Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 18 мар 2023, 14:57

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Двенадцать глав или членов, как называют их некоторые, содержащих в себе едину христианскую веру нашу, с особенною ясностью изложенные блаженным Симеоном, архиепископом Фессалоникийским.

Эти-то изложенные теперь двенадцать глав веры, называемых также членами (потому, что оне суть какбы начала и основания веры, объемля собою, как сказали мы, все вероучение), содержат в себе и священный и божественный Символ, изложенный прежде тремя стами осмнадцатью Отцами в Никее и потом, спустя не много, законченный ста пятидесятью святыми Отцами в Константинополе, запечатленный и возвещенный и прочими пятью вселенскими святыми соборами, яснейшим образом исповеданный также просиявшими среди сих священных соборов святыми Отцами. Его-то вместе с ними и мы исповедуем, по благодати Христа.
Содержит он прямо первую главу, что един Бог, един Господь – Отец с Сыном и Духом: ибо и Отца называет Богом, и Сына – Богом от Бога, и Духа Святаго – Господом; именует Троицу единосущною, Отца – единославным Сыну и Духу, и сих вместе – и вечным, и Вседержителем, и единым Творцом, равно как и Пророки называют Богом Отца со Словом и Духом, и Ангелы в трех свято-пениях воспевают одного Господа.
Потом с особенною ясностию возвещает он вторую главу, что сей единый Бог, будучи Троицею в Лицах и единицею в Божестве, есть Отец, и Сын, и Святой Дух, и что Отец не рожден и безвиновен, но есть единый Виновник (происходящих) от Него; что Сын рожден прежде веков от Отца и есть единосущный, Свет от Света, Бог от Бога; и Дух Святый – Господь, Животворящий, от Отца исходящий; что едино естество и предвечная слава Их, одна сила и поклонение трех: ибо (Символ) говорит о Духе: «иже со Отцем и Сыном спокланаема и сславима».
Излагает он учение и третьей главы, что Троица есть Содетель, осуществивший и сотворивший из ничего все видимое и невидимое; почему Отца называет Творцем небу и земли, и всем; о Сыне говорит: «имже вся быша»; а Духа именует животворящим, и содержит все.
Потом же, возвещая относящееся к воплощению Слова, Символ подтверждает согласием четвертую главу, что Слово воплотилось от Духа Святаго и Богородицы Марии.
Называет также ее Девою, утверждая пятую главу, что Слово и прежде, и во время, и после рождения, сохранило ее Девою; называет также Слово воплотившимся и вочеловечшимся: поелику Оно, будучи единичным Словом, стало сугубым ради нас, приявши тело, одушевленное душею разумною и желательною, и соделалось единым в двух совершенных естествах.
Проповедует и шестую главу, что Оно плотию распялось за нас и пострадало, также умерло и было погребено;
и седьмую, что Оно тридневно воскресло;
и восьмую, что вознеслось на небеса и село одесную Отца.
Свидетельствует и девятую главу, что по совершении (домостроительства) Оно паки с неба на землю приидет со славою;
приносит и десятую главу, что Оно будет судить живых и мертвых.
Потом говорит: «чаю воскресения мертвых», подтверждая одиннадцатую главу о воскресении наших собственных, а не других тел, по соединении их с нашими душами.
Излагает и двенадцатую главу о вечном наказании и царстве, говоря: «и жизни будущаго века, аминь».
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 19 мар 2023, 12:08

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Двенадцать глав или членов, как называют их некоторые, содержащих в себе едину христианскую веру нашу, с особенною ясностью изложенные блаженным Симеоном, архиепископом Фессалоникийским.

Таковые-то содержит божественный Символ члены, относящиеся к умозрительному любомудрию по Христе: но он любомудрствует и о деятельном во Христе любомудрии, которого составляет он превосходный нравственный член, поучающий нас и ведущий ко спасению. Так он говорит о низшествии нашего ради спасения Господа, чтобы мы подражали Его жизни и спаслись; возвещает Его страдание и смерть за нас, чтобы мы подражали Ему; говорит о Его воскресении и жизни, для внушения нам истинной надежды на Него; и о том, что Он имеет приити судить все, – для возбуждения в нас ожидания Господа, готовности и внимательности в здешней жизни; говорит и о том, что будет вечная жизнь, – в надежду блаженства и страх наказания. Чрез это (Символ) очищает (весь) трехчастный (состав) души нашей; и во-первых, ее мыслящее (начало) – благочестивым исповеданием Троицы и воплощения Слова, и преданием крещения; потом раздражительное (начало) – напоминанием вочеловечения и спасительного страдания Слова, поучая нас чрез это смирению, а также кротости и терпению; наконец, желательное – провозвестием воскресения и вознесения Его, а также пришествия со славою и вечной жизни, (с тою целию), чтобы мы, возбуждаемые желанием сих благ, старались право ходить для получения их. И, так как семь главных добродетелей: смирение, нетщеславие, нестяжательность, пост, целомудрие, терпение и долготерпение; и семь противоположных им грехов – гордость, тщеславие, сребролюбие, блуд, нерадение и гневливость: то священнейший символ отвергает грехи и возбуждает нас к добродетелям. Так он побуждает нас к смирению – исповеданием сошествия с небес и воплощения Бога Слова; к нетщеславию, говоря о Его вочеловечении; тем же самым побуждает к нестяжательности, посту и целомудрию: ибо Вочеловечившийся не имел, где главу приклонити, и постился, и был Девственником и Целомудренником, и родился от Девы, и учил девству; к терпению – тем, что Он и был кроток и смирен сердцем, и перенес поношения; наконец, к долготерпению тем, что Он и был предан, и распят и умер за распинателей, и во время страдания молился за них. Посему этими исчисленными добродетелями Спаситель низложил и всякий грех; именно смирением – гордость, от которой (происходят) неверие и богохульство; уничижением – тщеславие, от которого раждаются неистовство, зависть и убийство; нестяжательностию – сребролюбие, от которого воровство, коварство, ложь, неверие и предательство Бога и братьев; постом – чревонеистовство, от которого (происходят) пьянство и все злые страсти; девственностию – блуд, от коего бывает всякая скверна и удаление от Святого Бога; терпением – безпечность и малодушие, откуда – безнадежность, неблагодарность, омрачение ума и отчаяние души; наконец, долготерпением сокрушает гневливость и демонское неистовство против братьев, откуда всякая злоба, вражда, ненависть, убийство и уничтожение трех высоких и главнейших добродетелей, то есть, надежды, веры и любви, которые три – в честь Троицы – всецело соединяют имеющего их с самим Богом в Троице и возводят к обожению. Посему и мы, братие, будем очищать правою верою наше мыслящее (начало), и, освящая добродетелями, и особенно благородными – мужеством, благоразумием, справедливостию и разсудительностию, в которых заключаются и прочие, как главнейшие, так и все вообще добродетели, вместе с мыслящим, раздражительное и желательное (начало) поведем к безстрастию, и будем жить всецело по Христе, содержа в себе истинную веру и жизнь Христа, да возлюбим Христа и помышляем о Христе; да будем храмами Христа, благовонием Христу и освященными во Христе, чтобы на веки удостоиться безсмертной жизни, славы и царствия Самого Христа. Ибо Ему, Христу, Сыну живого Бога, подобает всякая слава, честь и поклонение, со безначальным Его Отцом и Животворящим Духом, во веки веков. Аминь.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 20 мар 2023, 13:34

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Ответы на некоторые вопросы, предложенные от архиерея (Митрополита Гавриила Пентапольского).

Предисловие.

Такие возвышеннейшие и превышающие наши силы вопросы надлежало бы, преосвященный Владыко, предложить кому-нибудь из людей, очистивших себя и имеющих ум проницательный, обыкший размышлять о неземном. А мы, пресмыкаясь по земле, подобно червям, и нося бренное тело, о бренном и думаем, и, всецело будучи плотию и никакого понятия не имея о том, что в нас сотворено по образу Божию и по подобию, не можем ни разобрать что либо в этих вещах, ни вдуматься в эти возвышеннейшие предметы. Если же и придет нам на мысль что-либо относящееся к спасению (а это бывает по человеколюбию благого Бога, Который всегда приводит нас к памятованию о предметах спасительных и божественных): то мы, сознавая отчасти свою немощь и долупреклонность, спешим в таком случае представить себе о предметах, превышающих наше разумение, то, что нам предали Отцы, и тем стараемся довольствоваться, так как у них не оставлено ничего без изследования. Большего мы и не доискиваемся, боясь, как бы не поскользнуться. Другое дело – скорбеть нам о своих грехах: это мы считаем безопасным: потому и сами молим Бога оставить нам наши грехи, и другим советуем делать тоже. Потому-то и в церкви больше всего мы говорим об этом. Конечно, душе, отрешившейся от всего земного и, по причине своей чистоты, чуждой житейских забот, свойственно богословствовать и изследовать; но заботиться о том, как бы очиститься от страстей, как бы стяжать, хотя отчасти, безстрастие и тем умилостивить Бога, мне кажется, – дело первой необходимости и спасительное. Впрочем, так как необходимо и отвечать по возможности всякому, кто братски предлагает вопросы, частию по долгу любви и послушания, частию же и ради проистекающей отсюда пользы: («брат от брата помогаем, – сказано, – яко град тверд») (Притч.18:19), – и так как искренно расспрашивать о чем либо – доказательство возносящего смирения, а немедленно без кичливости отвечать – плод любви, равно и смирения: то вот мы, по твоему требованию, и приступаем к исполнению твоего доброго намерения и приказания, из послушания забыв о своей немощи и оставив без внимания тяготящие нас заботы и скорби. В этом подают нам пример и этому научают нас весьма многие Отцы, особенно же богоносные – святый Амфилохий и поистине великий Василий, из которых один предлагал вопросы, а другой давал ответы. Хотя тот и другой были сосудами Духа Святаго: но каждый получал пользу один от другого. Они подражали Павлу, который счел нужным предложить свое благовествование прочим Апостолам (Гал. 2, 2); и один хотел узнать точнее то, что знал, а богослов Василий отвечал ему, предварительно замечая о пользе, какую тот доставлял ему своими вопросами, – и, чтó бы ни отвечал, отвечал не от себя, но от писаний Отцов, бывших до него, высказывал то, что принял от них, подобно им излагая раскрытое ими. Итак, ободрившись о Христе их молитвами, из любви и послушания братски побеседуем с тобою по силам, хотя ты знаешь больше нас; только бы Господь, Слово Бога Отца, живая Мудрость, знающая слова всех словесных тварей, сотворивший и творящий все словом и нам давший слово, только бы Он дал нам силу высказать удовлетворительные ответы на предложенные вопросы. Таким-то образом мы и принимаемся за ответы.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 21 мар 2023, 14:56

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Ответы на некоторые вопросы, предложенные от архиерея (Митрополита Гавриила Пентапольского).

Вопросы:
1) Евхаристия, крещение и все, совершаемое недостойным священнослужителем действительно ли, или нет?
2) Недостойно рукоположенный приемлет ли благодать, или нет, и действительно ли совершаемое им?
3) Недостойный священства, по рукоположении и вступлении в духовное звание, особенно не имея указа, может ли отпускать грехи и действительно ли его отпущение, или это может делать, подобно духовному лицу, и простой монах?
4) Кто нибудь, не будучи недостойным, сделался иереем, или архиереем, и рукополагает достойных и недостойных, возводя их в духовный сан, – а все они священнодействуют. Благоприятно ли Богу совершаемое ими?


В первом, втором, третьем и четвертом вопросе мысль одна, и мы на все разом, по возможности, скажем то, что знаем по преданию от Отцов. Архиерей, священник, диакон, занимающий в духовном звании служебную степень, и всякий другой клирик, быв законно рукоположен, есть истинный слуга Божий, споспешник спасению людей, другой Ангел Божий, проводник освящения, которого сам исполнен, сосуд, весь полный божественного света и благодати, и великую награду от Бога получит он там, и – тем более, чем усерднее он к священнослужению и чем менее расположен он к лености и небрежности, при своей благоговейности: так как леность служит признаком неблагоговейности. Впрочем, если только законно получил он право на священнослужение; пусть священнодействует: это спасительно для него и для всех, как живых, так и умерших, и об этом говорит богослов Василий. Но и в недостойном, если только он рукоположен, архиерее, священнике, клирике, или служителе церковных треб, по силе рукоположения благодать действует, ради спасения обращающихся к нему, – и каждый получает от него освящение, и ни один не остается, не сподобившись его. Рукополагаемые ими рукополагаются; разрешаемые от грехов, или связываемые, разрешаются, или связуются, и все, совершаемые ими таинства, – действительно таинства: потому что совершает их не человек, но чрез этот орган – благодать. Горе этому органу, если он совершает не по намерению чрез него Совершающего; горе священнодействующему небрежно! Если в делах дольних и человеческих принимающий на себя то, чего ему не дано и чего он не стóит, заслуживает такое наказание, как вор, разбойник, наглец, похититель и презритель того, что выше его звания: то не тем ли более подвергнется осуждению оказывающий пренебрежение к вещам божественным и небесным, и особенно к делам Самого Бога? Если повинен суду только недостойно приобщающийся: то тем более – недостойно священнодействующий. Это мы говорим о принявших рукоположение: все они, прежде ли, после ли грешат, недостойны его. И если бы удалось им раскаяться и улучить спасение: они сами оставили бы совершение священнейших действий священства и в исповедании и скорби стали бы преклонять Бога к себе на милость. При покаянии для них первое дело – перестать священнодействовать. Если же некоторые, по Божию попущению, настолько дозволяют себе дерзости, что нечестиво и без веры (ибо это неверие) принимают на себя священство, не быв рукоположены, и совершают дела священства: то для выражения тяжести осуждения, ожидающего такого человека, нет слов. Его действия хуже действий самых нечестивцев и свойственны одним демонам, которые преображаются во Ангела света, не будучи им, и подделываются под действия Божии, будучи безбожниками и противниками Бога. Таким образом такие люди подвергнутся величайшему и невыразимому наказанию за то, что так кощунствуют над вещами божественными. Их слова и действия – не божественные: так как они не имеют благодати рукоположения; они понесут наказание и за обманутых ими крещенных, или рукоположенных, так как сами – не рукоположены и не крещены. Не имеющий ничего, ничего не дает, и никто не получает ничего у не имеющего, хотя бы и думал, что тот имеет. Отсюда обманутый и думающий, что он крещен, или рукоположен, не имеет ни того, ни другого, – и в его погибели виновен обманувший. Человек не может ничего сделать, если не получит для того силы от Бога. "Без мене, – сказано, – не можете творити ничесоже» (Иоан. 15, 5). Но и совершающий духовное священнодействие литургии без предписания и указа архиерейского близко подходит, по своему греху, к священнослужащему без рукоположения: потому что решить и вязать – дело одних епископов, и об этом говорят различные правила. Так и быть должно: потому что это право от Христа Бога нашего дано одним Апостолам, а преемники Апостолов – епископы. Отсюда пресвитеры, как бы состоя в чине 70-ти, не имеют права подавать Духа, т. е., благодать, и ни рукополагать, ни совершать миропомазание, ни подавать разрешение грехов на духу, как не мог этого делать и Филипп, один из семи диаконов. Чрез возложение рук подавали Духа св. Петр и Иоанн, равно и прочие из 12-ти Апостолов, и преемники их в епископстве. В последствии Апостолы рукоположили многих и из числа 70-ти. Подобно сему и пресвитеры, получив рукоположение от епископа, могут по предписанию, или указу епископскому, согласно с правилами церковными совершать это. Только в этом случае свои права они должны относить к епископам, имеющим их в высшей степени и в большем объеме: так как у пресвитеров нет права судить обо всем. Особенно же они не могут без епископов разрешать грехов, на которые положено запрещение, ни преступлений уголовных, ни падений и клятвопреступничества священников, и т. п. Итак, если и получившие архиерейские грамоты обязаны осведомляться, в каком случае они могут вполне воспользоваться своим правом разрешать: то что сказать о не получивших? О не посвященных же тем более. Поэтому, вместе с священнодействующими без рукоположения, подвергнутся суду и они. Если же кого либо из простых по необходимости и в крайней нужде попросят принять исповедь: то такой пусть передает ее епископу, или имеющему право священнослужения, утвержденное грамотою. А нам известно, что это случается с весьма многими из благоговейных монахов. Помнить они должны, что ни разрешать сами собою, ни называть себя духовниками, они не могут: потому что не имеют на то права; но если по необходимости принимают исповедь и исповедуют; то, не будучи духовниками, они должны касающееся спасения представлять, кому следует, а если вблизи есть священнослужитель, должны обращающегося к ним отсылать к нему. Если же нет, в таком случае пусть примут исповедь, только после пусть передадут ее отцу духовному. Все, что услышали и узнали от исповедавшего, пусть они перескажут тому, кто имеет власть решить; чрез это право разрешения останется неприкосновенным. Мы слышали, впрочем, что архиереями дается право совершать покаяние и монахам, не получившим священства; но, нам кажется, это вовсе не необходимо, – так как принимающему исповедь нужно и благословлять, и читать молитвы, и преподавать требующим св. Тайны, – словом быть священником, так, чтобы совершать приношения, предстательствовать и молиться за кающихся. На случай же самой крайней нужды, когда нет на лицо никого из посвященных на то, конечно, можно дозволить принимать исповедь и благоговейным монахам, только чтобы они не разрешали сами собою, но доносили об этом местному архиерею, и чтобы решение было сделано им. Но священнику надлежит иметь для себя в этом деле и помощника, чтобы, в случае нужды, тот мог за него совершить необходимое, как-то: прочитать разрешительную молитву, приобщить св. Таин вынуть за кающегося просфору и совершить елеопомазание с прочими священниками. Что касается до меня: я на это дело смотрю с благоговением и думаю, что таинство покаяния нельзя совершать не имеющему священства: потому что это – принадлежность священства.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 22 мар 2023, 12:32

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Ответы на некоторые вопросы, предложенные от архиерея (Митрополита Гавриила Пентапольского).

Вопрос: Какая нужда рукоположенному в священных облачениях, и можно ли священнику совершать службу без епитрахили?

Как скоро кто, быв найден достойным, принимает священство, то чрез этого рукоположенного священнодействия совершаются, как чрез орган. Однако ж, так как человек состоит из души и тела, и тайны преподаются нам в двояком виде, то и священнику нужен и храм, и жертвенник. Правда, однажды святой Лукиан, умирая за Христа, воспользовался своею грудью и, будучи узником, совершил священнодействие в тюрьме: но и он вместо храма поставил кругом себя учеников. Потому священные облачения нужны, и без епитрахили священник не должен служить. И священные облачения имеют божественную благодать: потому что каждое из них имеет и значение духовное, и каждое дается с благословения архиерейского. На Божественной литургии надлежит все их надевать: впрочем, – и на прочих священных службах, как бы, по видимому, они ни были малозначительны, если только то утверждено обычаем и принято издавна. Но без епитрахили священник не должен совершать ни одной службы и, если настоит нужда отслужить какую-либо службу – молебен, или крещение, или какое-либо другое из священнодействий, а епитрахили не имеется под рукой: то, чтобы не оставить дела, пусть он, благословив либо пояс, либо шнур, либо какую-нибудь тесьму, наденет ее вместо епитрахили и так совершит требу. После того он пусть уже не считает такое облачение простою вещью, но, если годно, пусть обратит на священное употребление, или же положит в особом месте, чтобы оно уже не было вещью обыкновенною. Без епитрахили он может обойтись при совершении того только, что в монастырях священники обыкновенно совершают на полунощнице, на часах и на повечерии.

Вопрос: Что значит полотенце на изображениях Ангелов; что также значит сияние на иконах Ангелов и Святых, равно как и кружок в виде облака в руках Ангелов?

На иконах святых Ангелов нечто в роде полотенца, повязанного чрез плечи, означает чистоту их ума: так как они умом мысленно связаны с Богом и, по своей доброте, простираются и на внешнее своим наблюдением за нами и хранением нас. Еще же, как чистые и безплотные, они окружаются как бы венцом, в означение их всесовершенной и небесной чистоты. Перевязанные же волосы они имеют потому, что не ищут разнообразного и излишнего, но только божественного и необходимого, и вперяют свой ум в горнее. Что же касается до сияния в виде кружка, которое делается и на иконах Святых: то оно указывает на благодать, сияние и действенность в них безначального и безконечного Бога: так как они, быв укреплены и просвещены благодатию, начали брань и, успешно окончив ее, пребывают всегда с Богом, постоянно имея в себе Его благодать, которая, будучи божественною, не имеет ни начала, ни конца. Потому сияние и делается в виде круга, а на иконах Спасителя делается тройное, потому что Он есть един от Троицы, и в Нем – Отец и Дух Святый. Подобное изображение имеют и получившие архиерейскую благодать, как светоносную, равно и цари, как приявшие помазание на царство. Кружек в виде облака, который держат в руках Ангелы, означает освящение Духа и то, что они остались верны домостроительству спасения. В средине же кружка пишемая буква: Χ указывает на Христа. Но этот кружок есть вместе символ богословия, означающий то, что, если Христос и воплотился, но, как Бог, Он не имеет ни начала, ни конца, и что Он вселенную и весь мир держит в деснице Своей, как говорит Давыд (Псал. 2, 8).

Вопрос: Что значит илитон и пострижение чтеца и священника?

Илитон, находящийся на святой трапезе, изображает сударь, а пострижение на главе священника, получаемое им еще при поступлении на степень чтеца, означает терновый венец.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 23 мар 2023, 13:19

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Ответы на некоторые вопросы, предложенные от архиерея (Митрополита Гавриила Пентапольского).

Вопрос. Отчего обращающийся от отступничества только помазуется миром, а не перекрещивается?

Обращающагося от отступничества мы только помазуем миром, а не перекрещиваем: потому что крещение сообщает человеку бытие о Христе, а миро – жизнь, согласную с волею Христа, дыхание, святыню и запечатление. И, как умным силам – Ангелам первоначально дано было бытие и безсмертие, некоторые же из них пали, и, хотя по своей невещественной природе живут, но живут не по Бозе и не имеют в себе ни чистоты, ни божественной печати, ни богоподобия, ни благодати, будучи врагами Божиими, сосудами тьмы и чуждыми Богу: так бывает и с людьми. В крещении они получают благодать воскресения Христова и нетления, и облекаются во Христа, а в миропомазании получают Его освящение и печать Духа. Если же которые-нибудь из них сделаются отступниками: то такие удерживают во Христе бытие, «во время оно» воскреснут и сделаются нетленными, только уже лишаются и святыни, и благодати Духа, и будут осуждены вместе с демонами: потому что, как одно рождение плотское, так одно и рождение духовное. Потому оскверняющие последнее рождение, по обращении, уже не возводятся на священные степени. Но нечестивые, обратившись к вере и получив крещение, как получившие чрез божественное омовение отпущение всех грехов, если окажутся достойными, вступают в священный сан. Что же касается до падших после крещения: то по раскаянии они принимаются без крещения, так как оно одно и одно отпущение грехов по благодати, но священнодействовать, или принимать священство, уже не могут. Таким образом отступника следует принимать: потому что людям дано здесь покаяние из снисхождения к слабости и немощи плоти; и мы, при его раскаянии пред Богом, священными молитвами разрешаем его, и божественную печать и освящение, которыми он злоупотребил, обновляем опять божественным миром, обновляясь в нем сами. Того же просил и Давыд, после своего греха, и чрез покаяние получил. "И дух прав, – говорил он, – обнови во утробе моей» (Псал. 50, 12). Но крещения мы не повторяем: потому что оно – одно и одно отпущение благодати; в другом же случае бывает отпущение покаяния за слезы.

Вопрос. Если кто исповедался: следует ли ему опять исповедаться?

Если кто исповедался духовному отцу и, получив правило, по правилу благоустроил себя делами покаяния: то ему не следует снова исповедываться у других духовников и просить правила, так как это значит гнушаться первым духовником. Разве только он впал в те же грехи и, чистосердечно исповедуясь (пред одним духовником), указывает по смирению на прежние, (уже разрешенные другим духовником) грехи, как на корни и причины последующих, или же делает это и просто по сокрушению сердца и уничижению, чтобы смирением приобресть себе более пользы.

Вопрос. В святую четыредесятницу можно ли крестить, или совершать брак?

Во святую и великую четыредесятницу следует крестить всякого приходящего и стесняться здесь не должно ни чем – ни временем, ни днем, ни чем бы то ни было: потому что здесь идет дело о спасении человека. И в монастырскую схиму облекать желающих можно: так как это время, как время покаяния, наиболее прилично для такого дела. Ничто не мешает кому-либо из достойных принять и священство, только рукоположение в диакона можно совершить и на литургии Преждеосвященных, а рукоположение в пресвитера следует совершать не иначе, как на литургии совершенной, так как пресвитер совершитель, а диакон лице служебное, или служитель. Что же касается до брака, то его вовсе не должно совершать (в великом посту): потому что – он дело плоти и соединяется с плотским удовольствием, а никто не может заботиться о плотском и вместе каяться, иметь мирские помыслы и скорбеть о душе. Потому не следует заключать и условий брака, разве только по какой-нибудь необходимости, – и это делать в день Благовещения, если только он случится не на великой седмице и в Вербное воскресение.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 24 мар 2023, 14:19

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Ответы на некоторые вопросы, предложенные от архиерея (Митрополита Гавриила Пентапольского).

Вопрос. Некоторые на входе целуют священнические облачения, а другие делают на земле крест. Полезно ли это?

Целующий на входе священные облачения ничего неуместного не делает; скорее же – он творит дело веры и спасения, как спасались касавшиеся воскрилия риз Спасителя, потому что это ради Него и делается. Но делать на земле крест неприлично: потому что чрез то божественное знамение уничижается; и делающим это по неведению следует сказать, чтобы не делали.

Вопрос. Действительны ли и хороши ли епитимии и запрещения, если архиерей, священник, или духовник, делает их в гневе? И что делать, если подвергшийся епитимии не принимает ее?

Архиерею, или священнику, гневаться и без вины полагать епитимии и запрещения – и не- хорошо, и несправедливо. Напротив, это делать необходимо по правилам, чтобы не приобщаться чужим грехам и не сделаться виновником гибели другого, вместо того, чтобы ее предотвратить. Впрочем, духовнику не следует быть и слишком человеколюбивым, и стесняться собственными винами, в той неосновательной мысли, будто снисхождением к другому можно заслужить снисхождение и к себе; но своим грехам должно просить прощения, а между тем точно выполнять волю Божию, только с кротостью, иногда же и со строгостью, когда требуют того обстоятельства, и во всегдашней готовности принять кающихся, если только они обратятся к нему с покаянием. А признак покаяния, – если падший отстал от зла и смирился.

Вопрос. О том, как должен вести себя отлученный?

Никто из отлученных, без вины ли, как ему кажется, или по вине, не должен презирать отлучившего и быть судьею себя самого; ни другой пусть не вводит такого в заблуждение, внушая ему, чтобы он не имел дела с отлучившим. Но пусть он без досады, в смирении и сокрушении сердца обратится к наложившему на него епитимию. Если же после частых попыток ни наложивший на него епитимию, ни другой кто из благоговейных не примет его: в таком случае пусть обратится к высшему архиерею, прося у него при этом прощения и не наговаривая на положившего епитимию, а смиренно и почтительно умоляя о прощении, чтобы таким образом и разрешение последовало законно, и наложивший епитимию не был огорчен и, быть может, справедливо: потому что другое дело – суд людской, и иное – суд Божий.

Вопрос. Что следует делать отлучившему, или анафематствовавшему себя самого?

Подобным образом и отлучивший себя самого, или анафематствовавший в досаде и гневе, или высказавший отречение от Бога, должен со слезами и сокрушением обратиться к архиерею преимущественно; если же вблизи его нет, – к какому нибудь почтенному духовнику: рассказать о своем грехе, плакать, просить прощения и молитвы, творить дела покаяния и не смотреть на них, как на дела без значения: потому что за его грех осуждение велико.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 25 мар 2023, 15:22

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Ответы на некоторые вопросы, предложенные от архиерея (Митрополита Гавриила Пентапольского).

Вопрос. Что выше – священство, или монашество?

Священство, без сомнения, по чину выше монашества: потому что дела первого - дела Божии, и без священства никто не может ни сделаться христианином, ни иметь освящения, ни сподобиться общения с Богом. Но с другой стороны, монах – выше священника, живущего в мире, как говорить Дионисий, – не по священству, но по образу жизни. Потому и монах – священник, и простой монах, превышает священника, живущего в мире, не по священству, как мы сказали, но по жизни. Однако ж священник, по силе священства, благословляет и освящает монаха, хотя тот по жизни его и выше. Потому-то и Антоний смирялся и преклонял голову не только пред епископами, но и пред каждым клириком. Итак пусть каждый священник, как имеющий великий сан, живет свято и особенно пусть ревнует по жизни монашеской, или желает со временем сделаться и монахом.

Вопрос. Какие грехи смертные?

Некоторые говорят, что смертных грехов восемь, как и восемь страстей, и относят к ним большею частью следующие: отречение от Бога, убийство, блуд и грехи, соединенные с ним, сребролюбие и грехи, соединенные с ним, клятвопреступление, ложь, надмение и самомнение. Впрочем, ни один из этих грехов не приносит смерти искренно раскаявающимся, по человеколюбию Божию, разве только после того или другого из них человек умертвит себя самого, предастся отчаянию, по надмению и самомнению сойдет с ума и станет богохульствовать.
(продолжение далее).
 
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение Василий » 25 мар 2023, 19:56

vnifantiy писал(а):Эти-то изложенные теперь двенадцать глав веры, называемых также членами (потому, что оне суть какбы начала и основания веры, объемля собою, как сказали мы, все вероучение), содержат в себе и священный и божественный Символ, изложенный прежде тремя стами осмнадцатью Отцами в Никее и потом, спустя не много, законченный ста пятидесятью святыми Отцами в Константинополе, запечатленный и возвещенный и прочими пятью вселенскими святыми соборами, яснейшим образом исповеданный также просиявшими среди сих священных соборов святыми Отцами. Его-то вместе с ними и мы исповедуем, по благодати Христа.

Есть у ЕПБ в Разоблаченной Изиде такой взгляд про это действо (т2 Глава VI Эзотерические доктрины Буддизма, пародированные в Христианстве):
Мы не должны забывать, что христианская церковь своими каноническими Евангелиями, а, следовательно, и всей религиозной догматикой, обязана «Sortes Sanctorum». He будучи в состоянии прийти к соглашению, которое из тогда существовавших многих Евангелий являлось наиболее боговдохновенным, таинственный Никейский Собор решил предоставить решение по этому запутанному вопросу чудодейственному вмешательству. Этот Никейский Собор вполне может быть назван таинственным. Тайна заключалась уже в самом мистическом числе 318 епископов, что так сильно подчеркивает Варнава (VIII, 11, 12, 13); в добавление к этому у писателей древности нет единого мнения по поводу времени и места, где этот собор состоялся, и даже по поводу того, какой епископ председательствовал. Несмотря на высокопарные восхваления Константина,[303] Сабин, епископ Гераклеи, утверждает, что «за исключением Константина, императора, и Евсевия Памфила, епископы представляли собой сборище неграмотных простых тварей, которые ничего не понимали», что значит сказать, что они представляли собой сборище глупцов. По-видимому, таково было о них и мнение Паппа, который рассказывает нам о той магии, к которой они прибегали, чтобы решить, которые Евангелия являются истинными. В своем «Синодиконе» относительно этого Собора Папп говорит:
«Беспорядочно смешав все книги – которые были представлены Собору для выбора – под алтарем в церкви, они (епископы) обратились к Господу с молитвой, чтобы вдохновенные писания могли выбраться на алтарь, тогда как сомнительные оказались бы под алтарем, и так оно произошло».
Только никто нам не рассказывает, у кого были ключи от собора в течение ночи!

и далее...
Василий
участник форума
 
Сообщения: 335
Зарегистрирован: 16 дек 2018, 19:25

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 26 мар 2023, 13:34

ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.

Ответы на некоторые вопросы, предложенные от архиерея (Митрополита Гавриила Пентапольского).

Вопрос: Одно ли и тоже патриарх, митрополит и епископ? Какое между ними различие и чем один превосходит другаго?

Относительно благодати и действительности архиерейства нет нинакого различия между патриархом, митрополитом и епископом: потому что каждый совершает и может совершать одно и тоже. Относительно же порядка престола, власти, подчиненности и пределов попечения о подчиненных, патриарх есть отец и глава всех, вместе с священным собором рукополагающий и имеющий право судить митрополитов и архиепископов, и обязанный заботиться о всех, находящихся под ним. И митрополит, в свою очередь, есть отец и глава своих епископов и клириков, рукополагающий их, правитель и распорядитель в каждой своей епархии, обязанный ее благоустроять. А епископ есть отец и глава клириков и мирян, находящихся под его надзором. Опять: епископ, в соответствие с послушанием в высших небесных чинах, подчиняется своему архиепископу и повинуется ему, и бывает им судим, как клирики и миряне – от епископа; митрополит – от патриарха и собора, но не от своих епископов, а патриарх – от великого собора. И подлинно, это соответствует божественному благоустройству и небесному чинораспределению: потому что каждый получает свое место от тех, которыми рукополагается. Только дела веры, как общие всем верующим, обсуждаются всеми патриархами, архиепископами и епископами сообща, определяются на основании божественных Писаний и надлежащим образом утверждаются. Итак каждый да пребывает в собственном чине, чтобы остаться в нем и в веке будущем, – как свидетельствует божественный Павел.

Вопрос: Некоторые архиереи дают право принимать исповедь монахам, которые и без священства благословляют и разрешают безразлично. Хорошо ли это?

Слыхал и я, что некоторыми архиереями дается монахам право принимать исповедь. Но я и прежде высказывал, и теперь выскажу мнение свое, – оно, надеюсь, мнение и Отцов, – что это – дело священства и должно быть совершаемо архиереями, или священниками, но ни под каким видом людьми простыми. Если уже нужда какая-нибудь, за отсутствием священника, заставит с архиерейского дозволения совершать это дело и монаха, благоговейного и знающего Божии законы, разумею, священные каноны: то пусть совершит, только чтобы принял одну исповедь и передал ее епископу, или подал требующему какой-либо душеполезный совет, но не прощал и не разрешал. Иначе без священства он мог бы и священнодействовать, и крестить, и благословлять, совершать и прочее, а это чуждо Церкви.

Вопрос: Какое различие между епископом и священником? И почему священник не рукополагает, хотя и совершает литургию и крещение?

Различны дарования Духа, и одному дается это, а другому то дарование. «Вся же сия действует един и тойжде Дух» (1Кор. 12, 11), как написано. «И положи Бог в Церкви первее Апостолов, второе Пророков» (1Кор. 12, 28) и пр. Отсюда в Церкви есть чтец для народа, служитель, диакон, который у божественного Дионисия называется и «литургикос», священник, который называется и совершителем, как могущий совершать службы, но не передавать на это прав; есть и иерарх, как имеющий власть совершать все священные и божественные действия, и передавать право совершения их другим. Потому он называется и просветителем, как имеющий в себе самом источник озарений и совершеннейшую благодать, как сказал это о Себе и своих учениках и Спаситель. Он имел в Себе «все исполнение Божества телесне» (Кол.2:9), а ученики – дарования по причастию с Ним. Потому и о Себе говорит: «Аз есмь свет миру» (Иоан. 12, 46), и ученикам: «вы есте свет мира» (Матф. 5, 14). Таким образом чрез них и их преемников – архиереев благодать, как свет, сообщилась им всем. Но священники этой благодати не имеют, а могут только совершать литургию и крестить, и это делают не без архиерейской силы и рукоположения.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3344
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: vnifantiy и гости: 50

@Mail.ru