doktornic писал(а):Поверьте на слово, были бы у меня сейчас возможности, как в начале 90-х, вся подлинная история давно бы вылезла из всех щелей. Она прямо под ногами - бери - не хочу. Сегодня в наших руках столько информации... . Но чтобы сделать шаг - нужно заплатить.
Кое-что можно и бесплатно...
Вот лишь один маленький пример. Питер. Исаакиевский собор.
Записки Вигеля. Читаем:
На словах Государь просил Бетанкура поручить кому-нибудь составить проект перестройки Исаакиевского собора так, чтобы сохранить все прежнее здание, разве с небольшою прибавкою, дать вид более великолепный и благообразный сему великому памятнику.
Сохранил ли все прежнее здание Монферран? Похоже, что да. Вот маленькая деталь

Три мраморных резных модульона резко отличаются от остальных.
То, что именно Монферран оставил эти три модульона, можно убедиться, посмотрев на фото 1861г., где они также выделяются среди других своим затемнением

А к какому времени может относится первоначальная постройка?
Посмотрим на модульоны Римского Пантеона

Поразительное сходство.
А почему оставлены только три модульона? Вновь посмотрим на Римский Пантеон

Становится понятным, что остальные модульоны могли быть сильно разрушены, и Монферран оставил лишь малую часть из наиболее сохранившихся, да и то в уголке, чтобы это сильно не бросалось в глаза по сравнению с остальными, и не возникали лишние вопросы...
Согласитесь, что те из вас, кто был рядом с этим собором, эту маленькую деталь даже и не замечал...
Далее.
В 1809г. и 1813г. объявлялся конкур о перестройке собора.
Еще до объявления первого конкурса под руководством президента Академии художеств графа А.С. Строгонова была разработана программа нижеследующего содержания: "Великлепные здания , воздвигаемые в северной столице России, подают мысль обратить внимание на собор Святого Исаакия Далматского. Сей храм..., - требует по стечению столь важных обстоятельств приличного в отделке своей великолепия. Сие намерение открывает обширное поле к отличию художникам, известным дарованиями своими в зодческом искусстве; при сем случае могут они показать изящные свои способности в решении следующих задач:
1. Изыскать средства к украшению храма Святого Исаакия Далматского приличною и великолепною архитектурою, не закрывая (сколько можно) богатой мраморной его одежды.
2. Вместо ныне имеющихся на сем храме главы и колокольни приискать форму купола, могущего придать свойственное величие и красоту столь знаменитому зданию.
3.Придумать удобный способ к украшению площади, к сему храму принадлежащей, приведя при том окружность оной в надлежащую правильность".
РГИА, ф.789, оп. 20 Строганов, д.36, л3. Сообщила Н.И. Никулина (Глинка), напечатано: Шуйский В.К. Огюст Моферран. История жизни и творчества. - СПб.: ООО "МиМ-Дельта"; М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. стр 82-83.
В 1809 г. программу конкурса и приглашение принять участие в нем получили А.Н. Воронихин, А.Д. Захаров, Ч. Камерон, Д. Кварнеги, Л.И. Руска, В.П. Стасов, Жан-Франсуа, Тома де Томон, Пьетро Гонзага, более известный как художник-декоратор, Луиджи Руска, братья Андрей и Александр Михайловы и др.
И что же мы видим? А вот что:

Но ведь Строганов просит только украсить храм, да разобраться с куполом.
Вспомним, что по официальной версии сей храм к моменту проведения данных конкурсов должен был выглядить так

То есть Воронихин, еще задолго до Монферрана (Воронихин умер в 1814г.), предлагал, вопреки воле своего благодетеля - Строгонова, разрушить практически весь храм вместе с его богатой мраморной одеждой, подобно тому, что нарисовал Монферран

Еще одна деталь. Не сохранилось (а скорее всего и не было) ни проектных чертежей, ни рабочих (кроме той части тех небольших деталей, которые действительно переделывались), необходимых для проведения столь грандиозной реконструкции храма.
Впрочем, отсутствие чертежей характерно для всех зданий того времени. Как по эскизному проекту фасада, можно было, например, построить Зимний дворец, одному только Богу известно...
...
Странное дело. После победы в войне с Наполеоном, на памятниках, посвященных этому событию, мы наблюдаем вооружение Римской империи, а не вооружение, соответствующее вооружению того времени... Впрочем, римской символики в городе хватает и без этого...
В ленинградской области была найдена римская бронзовая шпора...
http://testing.clubklad.ru/blog/article/2192/
Как видим, есть над чем призадуматься...