Владимир Ком » 19 дек 2022, 19:54
Слово СЛАВЯНЕ разложим на два слова: СЛАВь и ЯНе, где СЛАВА означает: величие, блеск, великолепие как атрибут божества (церк. устар.). «В сиянии и нестерпимой славе.» Пушкин. Слово ЯН или Янус - двуликий бог в древнеримской мифологии. Изначально был богом-демиургом. Затем уступил место верховного божества Юпитеру. Почитался как божество всех начинаний, дверей, входов и выходов, в связи с чем получил атрибуты сторожа — ключи и посох, дабы отгонять непрошеных гостей.
Первый месяц года юлианского календаря, январь, назван в честь этого бога. 1 января люди должны были желать друг другу успеха и удачи, так как первые пожелания, согласно древним верованиям, имели наибольшие шансы воплотиться в жизнь. Именно в его храм, храм бога всех начинаний, люди несли сладости и деньги, дабы начинающийся год был успешным и богатым.
Слава
или "крено име" — исключительно сербский праздник; его не имеют ни болгары, ни хорваты. Праздник С. существовал еще в то время, когда у сербов-язычников каждый род имел своего родового или племенного бога. Когда сербы принимали христианство, то в день своего крещения каждый род избирал себе между христианскими святыми защитника и покровителя и славил его, как прежнего своего языческого бога, под именем "крено име, слава, свети, свето". Обычай этот сохранился у сербов и до настоящего времени, но многие роды оставили прежних своих покровителей и избрали новых. Так, напр., есть некоторые села, которые славят Александра Невского за то, что 30 августа в XVIII в. разбили турок у Васоевичей. Выражение "угасиму се свеча", т. е. потухла свеча, которую зажигают во время С., — самое горькое для серба: оно означает, что у говорящего нет сыновей, которые бы могли продолжать С. своего отца. Праздник С. заменяет для сербов дни рождения и именин. Не только отдельные роды, но и села имеют каждое свою С. Это — празднование тех дней, когда Господь показал свою особенную милость известному месту и избавил его от какого-нибудь несчастия. В этом случае "С." еще называется "Преславе" и "Заветине" (от слова завещать). Имеют "С." и храмы; это — тот святой, в память которого выстроен храм. Празднование С. для серба обязательно; даже тяжкое горе, случившееся в день "С.", не прерывает торжества. Накануне С. приглашается в дом священник для освящения воды. После этого один из членов семьи идет приглашать гостей. Когда гости собрались, между ними избирается "долибаша" — председатель ужина, который должен знать много специальных здравиц. В самый день С. хозяин несет калач, свечу и коливо в церковь, или освящение колива и хлеба совершается на дому. Не прийти приглашенному на праздничный обед значит обидеть хозяина. Обед этот сопровождается здравицами, которые традиционно переходят от отцов к детям и произносятся по раз заведенному порядку. Празднуется "С." не менее трех дней. См. П. Кудаковский, "Праздник "Слава" у сербов" ("Русский вестн.", 1883, № 9); M. П. Чельцов, "Церковь Королевства Сербского со времени приобретения автокефальности" (СПб., 1899, стр. 270—273).
Мой комментарий.
Судя по привидённым повериям сербов, которые выбирали себе Бога - покравителя, то славяне выбрали себе Бога Януса или Ян (Йан). Другие народы так же имели своих Богов - покровителей, которые назывались родовыми богами. Считалось, что война между двумя народами в этом случае, есть битва между богами и если Бог-рода проиграет, то и люди на земле проиграют битву и попадут в плен и рабство к победителю.
А если капнуть ещё глубже, то надо обратиться к мудрым китайцам, у которых имеется философский знак ИНЬ- ЯН. Единая изначальная материя тайцзи порождает две противоположные субстанции — ян и инь, которые едины и неделимы. Первоначально «инь» означало «северный, теневой», а «ян» — «южный, солнечный склон горы». Позднее инь воспринималось как негативность (не в каком-либо плохом смысле), женщина, холод, мрак, пассивность, меланхоличность, потусторонность, а ян — как позитивность, мужчина, тепло, свет, активность, оптимизм, посюсторонность и т. п.
В древнем китайском медицинском трактате «Хуанди Нэйцзин» (англ.)рус. по этому поводу говорится:
"Чистая субстанция ян претворяется в небе; мутная субстанция инь претворяется в земле… Небо — это субстанция ян, а земля — это субстанция инь. Солнце — это субстанция ян, а Луна — это субстанция инь… Субстанция инь — это покой, а субстанция ян — это подвижность. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает. Субстанция ян трансформирует дыхание-ци, а субстанция инь формирует телесную форму".
И в этом случае, ЯН это Солнце, от которого исходит СЛАВА - сияние Света, дарящее ЖИЗНЬ всему живому.
Слово РУСЬ тоже означает сияние света Солнца. В древности русы говорили не Солнце (искажение латиницей, где С это К, а Н это Х), а Коло Хорсе, круг Света Бога Хорса. Поэтому славяне и русы считали себя внуками Бога Яна или Хорса, ДаждьБога - Солнца.