Целое поколение советских зрителей были в восторге от фильма «Человек-амфибия». Кто-то писал или говорил, что Александр Беляев, автор фантастического романа, для сюжета использовал правдивую историю 15 или 16 века про какого-то человека-монстра, который мог долго находиться в воде. Ученые уже давно задумываются над реализацией фантастической идеи: дышать в воде. Человечество все дальше и дальше уходит на дно морское в поисках нефти, металлов, золота, бороздит океаны подводными лодками. И когда случаются катастрофы, чрезвычайные ситуации, необходимо быстро подняться на поверхность, но мы этого не можем: в крови вскипает азот, которого в воздухе почти восемьдесят процентов. Приходится поднимать потерпевших катастрофу медленно, с частыми остановками, и в результате иной раз на поверхность доставляются трупы. А что если заменить азот в дыхательной смеси перфторуглеродом? Это жидкость, вмещающая большое количество кислорода, и которой, по сути, можно дышать http://www.medline.ru/public/art/tom1/art1.phtml. И, оказывается, тогда можно поднимать человека с любой глубины со скоростью звука. А в его легких вместо воздуха будет пульсировать жидкий раствор.
Такое жидкостное дыхание проверяли на животных. Вводили собаке трубку в трахею, заполняли дыхательный контур перфторуглеродной жидкостью и вентилировали - прокачивали жидкость через легкие. Собака жила несколько часов. Такие же эксперименты проводили и на мышах. Был даже фильм снят - мышь сидит в банке с перфторуглеродом, насыщенным кислородом, бойко шевелит усиками и чувствует себя великолепно.
К сожалению, именно это направление поиска, имеющее, несомненно, многообещающую перспективу, пока еще очень далеко от клинического решения. Вся проблема в самих перфторуглеродах, которые, напоминаю, в два раза тяжелее воды и через несколько часов непосредственного дыхания ими рвут легкие. Ученым нужен перфторуглерод, который был бы тяжелее воды не более чем в один и три десятых раза. Ведутся его интенсивные поиски, но... Дело в том, что перфторуглеродов много, несколько тысяч, а изучить ученым удалось пока что только шестьдесят соединений. И когда в своих поисках они набредут на перфторуглерод, отвечающий всем требованиям, предугадать невозможно. На это могут потребоваться десятки лет.