vnifantiy » 02 апр 2023, 13:39
ТРУДЫ БЛАЖЕННОГО СИМЕОНА. Архиепископа Фессалоникийского.
Ответы на некоторые вопросы, предложенные от архиерея (Митрополита Гавриила Пентапольского).
Вопрос: Почему литургия преждеосвященных даров не совершается и в другие посты?
Не совершается же Литургия Преждеосвященных Даров и в другие посты потому, что этот пост, можно сказать, единственный, первый и особенно важный, как пост Господень, и на нем одном в течение пяти дней недели предано совершать ее для бóльшего возбуждения нас к подвижничеству. Так как литургия есть служба необходимейшая и страшнейшая из всех, и спасение для всего мира: то и не признано справедливым совершенно оставлять ее когда-либо, даже во время самой, великой по названию и на самом деле, четыредесятницы. Поэтому и на ней в субботу и воскресенье Отцы постановили нам совершать священную жертву, исполняя волю Господа, сказавшего: «сие творите в Мое воспоминание» (1Кор. 11, 27), – всегда, но в течение пяти дней – приносить преждеосвященные дары; совершать же безкровную и животворящую Жертву в какой-либо другой день Отцы не законоположили, равно как в среду и пяток – два дня так называемой сыропустной недели, и в великий пяток. Эти два дня сыропустной недели они отделили, как вступление в священный пост, так как и самая неделя сыропустная положена с тою же целию – для предочищения нашего и приготовления к святому посту, чтобы мы могли приступить к посту предочищенными и, по немногу приучив себя к воздержанию от утучняющей и мясной пищи, могли начать чистыми чистейший из всех и святыми святый пост. Потому-то и ранее, в течение трех недель – в честь Троицы, Отцы очищают душу, предваряя учением о посте и евангельскими словами Спасителя призывая нас к покаянию и очищению, – и примером мытаря и фарисея научают нас не надмеваться своими подвигами, но смиряться и тем более спасаться. Потом притчею о блудном учат не отчаяваться, но в исповеди обращаться к благому и человеколюбивому Отцу. Воспоминанием же о втором пришествии Спасителя нашего повергают в страх неподкупного суда Его и указывают нам на милосердие к бедным, как на средство помилования. Наконец, предлагают нашему вниманию обстоятельства изгнания Адама из рая, которое произошло из-за невоздержания и любонаслаждения, возбуждая тем нас к посту. Отсюда они и положили неделю перед постом не мясопустную, а сыропустную, назвали ее предпразднством поста и установили на ней петь трипеснцы, как и в святую четыредесятницу, положив на этой неделе и два поста – в среду и пяток, и в эти дни – изречения Пророков о посте, равно и чтение слов о нем богоносного Василия. Отсюда же, как говорит древний устав великой Церкви, в среду на неделе сыропустной патриарх первый совершал литургию Преждеосвященных Даров. Впрочем, в этот день и в пяток, несмотря на пост, был обычай вкушать и сыр, в противодействие какому-то еретическому мнению. Итак в эти два поста сыропустной недели литургия Преждеосвященных Даров совершалась изначала, как это подтверждают и древние постановления, в которых она находится, свидетельствуют и чтения из Пророков, как мы сказали, и то, что в эти дни не читается Евангелия, как и в течение пяти дней всей четыредесятницы, что показывают все книги Евангелий. Литургия преждеосвященных даров прежде совершалась также и во святой и великий пяток: потому что Отцам казалось неприличным пропускать какой-либо день без созерцания Господа в Тайнах, чрез которые, по Его словам, Он становится едино с нами. «И се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века» (Матф. 28, 20), – это сказал Он не потому, чтобы после скончания века не намерен был пребывать с нами всегда, – как это возможно, когда в молитве к Отцу Он говорит: «Отче, ихже дал еси Мне, хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною, да видят славу Мою» (Иоан. 17, 24), – и несколько прежде: – «и Аз славу, юже дал еси Мне, дах им, да будут едино, якоже Мы едино есмы» (Иоан. 17, 22), «якоже Аз в Тебе и Ты во Мне да и тии будут совершени во едино» (Иоан. 17, 23)? – но что до скончания века он пребудет с нами в своих Тайнах. Сказал это и потому еще, чтобы и теперь, когда после взятия Его тела (на небо) и до того пришествия, Он невидим, кто не думал, что, будучи невидим для нас, Он уже не пребывает теперь с нами, но дабы всяк веровал, что Он – непрестанно с нами и делается с нами едино в своих Тайнах. Тогда же «узрим Его, якоже есть» (Иоан. 3, 2), как говорит Его возлюбленный ученик, «и тако всегда с Господем будем» (1Сол. 4, 17), как учит Павел. Но я не знаю, как это случилось, что совершение литургии преждеосвященной в великий пяток оставлено, тогда как прежде оно было. Думаю, что, так как в этот день пост несовершенный, а обычая совершать в оный литургию совершенную не было, то оставили и литургию преждеосвященных даров; а быть может, это сделали и на основании иеросалимского устава, который есть устав монашеский. Но другой – устав великой Церкви, который имели у себя все Церкви; частые же набеги народов уничтожили чин его. Он остался в одной православной фессалонитской Церкви. Во святой и великий пяток совершенной литургии мы не служим: потому что Господь, на пяток преподавший Тайны в воспоминание Своих страданий, в самый пяток претерпел их добровольно и на кресте добровольно принес Себя в жертву Отцу, как сказано, предав Себя самого, но не отдав невольно, желавшим Его убить. И как в Его божественном теле чрез страдания была принесена тогда жертва, то и нет нужды в великий пяток совершать нам литургию в воспоминание страстей Его, когда Он сам в этот день пострадал. Потому нам и вовсе не предано в этот день приносить совершенную жертву; предлагать же преждеосвященные дары и совершать их литургию предано, как это можешь найти написанным во многих древних постановлениях и древних Евангелиях и Апостолах, хотя теперь, по монашескому иерусалимскому уставу, и не совершается. Итак потому, что преждеосвященная литургия не совершается в другие посты, ими пренебрегать не следует, но еще более должно их соблюдать: так как совершенную литургию мы служим и в великом посту в субботу и воскресенье, и в другие непереходящие посты, разумею, навечерие Рождества Христова и Светов, и великий пяток, и, поступая так, мы разрешаем в эти дни пост из-за совершенного священнослужения. Святая же четыредесятница, называясь великою, указывает на то, что есть и другие посты, и потому в особенности и называется великою, что есть и второстепенные посты, она же превосходит все из них. Справедливо она называется и десятиною: потому что, хотя мы должны всю свою жизнь посвятить Богу, как приведенные Им из небытия в бытие, однако ж, так как с падением мы стали немощны и заботимся более о плоти, то должны иметь, по крайней мере, определенные времена для чествования и прославления Творца, для оставления житейских забот, для попечения о благодарении и славословии Создателя, и для молитв к Нему об оставлении нам безчисленных наших грехов. По этой причине преданы нам воскресенья, праздники, посты, особенно великий пост. Все они посвящены Богу, не предоставлены на произвол каждому, и никто не имеет права нарушить который-нибудь из них. В настоящем случае цель у Отцов самая благая и человеколюбивая. Заповедуя воздержание и пост, они хотят монахам и мирянам пользы и облегчения, и не делают тем насилия; приводят нас к памятованию о Боге, к размышлению о наших грехах, о смерти и воздаянии, также к осторожности и внимательности в благочестии, и к доброму навыку при небольшом труде: так как при этих малых с нашей стороны подвигах, даже без нашего ведома, по милости Божией, совершается наше спасение. Итак, для мирян, которые, исключая весьма немного дней в году, имеют разрешение «на вся», кратковременный пост не составляет труда; а для монахов воздержание и пост есть постоянная обязанность, как то они исповедали и пред Богом.
(продолжение далее).