Преподобный Исидор Пелусиот.
Письма том 1, Книга 1.
663. Схоластику Иоанну (2, 163).
О любомудрии.
Если препирающийся с тобою вызывает тебя на спор, то лучше всего не отвечать. Если же, как говоришь, невозможным стало это для тебя, не посвятившего себя высшему любомудрию, то обличение раствори любомудрием, говоря ему словами витии: «Боюсь, чтобы, говоря неприличное о тебе, не произнести слов, неприличных для меня». Таким образом, и любомудрствовать будешь умеренно, и его накажешь.
664. Пресвитеру Ираклиду (2, 164).
О том, что диавол в нашей лености находит пособия своей силе.
Ты, как говоришь, крайне дивишься, как диавол и после того, как обессилел, большую часть людей держит в своей власти; а я не дивлюсь, что этот злодей, бодрствуя, не опуская ни одного обстоятельства и часа, преодолевает нас ленивых и сонливых. Ибо губить вместе с собою побеждённых им будет он в силах, но не возможет воцариться в прежнем царстве, сокрушённом Божией силою. Напротив того, удивительно было бы, если бы мы, не делая ничего, приличного победителям, превозмогали того, кто против нас всё приводит в действие. Ибо о том, что многие из людей заодно с врагом вооружаются на братий и от того явным образом бывает одоление, хотя сие и истинно, я умолчу, чтобы не показалось сие крайне жестоким для делающих это. Посему, когда и по собственной лености падаем, и поползаемся от того, что оный враг даже всё, что должно бы стоять за нас, обращает против нас, а также соблазняемся тем, что братия наши заодно со врагом на нас вооружаются и ополчаются, по какой причине удивляешься, что терпим мы поражение? Если же скажешь: что же будем делать? отвечу: потому что диавол, хотя и пал, однако же, ни на что не взирая, действует смело, до́лжно нам бодрствовать, трудиться, не бояться подвергнуться опасности, призывать Божественную помощь и употреблять все меры, чтобы победить и самого вождя, и заодно с ним нападающих. Если же, не намереваясь ничего этого сделать, предаём и то, что приобретено для нас Христом, то себя самих должны винить мы, а не силу врага, которую Спаситель истощил, наша же леность увеличила.
665. Чтецу Евдемону (2, 165)
Жизнь человеческая справедливо, наилучший, называется тенью, сном, дымом и чем бы то ни было ещё, скоро исчезающим. Посему, не надлежит к ней привязываться и наслаждение ею почитать наслаждением, потому что большая её часть проходит в бесчувствии; первый возраст исполнен великого неразумия, а приближающийся к старости притупляет в нас всякое чувство, и невелик промежуток, в который можно с чувством наслаждаться удовольствием; лучше же сказать, и в это время не вкушаем чистого удовольствия, потому что портят оное тьмы забот, трудов и печалей. Но если бы и чистым удовольствием наслаждался средний возраст, что̀ невозможно, то не середине должно господствовать над крайностями, но крайностям владеть серединою. Когда же и середина возмущается тысячами бурь, забот, опасностей, козней, трудов и всего иного, о чём теперь умолчу, – скажи мне, где укажешь наслаждение?
(продолжение далее)