Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 05 фев 2023, 14:42

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Толкование о божественном храме и о (служащих в нем) священниках, диаконах и архиереях, о священных одеждах, в какие каждый из них облачается, а также и о божественных тайнодействиях - объясняющее смысл каждого из священнодействий, совершаемых в храме, посланное вопрошавшим благочестивым (христианам) Крита.

83.Зачем после осенения затворяются св. двери:

По входе (архиерея), двери затворяются: поелику не все удостаиваются созерцания таинства, но только принявшие священство. И как между Ангелами есть порядок, по которому первые непосредственно приемлют божественный свет; вторые от первых, а последние от средних, как говорит премудрый в вещах божественных Дионисий: так мы видим и в Церкви. Иерарх непосредственно приближается к священней трапезе, а священники и диаконы за ним; за священниками и диаконами и народ приемлет участие в страшном приобщении и священных песнях.

84.Для чего произносится священный Символ и бывает целование:

После первой молитвы во время произнесения священного Символа, совершается целование, в знак того, что чрез правое исповедание Троицы и воплощение Единого от Троицы мы соединяемся между собою, и с Ангелами соединяет нас это же исповедание; (в знак того), что мы должны любить друг друга, так как и Христос ради любви принес Себя в жертву, а потому и желающий сделаться причастником Его, должен предстоять, не имея никакой злобы; - (в знак того), наконец, что в будущей жизни все будут други между собою и не будет там врагов, потому что враждующие будут извержены вон.

85.Для чего над св. дарами держится покров до окончания Символа:

Над дарами держится священный покров до окончания священного Символа, в знак того, что все догматы Христовы должно исповедовать чисто и, таким образом, восходить к видению Его откровенным лицом. По окончании всего этого, иерарх приступает к священнодействию и, восхваляя божественные дела и принося благодарение Богу за все, входит в единение с Архангелами.

86.Как Трисвятая песнь поется внутри и вне:

И вместе с ними (Архангелами) возглашается победная песнь: «свят, свят, свят». Ее возглашает и народ, выражая тем, что в будущем (веке) у нас будет общее с Ангелами хваление и единение с ними. Потом, воспев величайшее из дел Божиих — вочеловечение Единородного, и также величайшее дело Его домостроительства — Его смерть за нас, иерарх переходит к воспоминанию учреждения таинства и возглашает священные слова, которые изрек Сам Спаситель, соверщая священнодействие: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое»; и: «пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя», и т.д. Потом, возблагодарив за все и преложив за всех дары, он призывает на себя и на предлежащие дары божественную благодать Духа. Совершив силою ее освящение предлежащих даров знамением креста и призыванием Духа, он с сего мгновения видит предлежащим живого Исуса, истинно сущего здесь под видом хлеба и вина, поелику хлеб есть Самое Тело Его, а находящееся в чаше — Самая Кровь Его, и на божественной трапезе предлежит пред ним всемирная жертва, общее умилостивление, живая пища, бесконечная радость и царствие небесное, единое истинное благо. Потому иерарх и молится за всех с дерзновением: дерзновение получает он от созерцания предлежащего, принесенного в жертву, (Исуса), человеколюбивого и незлобивого, и восхваляет Его, и молится за всех, и воспоминает отшедших Святых.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 06 фев 2023, 14:16

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Толкование о божественном храме и о (служащих в нем) священниках, диаконах и архиереях, о священных одеждах, в какие каждый из них облачается, а также и о божественных тайнодействиях - объясняющее смысл каждого из священнодействий, совершаемых в храме, посланное вопрошавшим благочестивым (христианам) Крита.

87.Для чего архиерей, при священнодействии, воспоминает и Святых и Пресвятую Богородицу:

Особенно же воспоминает девственно родшую Его Богоматерь — Деву, свидетельствуя и сим, что мы вошли в единение со Святыми и чрез сию жертву соделались общниками их, и что они, имея дерзновение к Любящему и Возлюбленному, могут и нас примирить и соединить с Ним.

88.Ответ тем, которые богохульно говорят, зачем мы веруем, что посредством молитв освящаются божественные дары:

Но здесь некоторые из неправомыслящих, как бы встечая в отношении к призванию Духа и совершению даров недоумение, вернее же, восставая против того, что предано от Спасителя и Его Апостолов, а также и от преемников их — богоносных Отцов, поднимают споры и говорят: почему мы не довольствуемся одними Господними словами при совершении божественных даров, но полагаем дерзновение на свою молитву? Итак , они дерзко и богохульно отвергают призвание Божественного Духа, и отвергают, - страшно сказать! - Его действенную силу, обещанную и действительно дарованную от Самого Спасителя Апостолам, которые рукоположены были ею в священнослужителей и пастырей в то время, когда нисшел на них Всесвятой Дух и вложил в них Свою силу чрез огненные языки, и ею совершали и священнодействие, и посвящение чрез возложение рук, и исцеления и чудеса. Ибо в этом случае имеют силу не простые слова: «сотвори хлеб сей честное Тело Христа Твоего», и проч.; а то, что священник говорит это с духом, т.е. с благодатью, или с силою священства. Отсюда ясно, что, хотя бы десятки тысяч раз произнесли Господни слова и все божественное призывание даже все цари, или подвижники, или все благочестивые, не имеющие священства, или даже все вместе верные, какие только есть на земле, от этого не произошло бы ничего, если нет священника; и дары, предложенные ими, отнюдь не были бы освящены и не преложились бы в Тело и Кровь Христову: потому что не человек, а Бог действует посредством священника, призывающего благодать Духа, и то что говорит священник, бывает действенно по силе священства. А это сила есть сила Божия, которую имеет не всякий верный, но только приявший священническое рукоположение. И всякая молитва его имеет совершительную силу божественною благодатью. Неверующий же этому и не принимающий сего, не принимает вместе ни крещения, ни таинства мира, ни рукоположения священных чинов, ни разрешения грехов, ни священной молитвы монашеского образа, и подходит близко к неверному, и удаляет себя от жребия христиан: потому что все это совершается чрез молитвы лиц священных.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 07 фев 2023, 14:41

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Толкование о божественном храме и о (служащих в нем) священниках, диаконах и архиереях, о священных одеждах, в какие каждый из них облачается, а также и о божественных тайнодействиях - объясняющее смысл каждого из священнодействий, совершаемых в храме, посланное вопрошавшим благочестивым (христианам) Крита.

88.Ответ тем, которые богохульно говорят, зачем мы веруем, что посредством молитв освящаются божественные дары:

Посему, как, совершая крещение согласно с преданием, мы крещаем во имя Отца, и Сына, и Святого Духа,освящая крещаемого призыванием Троицы, и не довольствуемся одними словами, преданными от Спасителя, но прежде них употребляем запечатление крестным знамением и дуновением, и предочищаем крещаемого отрицаниями, сочетаваниями, молитвами, помазанием освященным елеем, знамением (креста), и дуновениями, и призыванием Св. Троицы, и самую воду крещения освящаем крестным знамением и призыванием Духа Святого; или подобно тому, как священное миро освящается архиерейскими молитвами и знамением креста, а после крещения совершаем крещенного и миропозанного священными молитвами; или, как священные воды Богоявления и в другие дни освящаемые силою, полученную священниками от Крестившегося в воде, когда сошел Дух, мы освящаем молитвами; или, как принимаем рукоположенного архиерея, или священника, в силу священных молитв и призыванием Духа, которые имеют силу от дарования и благодати Утешителя, нисшедших, как мы сказали, на Апостолов в виде огненных языков: так точно мы твердо веруем, что предложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову содевается священническими молитвами и совершается знамением креста и призыванием Святого Духа, после того, как Господни слова: «приимите, ядите», и: «пийте от нея вси», а также: «сие творите в Мое воспоминание», однажды навсегда даровали Апостолам и преемникам их благодати право соверщать это посредством молитв. Посему-то, обращаясь к Отцу и восхваляя дела домостроительства, священник возглашает прежде божественные слова Христовы и говорит, что Он это предал, и что посему приносим Тебе сии (дары) за всех, по Его заповеди и молим Тебя: ниспосли Духа Твоего на меня и на предлежащие дары, и сотвори их — Тело и Кровь Его, как сказал Он, преложив Духом Твоим Святым. Вместе со словами, священник знаменует (крестообразно дары); и по троекратном знаменовании верует, что хлеб и вино суть Тело и Кровь: поелику Сам Христос действует чрез священника, вместе с Отцом и Духом, и поелику Сам Он есть и приносящий, и приносимый, и священнодействующий, и священнодействуемый, приемлющий и раздаваемый, как это и говорим мы в священнейшей молитве великого входа.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 08 фев 2023, 14:15

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Толкование о божественном храме и о (служащих в нем) священниках, диаконах и архиереях, о священных одеждах, в какие каждый из них облачается, а также и о божественных тайнодействиях - объясняющее смысл каждого из священнодействий, совершаемых в храме, посланное вопрошавшим благочестивым (христианам) Крита.

88.Ответ тем, которые богохульно говорят, зачем мы веруем, что посредством молитв освящаются божественные дары:

И чтобы яснее показать нам это, священник не знаменует даров, в то время как говорит: «приимите, ядите», и: «пийте от нея вси»: эти слова, как сказали мы, говорит он, обращаясь к Отцу, и после них дары (суть еще) вместообразные, как называет их Василий Великий. Но после возношения даров и слов: «Твоя от Твоих», и призывания благодати Духа, священник (он верует, что именно в это время приходит она, по гласу священнической молитвы), восстав знаменует божественные дары, говоря: «сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего», он благословляет хлеб; потом говоря: «а еже в чаши сей, честную Кровь Христа Твоего», благословляет и чашу; в третий же раз благословляет и то, и другое возгласив: «преложив Духом Твоим Святым», прибавляет - «аминь», утверждая таинство и со дерзновением исповедуя, что предлежащие (дары) суть Тело и Кровь Христа, силою Его, и Отца, и Духа.
И ничего здесь нет человеческого, но все происходит по божественной благодати. Посему-то и приносящий (дары) есть лицо, приявшее рукоположение; и трапеза, на которой предлежат дары, освещена; и без этого ничто не освящается. Итак, слова Господни, как сказали мы, составляют первое основание священнодействия, но в действительное исполнение приводятся они молитвами священника,так, впрочем, что не человек бывает действующим, хотя и священник и человек, но Христос в Святом Духе чрез священство иереев; подобно тому, как однажды рек Бог: «да произрастит земля», - и действует слово это, и всегда произращает земля; или рек: «да будет свет», - и всегда является свет: так же точно изрек: «сие творите в Мое воспоминание», - и всегда действует слово Его при посредстве иереев. Посему-то и слова: «сотвори хлеб Тело Христа» приводятся в действие чрез священников; и посему-то собственно священнодествуемое бывает истиною, а не образом, - Телом и Кровью Христа, что Он Сам, как выше сказано, действует чрез священников, и Сам предал, чтобы это было так, чтобы чрез молитвы совершалось священнодействие. Взял Он, как написано, хлеб и воззрел на небо, и, возблагодарив Отца, преломил и дал ученикам, говоря: «приимите, ядите», и: «пийте от нея», и так далее.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 10 фев 2023, 07:30

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Толкование о божественном храме и о (служащих в нем) священниках, диаконах и архиереях, о священных одеждах, в какие каждый из них облачается, а также и о божественных тайнодействиях - объясняющее смысл каждого из священнодействий, совершаемых в храме, посланное вопрошавшим благочестивым (христианам) Крита.

88.Ответ тем, которые богохульно говорят, зачем мы веруем, что посредством молитв освящаются божественные дары:

Таким образом, и Сам Он священнодействовал (хлеб и вино) чрез молитвы, не имея, как всемогущий Бог, нужды в молитвах, но показывая нам чрез это, что сила Троицы едина, и что, совершая священнодействие над Самим Собою, Он имеет на это соблаговоление Отца и содействие Духа, как это было в божественном Его воплощении: поелику воплотился один Единородный, но и Отец благоволил, и Дух содействовал воплощению, чему научают и слова Архангела к Деве. А это потому, что едина сила и едино действие Троицы, и воплотившийся Сын один не совершил ничего такого, чего не благоволил Отец, или чему не содействовал Святой Дух. Следовательно, кто отвергает священнические молитвы при совершении таинств, тот не принимает и никакой другой совершительной молитвы при всех священных таинствах. Он даже не христианин: потому что, как выше сказали мы, не приемлет ни крещения, ни помазания, ни покаяния, ни святого елея, ни отпущения грехов, ни божественного священства, ни монашеского образа, ни св. храма, ни честного брака, и вообще никакого освящения: так как все это совершается посредством священнических молитв. Итак, пусть такой или вовсе не произносит молитвы ни пред священнодействием, ни после него, и таким образом, не призывает благодати Духа, чтобы и не иметь общения со Христом, также пусть не призывает благодати Духа ни при крещении, ни при других священных действиях, и совсем не будет христианином; или называя себя христианином и принимая молитвы священников, пусть принимает и эти совершительные слова, обращаемые к Отцу и содержащие в себе призывание Духа, как предал действовать при (освящении) таин и Спаситель, возблагодарив, как сказано, Отца. Это же внушают своим примером и Апостолы, совершавшие вместе Евхаристию и преломлявшие хлеб. Это предали и Отцы — Василий и Златоуст: противящиеся да будут обличены их литургиями; потому что и они молятся, чтобы предлежащие (дары) сделались Телом и Кровью Христа, и благословляют дары, по божественному преданию, не довольствуясь одними словами Господа. Но эти (богохульники) пусть все изменяют по-своему! А мы, соблюдая принятые нами предания, как предал Спаситель Сам и чрез Апостолов и Отцов, совершаем тайны страшного приобщения призыванием Божественного Духа, равно как посредством слов Господа и священнических молитв; и веруем, по божественному преданию, что все божественные священнодействия приемлют совершение от молитвы священника с божественным призыванием и от знамения креста. Но довольно об этом.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 10 фев 2023, 16:26

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Толкование о божественном храме и о (служащих в нем) священниках, диаконах и архиереях, о священных одеждах, в какие каждый из них облачается, а также и о божественных тайнодействиях - объясняющее смысл каждого из священнодействий, совершаемых в храме, посланное вопрошавшим благочестивым (христианам) Крита.

89.Что внушает и какое значение имеет молитва - «Отче наш»:

Наконец иерарх, помолившись о том, чтобы дано было нам едиными устами и единым сердцем славить Бога, и, призвав (на нас) милости великого Бога и Спаса нашего Исуса Христа, возводит нас к усыновлению Пренебесному Отцу, молясь о том, чтобы нам, очищенным чрез Сына по естеству, сделаться сынами по благодати и достойно призывать небесного Отца нашего. А это показывает наше единомыслие в будущем веке и единение с Отцом чрез Единородного (Сына) во Святом Духе. Посему-то иерарх, испросив мир, возблагодарив и призвав Исуса, (с молитвою о том), чтобы Он приобщил Его святых (даров) и сподобил чрез Него причастия и прочих, - совершив священнодействие, приступает к причащению.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 11 фев 2023, 15:08

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Толкование о божественном храме и о (служащих в нем) священниках, диаконах и архиереях, о священных одеждах, в какие каждый из них облачается, а также и о божественных тайнодействиях - объясняющее смысл каждого из священнодействий, совершаемых в храме, посланное вопрошавшим благочестивым (христианам) Крита.

90.Для чего архиерей снова надевает омофор:

Он берет снова омофор, внушая тем, что сначала он был (только) служащим и потому страшился иметь на себе это священное облачение, но потом, по совершении дела, он начинает возносить хлеб и разделять на части, причащаться и причащать; и тогда нужно ему облечься во все священные знаки своего достоинства. Поелику же омофор есть преимущественное облачение иерарха, то должно взять его, и в нем причащать божественнейших (тайн). Итак облачившись и возвысив хлеб, и вокликнув: «святая святым», он призывает к божественной, живой пище св. трапезы всех, внушая, однако ж, что сия пища — для святых. «Святая, говорит он, святым».

91.Что значит и что внушают слова: «един свят, един Господь»:

А народ единогласно восклицает: «един свят, един Господь, Исус Христос, в славу Бога Отца». Это говорит Павел, будет проповедано и в последний день, когда «поклонится всяко колено Исусу и всяк язык исповесть, яко Господь Исус Христос в славу Бога Отца». Итак, этим исповедуется общее единение всех верных и согласие у всех в проповеди о воплощенном Сыне Божием, Который воцарится над всеми, и «царствию Его не будет конца», как написано. Но, кроме того, слова: «един свят», произносимые в ответ на «святая святым», возвещает, во первых, что Бог Сам в Себе свят и то, что от Него подается освящение всем освящаемым; сверх того, они заключают проповедь о смирении: кто из нас, говорится в них, чист, или кто свят? - Един, только, свят, един Христос, Который по человеколюбию освятил нас.

92.Что знаменует возвышение божественного хлеба:

Возвышение хлеба знаменует вознесение Исуса на крест. Посему здесь предлежит и чаша, заключающая в себе те самые кровь и воду, которые истекли из Его святого ребра.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 12 фев 2023, 14:15

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Толкование о божественном храме и о (служащих в нем) священниках, диаконах и архиереях, о священных одеждах, в какие каждый из них облачается, а также и о божественных тайнодействиях - объясняющее смысл каждого из священнодействий, совершаемых в храме, посланное вопрошавшим благочестивым (христианам) Крита.

93.Для чего архиерей разделяет божественный хлеб на четыре (части) и полагает их крестообразно:

Хлеб же разделяет (иерарх) на четыре (части) и полагает их крестообразно; таким образом, и здесь он созерцает распятого Исуса, поелику нет другого столь дивного зрелища, как созерцать Высокого Бога столь смирившегося ради нас. Взяв потом верхнюю частицу и сотворив хлебом знамение креста, он влагает ее в потир и, таким образом, совершает соединение таин.

94.Для чего прибавляется к тайнам теплая вода:

Потом он вливает в чашу теплую воду и этим действием свидетельствует, что Тело Господне, и соделавшись мертвым, по разлучении от него божественной души, прибыло, однако живым, потому что Божество не отступило и все действенные силы Духа не разлучились от Него. Поелику же теплая вода теплотою представляет жизненность, то она и вливается во время причащения для того, чтобы мы, прикасаясь устами чаши и причащаясь Крови, были в таком расположении, как бы пили от животворного оного ребра, от которого не разлучалось Божество. Вот что означает присоединение и ощущение теплоты. Ибо Бог наш — огнь, как написано. Есть на это и другие объяснения людей возвышеннейших; и они достойны удивления. Но для нас будет довольно и этого изъяснения. Сколько можно понять из того, что произносится при вливании теплоты, Церковь имеет именно эту цель, о которой мы сказали. А говорится (при этом): «теплота Духа Святаго».

95.Для чего прибавляется к преждеосвященным дарам согретая вода:

Но это еще яснее видно из того, что теплота прибавляется и к преждеосвященным дарам. Если бы какая-либо другая была этому цель: то не зачем было бы прибавлять теплоту к дарам, так как она уже была влита в чашу во время совершенной литургии.

96.О том что раздробление хлеба совершается в подражание священнодействию Спасителя:

Раздробляя (хлеб) на многие отдельные частицы, архиерей и в этом подражает священнодействию Исуса, Который, как написано, преломил хлеб и дал ученикам Своим.

97.Как приобщаются архиерей и священники:

Сперва архиерей сам воспринимает частицу хлеба и причащается страшной чаши: ибо не другой кто-либо преподает ему (св. дары), разве будет кто из равночинных ему, т.е., архиерей.

98.Что означает целование священнослужителями правой руки и ланиты архиерея при приобщении:

Потом преподает он (св. дары) всем прочим, которые целуют его руку и ланиту, чем изображается общение наше по плоти со Христом и в будущем веке, и неразрывное с Ним единение. Целование получают рука и ланита: первая потому, что служит и касается страшным тайнам; а ланита потому, что она составляет орудие слова, откуда и молитвы; также ради любви и общения во Христе, что подтверждают и слова: «Христос посреде нас»: и потому еще, что Христос претерпел заушение в ланиту, дабы это приводило на память архиерею, какому уничижению учил Господь, и чтобы он при столь божественных и великих действиях ничем не превозносился.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 13 фев 2023, 15:20

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Толкование о божественном храме и о (служащих в нем) священниках, диаконах и архиереях, о священных одеждах, в какие каждый из них облачается, а также и о божественных тайнодействиях - объясняющее смысл каждого из священнодействий, совершаемых в храме, посланное вопрошавшим благочестивым (христианам) Крита.

99.Для чего священнослужители в алтаре и притом своими руками и устами принимают тайны, а миряне — вне алтаря и посредством лжицы:

После того, как (служители) алтаря причастятся в алтаре, и, сообразно с чином, какой, по учению Павла, будет наблюдаться и в будущем веке: «кождо бо, говорит, во своем чину», - своими руками примут божественный хлеб и устами приобщатся чаши, - святейшие дары, покрытые, показываются, наконец, и народу. А это означает, что не всем, как сказано, позволено видеть их непокровенными. И вот, кто достоин причастия, тот подходя с благоговением и страхом, приобщается их не непосредственно, но архиерейскою рукою посредством лжицы. Еще св. дары показываются народу и затем, чтобы все воздали поклонение Тому, Кто был священнодействован за нас и заклан в жертву, и принесен Отцу, и чрез поклонение, благодарение и зрение освятились все верные, чтобы получили милость, как присутствующие, так, по слову (молитвы), и отсутствующие, и верные во всем мире; а еще и для того, чтобы благочестиво скончавшиеся сподобились славы. Посему пусть каждый верный молится и за себя, и за своих, как живых, так и умерших, созерцая Самого Господа, явившего Себя примирителем и соделавшегося жертвою и умилостивлением за всех; пусть каждый верный со всяким страхом и любовью, с непокрытой главою, взирает на являемые божественные дары и с благоговением и страхом поклоняется им, и молится и за себя, и за своих, и всех верных, как сказали мы, доколе священник, покадив, не отнесет их на жертвенник (в предложение). И никто не должен пренебрегать этим страшным временем: потому что является Сам Христос и в чаше находится Его всесвятое Тело и божественнейшая Кровь; о чем бы кто ни молился в это время с верою, получит (просимое) во святое имя Его, как Сам Он сказал. Такое же поклонение со страхом и такую молитву должны мы совершать и при входе преждеосвященных (даров), как бы взирали мы на Самого Христа, держимого на главе священника.

100.Что знаменует последнее каждение таин и при этом слова: «вознесися, Боже»:

Помолившись за достояние Божие и о предстоящем народе архиерей уходит и кадит дары, сопровождая каждение словами, указующими на вознесение Спасителя и открывшуюся затем славу Его проповеди во всей твари, и как бы беседуя со Спасителем, и говоря: Ты нисшел до нас и явился подобным нам, паки вознесся на небеса и, вознесшись, исполнил славою силы Твоей всю землю; ею священнодействуя Твои тайны, и мы причащаемся Тебе, и имеем Тебя постоянно присущим нам. После сего, когда святые дары отнесены на жертвенник, причем диакон держит на голове дискос, а священники — в руках чаши, сам он, возблагодарив и умыв руки, выходит раздавать народу так называемый антидор.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 14 фев 2023, 15:08

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Толкование о божественном храме и о (служащих в нем) священниках, диаконах и архиереях, о священных одеждах, в какие каждый из них облачается, а также и о божественных тайнодействиях - объясняющее смысл каждого из священнодействий, совершаемых в храме, посланное вопрошавшим благочестивым (христианам) Крита.

101.Что такое так называемый антидор и раздаяние его:

Поелику архиерей, как сказали мы изображает Христа, Которого и священнодействовал и причастился, и преподал другим священнослужителям: то нужно и народ приобщить освящения, каковое освящение мысленно и сообщено было верным посредством молитв и страшного священнодействия. Но так как облеченным плотью надобно принять освящение и посредством чего-либо чувственного: то это совершается посредством антидора. Он есть освященный хлеб, который принесен был в предложении и которого средина была вынута и употреблена для священнодействия; этот-то хлеб, как запечатленный копьем и принявший божественные слова, преподается вместо страшных даров, т.е., таин, тем, которые не причащались их. Совершив это и испросив благословение народу, архиерей оканчивает священную службу. - Мы желали бы и подробнее изъяснить вам действия священнейшей службы: но поелику ум наш немощен, а между тем, некоторые из величайших и божественных мужей писали об этом достойно своей высокой мудрости, то, отсылая вас к ним, мы умолкаем. Да и то, что сказали мы, сказали не от себя, но на основании изъяснений, заимствованных у Отцов и лучших учителей благочестия, которые возвышенно изложили учение об этом. Мы имели намерение поговорить и о том, что совершается в предложении (на проскомидии), но, поелику и это изъяснено у них, то нам и нет нужды говорить. Мы рассудили упомянуть только немногое нечто о совершающемся в предложении, именно, что по преданию о сем, священник сперва приносит хлеб, а потом совершает соединение в чаше.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 57

cron
@Mail.ru