самое отделение зерен от плевел и агнцев от козлищ. Люди сами себя осудили, глядя в зеркало мессии. Каждый, осудив отражение, показал, что и как нужно с ним сделать.
В те времена соблюдались законы Моисея. В том числе известный всем закон «Око за око и зуб за зуб». Когда сподвижники Христа узнаЮт, по какой причине и КТО убил невиновного человека, то вынуждены исполнить упомянутый закон. За кровь невинно убитого должна пролиться кровь убийц. Римляне и правящая верхушка евреев при этом имеют все основания подавить бунт, казнить всех последователей нового учения, и глобальный тест Роршаха для всего человечества на этом делает большой пшык. Если учесть комплекс социальных проблем того времени в том месте и умелую работу пиарщиков, то несложно догадаться, что до наших дней об Иисусе дошли бы мышиные писки, описывающие его деятельность, как неудачную и курьезную попытку захвата власти. А дезинформации, даже при реальном развитии событий, было и есть предостаточно.