ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.
Толкование о божественном храме и о (служащих в нем) священниках, диаконах и архиереях, о священных одеждах, в какие каждый из них облачается, а также и о божественных тайнодействиях - объясняющее смысл каждого из священнодействий, совершаемых в храме, посланное вопрошавшим благочестивым (христианам) Крита.
83.Зачем после осенения затворяются св. двери:
По входе (архиерея), двери затворяются: поелику не все удостаиваются созерцания таинства, но только принявшие священство. И как между Ангелами есть порядок, по которому первые непосредственно приемлют божественный свет; вторые от первых, а последние от средних, как говорит премудрый в вещах божественных Дионисий: так мы видим и в Церкви. Иерарх непосредственно приближается к священней трапезе, а священники и диаконы за ним; за священниками и диаконами и народ приемлет участие в страшном приобщении и священных песнях.
84.Для чего произносится священный Символ и бывает целование:
После первой молитвы во время произнесения священного Символа, совершается целование, в знак того, что чрез правое исповедание Троицы и воплощение Единого от Троицы мы соединяемся между собою, и с Ангелами соединяет нас это же исповедание; (в знак того), что мы должны любить друг друга, так как и Христос ради любви принес Себя в жертву, а потому и желающий сделаться причастником Его, должен предстоять, не имея никакой злобы; - (в знак того), наконец, что в будущей жизни все будут други между собою и не будет там врагов, потому что враждующие будут извержены вон.
85.Для чего над св. дарами держится покров до окончания Символа:
Над дарами держится священный покров до окончания священного Символа, в знак того, что все догматы Христовы должно исповедовать чисто и, таким образом, восходить к видению Его откровенным лицом. По окончании всего этого, иерарх приступает к священнодействию и, восхваляя божественные дела и принося благодарение Богу за все, входит в единение с Архангелами.
86.Как Трисвятая песнь поется внутри и вне:
И вместе с ними (Архангелами) возглашается победная песнь: «свят, свят, свят». Ее возглашает и народ, выражая тем, что в будущем (веке) у нас будет общее с Ангелами хваление и единение с ними. Потом, воспев величайшее из дел Божиих — вочеловечение Единородного, и также величайшее дело Его домостроительства — Его смерть за нас, иерарх переходит к воспоминанию учреждения таинства и возглашает священные слова, которые изрек Сам Спаситель, соверщая священнодействие: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое»; и: «пийте от нея вси, сия есть Кровь Моя», и т.д. Потом, возблагодарив за все и преложив за всех дары, он призывает на себя и на предлежащие дары божественную благодать Духа. Совершив силою ее освящение предлежащих даров знамением креста и призыванием Духа, он с сего мгновения видит предлежащим живого Исуса, истинно сущего здесь под видом хлеба и вина, поелику хлеб есть Самое Тело Его, а находящееся в чаше — Самая Кровь Его, и на божественной трапезе предлежит пред ним всемирная жертва, общее умилостивление, живая пища, бесконечная радость и царствие небесное, единое истинное благо. Потому иерарх и молится за всех с дерзновением: дерзновение получает он от созерцания предлежащего, принесенного в жертву, (Исуса), человеколюбивого и незлобивого, и восхваляет Его, и молится за всех, и воспоминает отшедших Святых.
(продолжение далее).