Ирина писал(а):Но есть другая сторона вопроса - современные тенденции и новая информация настолько противоречат тому, что они до этого пропагандировали, что просто не удобно, мягко говоря, теперь утверждать обратное
Согласен, но если тенденция изменится, то хочешь – не хочешь, придется под нее подстраиваться.
Меня, в первую очередь, интересует сама тенденция. Ольга, выделенные Вами два пути преподавания понятны, и, на мой взгляд, в одинаковой мере применимы в государственном и в частном ВУЗе. Сейчас ведь ВУЗам и студентам предоставляется определенная свобода в выборе предметов? Если не так, поправьте, педагогические тонкости я знаю не так хорошо, как хотелось бы.
Курсы по переподготовке или повышения квалификации также можно проводить в любых ВУЗах. Другое дело, что на них преподавать. Здесь выбор для частного ВУЗа более широк. Если есть спрос, то можно преподавать хоть колдовство и магию, учить проходить сквозь стены, делаться невидимым. Согласитесь, в государственном ВУЗе такого не сделаешь. Другое дело, ввести эти предметы в стандарты образования. И получить аккредитацию по подготовке, например, волшебников.
Поэтому, в первую очередь, наверное, нужно говорить о реформе теоретической базы образования, чтобы новые взгляды на мир могли в одинаковой мере преподаваться в государственном и частном ВУЗе. Я могу говорить (и говорю как специалист) лишь о реформе образования в области естествознания.
По моему глубокому убеждению, уже давно потеряли былую актуальность преподавание отдельно взятых дисциплин - геологии, истории, этнографии и т.д. и подготовка специалистов-геологов, историков, этнографов и т.д. Дальнейшее развитие этих направлений будет усугублять учебно-научный кризис в нашей стране, да и во всем мире. Настало время (как уже было когда-то) изучать универсальные знания и готовить универсальных специалистов по естествознанию, одинаково хорошо знающих геологию и фольклор, биологию и историю… И тогда перестанут предприниматься отчаянные попытки найти промежуточное звено между человеком и обезьяной, которое обязательно должно быть еще к тому же не старше 5 млн. лет, и много другой подобной ерунды (кстати, на которую выделяются немалые деньги). В принципе, и Махабхарата, и Ветхий Завет, и Коран и другие древние книги – уже представляют собой свод знаний. Но чтобы правильно прочитать их и не говорить о семидневном творении, нужно хорошо разбираться в геологии и биологии.
Вы можете ознакомиться с моими взглядами на этот счет в работах
Моя цель - подготовка "платформы" для реформы образования в области естествознания - наук о ЗемлеРеформа образования в области естествознания - нужна или нет?Ну а что касается преподавателей. Конечно, многим в первое время придется трудно, и нужно будет переучиваться. Но есть немало исследователей, которые могут написать новые учебные пособия, да и преподаватели вполне могут самостоятельно подготовиться к преподаванию по новому. Ничего сложного в этом нет.
Конечно, не все. Например, когда я разместил несколько сообщений на форуме геологического факультета МГУ, некий пользователь ответил на них ругательством. Из чего я понял, что такой человек – пусть даже доктор наук или академик – переучиться не сможет. Да и нужно ли?