Двенадцать шумерских богов - Шумерский "Элохим"Из второй главы про Шумер вышеуказанной работы
http://www.netslova.ru/gudava/sumer/gl2.html Как Библия любит генеалогические списки патриархов, так шумерский протобиблейский материал любил генеалогию богов.
Древо имеет такой вид:

- 12 шумерских богов.jpg (20.35 КБ) Просмотров: 9842
Схема, надо сказать, не жесткая. Родственные связи в разных документах могут варьировать, но стержень всегда один: верховный бог Ан, что значит "Небо" (отсюда и первый бог греческой мифологии Уран); у него два сына Энки (старший) и Энлиль (младший), которые составляют два полярных клана, как Монтекки и Копулетти, вечно враждующие
Отцовство Энлиля и братство Ишкура и Сина - также достаточно жесткий элемент шумерского пантеона (заметим, 12 богов!).
Божества, не вошедшие в схему - Тиамат, Абзу, Лахму, Лахуму, Кишар, Аншар - слишком деперсонифицированы. Это скорее стихии - хаос, "тьма" и "бездна", первородный океан (та самая "вода", над которой носился дух Божий!), первородная материя, космическое пра-вещество и поле.
Есть и другие "не олимпийские" боги, есть и "младшие" или "малые" боги-аннунаки, которые суть библейские ангелы.
Суть революционного переворота шумеров в религии - понимание Бога как МНОЖЕСТВА БОГОВ, как МНОГОБОЖИЯ, в точности совпадало с причинностью цивилизации как многоукладной, многоаспектной, много-смысловой и много-ипостасевой жизни. Много богов - это МНОГО СМЫСЛОВ, которые вечно воевали друг с другом, хотя и укладывались в единую гармонию, земным выплеском которой была Шумерская цивилизация.
Каждый бог соответствовал той или иной отрасли жизни, тому или иному Смыслу Жизни, той или иной ее грани:
Ан - Небо был высшим и максимально оторванным от земли, трансцендентным богом. Его имя часто употребляется в шумерском религиозном эпосе (Дубмеше), но почти всегда как символ, как отвлеченное понятие. Он не фигурирует в эпосе как герой, его характеристики смазаны, он обезличен и пассивен в земных эпопеях, а когда действует, то зачастую проявляет безразличие или жестокость к человеческому племени. Это сутьевой Бог - внешняя, высшая сила, апологизированная в Исламе в отсутствующем образе Аллаха.
Энки (или Эа) - старший сын Ана - "Князь Земли" ("Воды") -самый земной из богов, Творец Человека и Спаситель его, отец всех художников и Великий Змей, т.е. Сатана - противник Элохима. Первый хозяин Земли, которого сместил младший брат - Энлиль.
Энлиль - "бог воздуха, ветра, Духа", жестокий и вспыльчивый инициатор Потопа, ставший Главным Богом Шумера. Это Бог духовности, Божьей ревности-святости, совершенства всего, в том числе человека. Это бог-Господь и сам термин "энлильство" означает "господство".
Между кланами Энки и Энлиля идет нестихающая борьба, война - Армагеддон, это борьба плоти и духа, зуда творчества и жертвенности творчества, стремления к земле-жизни и стремления к небу-бытию. Вотчина Энлиля - Шумер и весь восток, Азия. Вотчина Энки - Египет, Африка, запад.
Посреди воюющих братьев -
Нинхурсаг - Великая Богиня, Матерь Богов - ей принадлежит Синай. Территория Ханаана - та зона пересечения, где не стихает Армагеддон, - это вечное поле битвы.
Старший сын Энки - Мардук - бог огня, Движения, Пересечения, главный герой центрального произведения всей шумерской (месопотамской) агиографии - поэмы "Энума Элиш", записанной на семи глиняных табличках.
Мардук - победитель в Небесной Битве Хаоса-Тиамат и Творец Мироздания: Неба и Земли, Космоса и Нооса, это первый Господь, т.е. Господин богов, лидер и царь (сар) в Совете Богов. Мардук символизирован с "планетой богов" Нибиру, Планетой Пересечения - блуждающей планетой, "планетой-чужаком", своеобразной астрономической IBRI.
Увы, этот персонаж словно вынесен за скобки Шумерского пантеона, Мардук находится словно вне его, если не против него. Кроме "Энумы Элиш" и пары вавилонских апологий, Мардук почти не упоминается в Дубмеше, и есть основания полагать, что герой этот табуизирован и поминается под именами (кличками) демонических персонажей (Асаг, Эбих), не как бог, но тварь и порой как предмет неодушевленный.
Младший сын Энки -
Думузи - Божественный Пастух, Агнец, бог плодородия, Природы и Воскресения. Это ясный прообраз Христа-Спасителя, который пожертвовал собой и умер, но воскрес.
Сыновья Энлиля во многом похожи и в то же время антагонистичны сыновьям Энки.
Нинурта - воин, бог битвы, своеобразный антипод Мардука и прообраз святого Георгия и архангела Михаила.
Ишкур - (Адад, Тешуб) бог Бури, Дождя, Молний и Грома - самый распространенный божий образ трех последних миллениумов до нашей эры: Зевс, Юпитер - это все Ишкуры. Иконный образ Ишкура - Крылатый Бык, рога - символ его плодородия. Для Шумера это в какой-то мере "иностранный бог" - само имя Ишкур (KUR-"иноземье", ISH-KUR "дальние горы") говорит об этом. Дождь - оплодотворение Небесами Земли - феномен сугубо творческий, посему Ишкур - бог Творчества, а так как именно на его зодиакальное господство пришлась эра с 42 по 21 век до н.э., т.е. эра жизни Шумерской цивилизации, то Ишкура следует считать Богом Цивилизации. В этой ипостаси он жестко конкурирует с Мардуком, который, по сути, является богом современной сциентистской цивилизации (Мамоной, "золотым тельцем", Компьютером). Ишкур, ставший богом не только Месопотамии, но и Месоамерики - богом Кон-Тики, Виракоча и их аналогиями, символизировал святые, духовные основы человеческой цивилизации, он был Плачущим Богом. Но ревность к святости превратила его в ненавистника плоти как таковой. Отсюда пошел культ Ягуара - яркий американский двойник еврейского бога Яхве, ненавистного к чужим народам и культам.
Син (Нанна, Наннар) - бог Луны, которому посвящена глава 16, ибо Син был покровителем городов Ур (родины Авраама) и Харран (его полустанка на пути в Ханаан). Это скромный, но колоссальный бог, о котором скажем чуть позже.
И, наконец, близнецы -
Шамаш-Уту - бог Солнца и Правосудия и
Инанна - богиня Любви и Войны, Утренняя звезда, вошедшая в другие религии под именами
Иштар, Астарта, Афродита, Венера... Вавилонская Блудница.
Есть еще один бог - сын Мардука - Набу. Это малозаметный бог Дубмеша, тем не менее, приковывает наше пристальное внимание. Причина проста: мы вошли в новую эру, эру бога Набу! О нем в последней главе книги.