Проповеди монаха

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 07 июл 2023, 20:44

Преподобный Макарий Великий, Египетский.

Новые духовные беседы.

Беседа 22. О божественной непостижимости.

3. Одно тебе опять же могу сказать, что ищущий Бога вбирает в себя силу Святого Духа и его естество разрешается в некую простейшую природу, преодолевшую блуждание и робость; он находит для себя питание, нисходящее свыше, естество священного огня. Как голое, сухое, бесплодное и сучковатое дерево бесполезно, и все прохожие, прислоняясь, обчищают о него налипшую грязь, но если бросить его в огонь, то, хотя дерево внутри огня пребывает, конечно, неизменным в своей первооснове, оно преображается и делается жарким углем и никто уже ни прислониться, ни сесть на него не может, – таким ты мне мысли наше существо; оно после преступления бесплодное и сухое, с торчащими сучьями злых и нечистых духов, но преображается от действия силы Божией и загорается огнем и светом, и бесы, желая по старому обычаю приблизиться к душе и осрамить ее, ожигаются огнем и разгоняются светом, пронизавшим и объявшим душу. Преображается же оно так, что сам человек чувствует превращение и знает себя уже не тем прежним, имевшим земной образ мысли. Это происходит, когда душа общается с Богом и преображает свое естество в Божий образ. Как мать любит своего младенца и с великим порывом обнимает его, принимая в свое лоно, так Дух приходит в душу и, объяв ее, принимает в Свое лоно среди великого мира и радости, и через действие Божественной силы такой человек испытывает порыв к себе Духа и возносится горе и пленяется в пленение небесных тайн и проникается в своем уме божеством. Он разрешает тогда отложенные без попечения орудия в душе и изгоняет и истребляет всяческие обманом вселившиеся в душу и тело блуждающие призраки и, упоенный и опьяненный Духом, весь претворяется в любовь и веселие и великое смирение. Поэтому все оставившие словесную тщету и в простоте пришедшие искать Бога и всю заботу, все помыслы своего ума возложившие на Него (1Пет.5:7), вот кто воистину обнаружил, что неведомое веку сему и природе их прилепилось к ним и в малое время они обогатились и стали царями. Ибо пребывание Господа во плоти и апостолы и весь от начала совершенный святыми подвиг то сделали возможным и то великое приобретение даровали людям, что они становятся ковчегами Божиими и Бог приходит и поселяется в душах их, а примешавшаяся часть смерти изгоняется и истребляется. Отдадим же себя Господу и приложим усилия, чтобы найти нечто от Бога данное; и когда найдем, все от Него узнаем, чему ни законоучители, ни любители словопрений научить не могут.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3309
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 08 июл 2023, 14:52

Преподобный Макарий Великий, Египетский.

Новые духовные беседы.

Беседа 23.

1. Божий человек, в истине идущий путем праведности, то есть верный слуга Господа, в каждом добром деле и в любом добродетельном свойстве всегда стремится преуспеть, день ото дня делается лучше самого себя и утверждается во всяком добродетельном совершенстве, например, в смиренномудрии и кротости, в благорасположении, в терпении, стойкости, в любви, вере, надежде, в благоразумии, мужестве, доброте. В каждом из этих совершенств – великая глубина и широта и тончайшее устроение. Как если бы в райском саду было множество плодоносных и разнообразных деревьев и каждое дерево имело бы ветви, а от этих ветвей другие ответвления и более тонкие отростки с пышной листвой, – так в каждой из добродетелей заключена тонкость работы и великая глубина, и каждая бывает как бы неким совершенным достижением. А всех их опора и основание и вершина, где должен утвердиться и обосноваться каждый стремящийся к Богу, это доверие к Богу и крепость веры, что и должен прежде всего обрести каждый хотящий следовать за Богом: утвердиться в доверии к Нему. Не приобретшие же сначала доверия и надежды на Бога подобны строящим дом без основания. С верой в Бога и надеждой на него, показав благородство в великом борении, мужественно во многих и великих сражениях покорили своих врагов через телесное воительство Маккавеи, которых мы возьмем в пример для самих себя в нашей незримой брани против духов злобы: как они, решительными, мужественными, благородными и великодушными подобает быть нам, истинным воителям Христовым, по слову Апостола: Все, что происходило с ними, были прообразы; а записано в наставление нам, достигшим последних веков (1Кор. 10:11). Итак, в различных потеснениях и многообразных испытаниях, воздвигаемых на нас духами зла, нам как подлинным Христовым борцам и воителям надо быть стойкими, мужать и долготерпеть, чтобы мы смогли с благодарностью принять и утешения и дары благодати.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3309
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 09 июл 2023, 14:15

Преподобный Макарий Великий, Египетский.

Новые духовные беседы.

Беседа 23.

2. Как видимый человеческий мир управляется от Бога благодатью и справедливостью, – благодатью при множестве и изобилии плодов и здравии, в благую пору года и при всяческом даровании благ, справедливостью же и наставлением при голоде, море, потеснениях, нужде, среди бедствий, при градобитии, разрушениях и всем прочем, что посылается от Бога для наставления по справедливости и на пользу людям, – так и душа, хотящая наследовать вышнему Божественному миру, разнообразно управляется благодатью и иногда веселится в облегчении и радости духовной и наслаждается утешением благодати, иногда же предается наказаниям и разным испытаниям и всевозможным притеснениям мирского духа, чтобы, пройдя всю школу испытаний и оставшись верной и мужественно претерпев все искушения и ни в чем не отступив от следования Богу и так став доверенной у Христа, она удостоилась бы Божией благодати и справедливости и унаследовала вечную жизнь. И как в здешней жизни не все бывает людям отдых и благополучие и изобилие плодов и мир, но Бог ярмом справедливости и мерою наставляет и милует и промышляет о мире, так и душа, вожделеющая родиться для вышнего мира, не все пребывает в отдыхе и веселии и радости духа, но игом справедливости и благодати наказывает и наставляет и милует и устраивает ее Бог. И если бы у людей все было в жизни отдых и наслаждение и сытость и богатство без бедствий и мучений, люди не вынесли и не стерпели бы этого, презрели бы Бога и совершенно предались плотским наслаждениям, как сказано в Писании: Ел Иаков и утучнел, разжирел, отолстел, раздобрел и оттолкнул он Бога, возлюбленный им (Втор. 32:15). Перенеси все это в область духовного. Если бы все в радости и облегчении и веселии духовном непрестанно пребывала душа, она уже не помнила бы сама себя и ни подвига, ни пути праведности (Мф. 21:32) не знала бы и преуспевала бы лишь в самомнении, заносясь над всеми, и уже не признавала бы в себе смертного человечества. Как говорит Апостол: При чрезвычайности откровений дан мне ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился (2Кор. 12:7). Видишь? Такому святому мужу потеснения были на пользу. Еще как он говорит, от скорби происходит терпение, от терпения твердость, от твердости надежда, а надежда не постыжает (Рим. 5:3–5). Так что потеснения бывают на пользу и для совершенствования души.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3309
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 10 июл 2023, 13:59

Преподобный Макарий Великий, Египетский.

Новые духовные беседы.

Беседа 23.

3. Конопле подобны души христиан, вводимые лукавым во многие бедствия в мире сем. Ибо как конопляное волокно получается тем тоньше, пригоднее и чище, чем больше колотят и треплют коноплю, чтобы из нее сделалась тончайшая пряжа, и чем сильнее ее треплют и чешут, тем пригоднее она становится, – так боголюбивые и правдолюбивые христианские души, насколько они вводятся духами злобы в великие скорби, испытания и искушения, сами сохраняя стойкость и долготерпение, насколько чище, испытаннее и пригоднее для тонкого благодатного духовного делания становятся они, удостаиваясь обитать в небесном городе святых. Ведь когда душа испытывается в великих испытаниях и разнообразных бедствиях и принимает помощь благодати, стойко претерпевая в надежде на Господа, всякий вид зла в ней понемногу убывает, и тяжкое бремя сопутствующего ей греха сбрасывается примерно таким образом: как если бы шел кто долгим путем, направляясь в некий город, и нес бы полный мешок песка, в котором снизу была бы тончайшая дыра, и пока он шел, по всему пути песок высыпался бы, облегчая его, и когда бы он наконец достиг города, тяжесть песка опросталась бы и человек совершенно облегчился бы и отдохнул от тяжести песка, – так и у истинно борющейся души, идущей путем праведности (Мф. 21:32) и спешащей в город Царства, но несущей с собой тяжелое бремя греховных страстей, по мере того, как она идет путем добродетелей и прилепляется к Богу, убывают грех и страсти, и она ощущает в себе чувство легкости и кроткого покоя. Если же совершенно и всецело прилепится к Богу и безупречно и хорошо пройдет путь праведности, то удостаивается полноты благодати, совершенно избавляясь от тяжкого бремени греховных страстей. Но сначала надо пройти через многие испытания и скорби; и так человек вступает в покой благодатной полноты, то есть удостаивается достичь бесстрастия.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3309
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 11 июл 2023, 14:13

Преподобный Макарий Великий, Египетский.

Новые духовные беседы.

Беседа 23.

4. Как свежеизваянный сосуд, еще не обожженный на огне, не готов для употребления, или как бессловесный младенец неспособен к мирским делам, потому что не может ни город строить, ни сажать, ни семя сеять, ни делать какое другое мирское дело, будучи неразумен, – так и неиспытанные души, не проверенные в различных скорбях от духов злобы, еще младенчествуют, не имеют достаточного упражнения и, так сказать, пока бесполезны для Царства, как говорит блаженный Павел: Если остаетесь без наставления, которое всем обще, то вы – незаконные дети, а не сыны (Евр. 12:8). Вот как полезны человеку скорби и испытания и искушения, делающие душу пригодной и надежной. – Лишь бы мы решительно и достойно и мужественно готовили самих себя, в стойкости перенося нападения, и укреплялись бы в надежде и доверии, всегда ожидая избавления и дерзали, полагаясь на милосердие Христово, ибо Он никогда не оставляет ищущую Его душу сверх силы подвергаться испытаниям, но при искушении даст и выход, так чтобы вы могли перенести (1Кор. 10:13).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3309
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 12 июл 2023, 13:42

Преподобный Макарий Великий, Египетский.

Новые духовные беседы.

Беседа 23.

5. Еще и так человек рассуждает в себе: если и убьют меня и тьмы других худших зол испытаю, с попущения Господа страдая и бедствуя от злых духов, я не оставлю Его, ибо верен Тот, Кто поднимает меня из всякой беды; и Он опять уведет меня из бездны земных (Пс. 70:20). И так, всецело вручив себя Господу и до конца претерпев, человек до конца узнает на опыте и благодеяние Божие, и помощь, и доброе воздаяние. Как говорит Господь: Кто претерпел до конца, тот спасется (Мф. 10:22). В самом деле, как люди в мире сем не могут ни достичь почестей и успеха, ни получить от царя чин высшего достоинства, если прежде не приложат великих усилий и не проявят большого мужества, выступив на войну, изучив все военное искусство и навыкнув и на опыте одержав победу и отняв добычу у противника и во всем отличившись перед царем (тогда они удостаиваются чинов и достоинств и великих царственных почестей) – так тем более никто не удостоится сразу получить сокровища благодати, духовных даров и небесных божественных дарований от всевышнего и истинного Царя (Деян. 2:38, 10:45), если прежде его ум не утвердится, пройдя через все, в заботе о добрых помыслах и в соблюдении святых заповедей и в уповании на Бога, и так сподобится он благодати и возьмет небесное оружие (самый дух) и с ним отличится в великих подвигах против духов злобы, борясь в согласии и единении с данной ему от Бога благодатью и сделавшись соратником небесному воинству и совоителем против зла до последнего и совершив с победой через многие труды и борения и испытания поход против духов злобы. И когда он исторгнет победу у врага, тогда удостоится получить от всевышнего Царя достоинства Божественные и небесные и почести славные и духовные, будучи уже в силах и других снаряжать и обучать для войны. Ибо если просто возьмут из толпы обыкновенного человека, не знающего войны и не имеющего опыта в военных делах, и сразу поставят военачальником над всеми, то такой достоин смеха, потому что вознамерился руководить военными действиями, не узнав прежде войны. Так и в духовном истолкователь слова Божьего и предстоятель душам должен иметь опыт во всех духовных делах, чтобы, являя на опыте действие объясняемых им слов, он всякий раз приносил собою пользу и помощь слушающим. Божия мудрость и христианский путь и происходящая в верной душе работа благодати совершается с величайшей тщательностью через постепенное возрастание и восхождение, и когда человек сочтет ее законченной, тогда только и надо ему начать еще более внутреннюю работу, потому что в душе совершились таинства Духа и духовные восхождения; и кто часто считает дело завершенным, тот часто должен и начинать. Ведь если это так в здешней жизни, в мирской мудрости, – скажем, мы учимся у начальных учителей, потом у грамматиков, потом у риторов, потом еще и у софистов, наконец у философов, и когда человек пройдет всех учителей, по завершении одной школы начиная другую, тогда начинает при начальниках вершить суд, потом же, с годами отличившись, делается в свою пору и сам начальником и тогда опять же берет себе советника, чтобы не упустить ничего для торжества справедливости, – словом, если в мире сем мы видим такую сложность мудрости и такое ее постепенное восхождение, то тем более неизреченная и безграничная премудрость Божия и христианский путь имеют некую великую сложность и множество ступеней восхождения. И по мере восхождения человек полагает начало каждый раз новым деяниям, проникает глубже в духовные таинства и в сокровенные богатства премудрости; и насколько он возрастает в благодати и богатеет в познании Бога, настолько познает умыслы и козни зла, по слову Апостола: Нам не безызвестны его умыслы (2Кор. 2:11). Если же такая ведет нас надежда и такие духовные блага уготованы хотящим воистину бороться, то и мы со всею силою да отдадим себя на благоугождение Господне, чтобы, получив духовные дары и преуспев в мудрости Божией и всякое испытание и потеснение с помощью благодати Христовой преодолев и сподобившись совершенного освящения, стать достойными вечной жизни во Христе Исусе Господе нашем, Которому слава во веки веков. Аминь.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3309
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 14 авг 2023, 18:33

Преподобный Макарий Великий, Египетский.

Новые духовные беседы.

Та же беседа в сокращении:

1. Божий человек всегда совершенствуется во всяком добром деле, в смиренномудрии, в благорасположении, в долготерпении; опора же всего этого – надежда на Бога. Не имеющие такой опоры – все равно что строющие дом без основания; и как Маккавеи, великие мужеством и храбростью, победили своих врагов в телесном воительстве, так же благородны и великодушны истинные воители Христовы; сделаем же их примером для самих себя в войне против духов злобы. Как видимый мир управляется милостью и справедливостью – милостью при обилии плодов, справедливостью при голоде и море,так и душа, хотящая иметь часть в вышнем Божественном мире, разнообразно управляется благодатью, иногда веселясь в радости духовной, иногда же предаваясь испытаниям и потеснениям злого духа, чтобы, закалившись в огне, стать надежной.

2. Как в мире не всегда бывает благосостояние, потому что, если бы всегда были покой и роскошь, то люди отшатнулись бы об Бога: ведь ел Израиль и отолстел, и оставил он Бога, создавшего его (Втор. 32:15), – так и душа, если бы всегда пребывала в духовном покое, то уже не узнавала бы себя и пути праведности не знала и лишь в самомнении преуспевала. Как говорит Апостол, рассуждая о пользе скорбей: Дано мне, – говорит он, – жало в плоть, чтобы я не превозносился (2Кор. 12:7). Видишь, и такому святому мужу скорби были в содействие.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3309
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 15 авг 2023, 09:49

Преподобный Макарий Великий, Египетский.

Новые духовные беседы.

Та же беседа в сокращении:

3. В самом деле, как коноплю чем больше треплют, тем она становится тоньше и лучше, так боголюбивая душа, вступив в великие испытания и скорби и устояв, становится чище и пригоднее для духовного делания и наконец удостаивается наследовать небесному хору святых. Ведь от стойкости и долготерпения души в ней понемногу уменьшается часть зла. Как если бы кто шел долгим путем, неся полный мешок песка, в котором снизу была бы крошечная дыра, то по мере путешествия песок высыпался бы и мешок бы пустел, пока не опорожнился бы весь от песка, так понемногу у прилепившегося к Богу человека уменьшается присущий ему грех.

4. И как младенец непригоден для дел мира, ни городов строить не может, ни насаждать, ни иное что делать, так души, не проверенные в разных потеснениях, еще младенчествуют и бесполезны для Царства, как говорит Апостол: Если же остаетесь без научения, то вы – незаконные дети, а не сыны (Евр. 12:8). Вот насколько полезны человеку скорби, лишь бы только он приготовился переносить их решительно и достойно.

5. Ведь если в этом мире человек не может достичь чинов и больших успехов, если прежде не пройдет через многие упражнения и не отличится на деле в трудах и бранях, выбрав победу и добычу от противника, то тем более у небесного и истинного Царя никто не удостоится небесных даров духа, если прежде не упражнится в заботе о святых заповедях, и тогда возьмет небесное оружие (саму благодать) и будет биться против духов злобы. И насколько человек совершенствуется в духовном борении, настолько он постигает духовные таинства и сокровенные богатства премудрости; а насколько он возрастает в премудрости, настолько преуспевает в знании умыслов лукавого (2Кор. 2:11).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3309
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 16 авг 2023, 13:13

Преподобный Макарий Великий, Египетский.

Новые духовные беседы.

Беседа 24

Сильно отличаются такие души в лучшую сторону от остальных, живущих в мире, – как, можно сказать, свет от тьмы или живые от мертвых. И не столько они, но и услышавшие и принявшие слово истины и уверовавшие в великой простоте и утвердившиеся на этой надежде в ожидании благодати, даже если они еще не получили самых даров, все-таки сильно отличаются от прочих людей верой и надеждой и всяческим упражнением в добродетелях, ведь они, так сказать, уже вступили в преддверие через надежду на Слово, воспринятое ими в водворившееся в них. Ибо немалое и это дело, когда само высшее слово истины воспринято нами и вселяется в нас и очищает все наше мысленное жилище; когда наша душа препоручает себя надежде на Бога и на Слово Его и борется с помощью Господа против духов злобы. Немалое это борение и немалый успех, если кто способен утвердиться в Слове Божием, надеяться всей надеждой на милосердие Господне и, борясь в согласии с благодатью, верить в спасение и уповать на победу над духами злобы и торжество над всеми страстями. Такие души тоже сильно отличаются от остальных, лишь бы только они до конца держались надежды и веры и пути и борения и цели (Евр. 6:11), чтобы, на самом опыте познав дары благодати и удаляясь от злых страстей, они достигли спасения вечного (Евр. 5:9).
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3309
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Re: Проповеди монахов

Сообщение vnifantiy » 18 авг 2023, 13:59

Преподобный Макарий Великий, Египетский.

Новые духовные беседы.

Беседа 24

Сыны дня (1Фес. 5:5) совершают дневные труды, а чада ночи (то есть прелюбодеи и воры и ядосмесители) соответственно исполняют ночные дела, днем почивая, дело же свое делая ночью. Так и у Адама, отпавшего от заповеди и преступившего закон, чада ночи (то есть духи злобы) сокрушили прекрасные и драгоценные члены души и сделали ее расслабленной и бессильной на благие дела, помрачив и неизлечимо повредив так, что никому из отцов или пророков уврачевать ее невозможно, кроме одного только Господа, ее создателя. Для того и было пришествие беспредельной Его благости с таким истощанием и смирением, чтобы восстановить падшую во зле душу: Восставлю, – говорит Пророк, – и воссоздам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, восстановлю (Деян. 15:16; Амос. 9:11). И для души, обитающей в ночи и мраке, совершающей дела ночи, впавшей в злые страсти, Он возжег в ней святой день Света Своего, чтобы она, трезвея, шла впредь не спотыкаясь, совершала дневные и светлые дела жизни и стала достойна Царства Небесного. Ибо чем питается душа, в том она и пребывает, к тому и прилепляется, или к мирскому духу, или к Духу Божию (1Кор. 2:12): от чего питается, тем и живет. И каждый, если хочет проверить себя и узнать, чем он питается и где пребывает его сердце, чтобы, поняв и приобретя рассуждение, отдать себя доброму порыву, – каждый, идя на молитву, следи за сердечными помышлениями и действиями разума, откуда они, от духа мира или от духа Бога (1Кор. 2:12), и какую они преподносят пищу сердцу, свыше или от века сего. И ты, проверившая и познавшая себя душа, с великим усилием проси Господа питать сердце только небесной пищей, чтобы там она возрастала и там действовала и там жила всецело небесной духовной мыслию, откуда и доставляется ей небесное питание, по слову Апостола: Наше жительство – на небесах (Фил. 3:20); и чтобы по совершенном благоугождении предстала достойной того небесного наследства, допущенная к вечным благам вовеки. Аминь.
(продолжение далее).
vnifantiy
участник форума
 
Сообщения: 3309
Зарегистрирован: 22 авг 2014, 07:48

Пред.След.

Вернуться в Бог и Душа



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

@Mail.ru