Руководитель дипломной работы, доктор наук, профессор кафедры энтомологии в свое время побывал на легендарной Целине в самом начале эпопеи. И как-то раз, незаметно для самого себя, разоткровенничался и выдал студенту засекреченные Партией сведения.
Дело в том, что первые два года после начала освоения целинных казахстанских земель, урожаи зерновых были действительно рекордными. Как вдруг, на третьем году, бункеры комбайнов оказались забиты не зерном, а… гусеницами зерновой совки.
Эндемик казахстанских земель, редкая безобидная бабочка вдруг превратилась в страшного монстра-пожирателя. Питалась себе на диких видах пшеницы, которые редкими куртинками торчали по степям до их распашки. Коллекционеры из-за бугра даже двузначные суммы баксами платили, чтобы заполучить редкий экземпляр в свои коллекции.
Причина проста – аграрии решили проблемы насекомого с поисками пищи, накрыв тыщегектарные поляны хавчика, и заморили голодом естественных регулировщиков численности этого насекомого. С тех времен зерновая совка стартанула по всему миру, стала вредителем-космополитом, и успешно осваивает зерновые культуры по всему земному шару.
Когда-то колорадского жука, точно так же, как и упомянутую выше бабочку, знали только немногие энтомологи. Даже не смотря на соседство с культурным картофелем, жук предпочитал кушать дикие виды этого растения. До тех пор, пока культурное земледелие не вторглось в его владения, уничтожив последние резервации. У насекомого не осталось выхода – либо помирать с голода, либо переквалифицироваться. Продолжение всем известно.
Вот примерная хроника нашествия: в 1986 году регистрируется жук на горьком перце, личинки старшего возраста приспособились потреблять в пищу сладкий перец. В 1987 году колорадский жук откладывает яйца на сладкий перец и личинки старшего возраста едят горький. В 1988 году горький перец взят, жуки едят тыкву и баклажаны, кабачки, а через год жук кладет яйца на все пасленовые без исключения. Еще год спустя колорадские жуки хряцают осоку, тополь, подсолнух… Кроме того, открываются новые сюрпризы - диапауза (спячка) этого вредителя может достигать 12 лет (это данные тех времен, как обстоят дела сейчас – не в курсе).
Выходит очень интересная арифметика. Борьба с вредителями способствует их усилению и выживанию. По сути, химическая война с ними на деле является селекцией, выведением всё более и более вредоносных пород. У нас на глазах монофаг был превращен в многоядную всепожирающую машину. Аналогичные процессы наблюдаем и в медицине – массовое применение антибиотиков приводит к возникновению не просто резистентных, а более агрессивных и опасных штаммов.
В Америку от нас (из старого света) был когда-то завезен непарный шелкопряд. Не имея конкурентов и естественных врагов, в новом свете мотылек расплодился за несколько лет, и угрожал сокрушить не только садоводство, но и лесное хозяйство. Ситуацию спасла акклиматизация (чуть не написал аклимаксизация) в Америке хищников из Европы, в частности, жужелица красотел пахучий (хищник-монофаг, специализирующийся на поедании непарного шелкопряда) прекрасно приспособилась к новым условиям, и эпизоотия вскоре прекратилась.
В нашем случае, с колорадским жуком, попытки адаптировать его естественных врагов к европейским условиям провалились. Аграриям оставалось молиться только на чудеса химии, но и это не только не спасло, а наоборот – усугубило положение... И тут вмешалась вездесущая глупая и неконтролируемая природа. Оказалось, что наши, местные энтомофаги способны потреблять колорадов в пищу.
Знакомый энтомолог-любитель несколько лет мониторил свой участок на предмет выявления помощников в борьбе с вредителем картофеля. Из трех десятков наиболее эффективными оказались два вида паразитических мух-тахин. Ежегодно до 25% личинок колорадского жука были заражены этими мухами. Сам по себе пришелец имеет ядовитую защиту – лептинотарзин. Только десятая часть личинок тахин переносила эту отраву. С огромным трудом и многими жертвами наша экосистема добивается небольших успехов в равновесии и… все эти победы подчистую губятся очередными химическими обработками. Выжившие особи энтомофагов травятся вместе с колорадскими жуками. Каждый год нашим союзникам приходится всё начинать сначала…