vnifantiy » 01 окт 2024, 01:57
Преподобный Исидор Пелусиот.
Письма том 1, Книга 1.
626. Чтецу Тимофею (2, 126).
О том, что не до́лжно соблазнять.
Более всего, друг, бойся кого-либо соблазнить: ибо доброе в людях не трезво – едва стоит, когда и никто не колеблет.
627. Епископу Кириллу (1, 127).
О том, что не до́лжно нерадеть об увещаниях, или в ком-либо отчаиваться, и что, если увещаваемые остаются неисправившимися, то вина не на увещающих, но на произволении увещаваемых, особенно же, когда первыми ничто не упущено из внимания.
Твоему благоразумию и твоей власти, доблестнейший из всех, предоставлено чистотой могущества и рачительностью восстановить Пелусийскую Церковь, пострадавшую от пороков в начальниках. Ибо не достанет настоящего, вернее же сказать, какого бы то ни было времени, чтобы рассказать о всех неправдах и поруганиях, какие терпела она, разграбляемая и оскорбляемая людьми развращёнными и злонамеренными, которым иной не поручил бы и стада бессловесных животных, не только что людей, тварей разумных, ради которых пришёл на землю и излил честную кровь Свою Христос. Да если бы и дозволило время, то замышлённое ими превзошло бы всякое слово. Но необходимо и в настоящее время сказать то немногое, о чём умолчать не мог бы безнаказанно, если бы кто и захотел. Притом кажется мне, что и ты, чудный, требуешь уже рассказа: почему и я, прекратив сие предисловие, приступлю словом к делу, заметив только следующее: словами моими не измеряй самых действий (не найти бы мне и слов, которые подходили бы к тому, что сделано, когда и всякий язык побеждается действительностью этого), но неусыпными очами ума всматривайся в ход дела. Посему, что Божество было хулимо, город ограблен, священство стало продажным, в Церкви явилось самоуправство, люди честные осуждались на изгнание, а те, которые не должны были бы ступать и на порог церковный, заслуживали одобрение, и им вверялись Божественные и неизреченные Таинства (они думали, что не ду́ши им вверяются, но захватывают они в руки свои отеческое самовластие), а также, что о нищих не было у них и слова, что расхищали церковные деньги и тратили в угодность собственному своему любочестию, что осмеливающимся стоять за добродетель мстили даже до крови, – это и всё тому подобное оставлю в стороне, доказывая тем, что и эти слова вынужден выговорить невольно. Но о замышленном ныне (так как молчание небезопасно и желающему молчать) скажу, сколько можно короче и темнее, потому что и не в состоянии говорить о сем ясно. Мартиниан, к поруганию Божественной веры рукоположенный в пресвитера (если надлежит назвать пресвитером того, кто воспользовался именем священства, чтобы иметь возможность делать самое большое и никак не извинительное зло), не умею сказать, от кого ведёт род или из какого пришёл города. А что он раб и, первый возраст прожив неблагонравно, бежал, о том, хотя это и верно, умолчу: моя цель – не худое говорить о нём, но показать, сколько оскорблена им Церковь. Сей-то Мартиниан, придя к Пелусиотам, жил в крайней нищете, пользовался от многих вспоможением, облёкся в монашеский образ, по наружности вёл себя целомудренно и домогался служебной, – а по его мнению начальственной – должности клирика. Но так как епископ Пелусы, достославный и исполненный божественной мудрости Аммоний, прозорливейшими очами ума усмотрев лицемерие, не оставил ему даже и надежды в этом деле, то, размыслив, что напрасно тратит там время при вожде весьма благоразумном, заблагорассудил Мартиниан сплетать эти сети у других. Поскольку же и там его узнали и не успел он в своей надежде, то наконец известившись, что мудрый оный епископ почил и переселился в небесные страны, рукоположен же Евсевий, снова прилетел в Пелусийский град, думая без труда привести в действие свою хитрость, не скажу – своё безрассудство, и весьма скоро достиг своей цели. Ибо нет нужды и распространяться об этом. А что доставляющий семя виновен и в появлении растений, известно сие всякому. И так, улучив рукоположение и скверными руками коснувшись священных Таинств, снова отродил болезнь, которою чреват был издавна. Ибо положив, что и жизнь будет ему не в жизнь, если не присвоит себе достояние нищих, даёт обещание всё, что̀ ни приобретёт, оставить Церкви и, вместо приманки подав такие надежды, убеждает поставить его экономом. Так этот неблагонамеренный и несвободного происхождения человек, захватив в руки церковную экономию, привёл её в такое положение, что не была бы разграблена так Церковь и в варварское нашествие, ибо уничтожил он все отличающиеся добродетелью признаки её красоты. Ибо в управлении делами прибегая к обманам, хитростям, преступным замыслам и ложным клятвам, ничего не делал просто и справедливо, но, имея в мыслях делать одно зло, ожесточился на избравших для себя жизнь свободную и благочестивую, правдолюбцев называя глупцами, а ведущих дела злонамеренно – разумными, любомудрых – ни к чему не годными, а людей продажных – дельными. И не говорил только он это на деле не исполнял; напротив того, делами затмевал слова свои, присваивая себе церковные деньги, продавая рукоположения, любителей добродетели извергая, собирая же вокруг себя поступающих так же, как и он. Ибо, полагая, что иначе не будет иметь безопасности здесь (о будущем же Суде не было у него и мысли), если не изгонит всякий вид добродетели. Всё же это приводил в исполнение, сделав, не знаю как, подручным себе епископа. Ибо епископ (пусть смело будет высказана истина, иначе и сказать я не мог бы) так ему раболепствовал, как низкий и за деньги купленный невольник, на то и поставленный, чтобы делать всё, что̀ прикажет Мартиниан. До такого безумия (пусть будет сказано то, что̀ составляет верх зол и венец сего плачевного зрелища) довёл он епископа, уловив его обещаниями, которые ныне этот епископ, выставляя на позор собственное своё несмыслие, провозглашает открыто или по принуждению, или по убеждению (что̀ и сказать о сем не знаю, по чрезмерной несообразности дела), вписав в церковных книгах, что обиженная Мартинианом Церковь у него же состоит в долгу. Ибо Мартиниан думал, что иначе не может владеть безопасно тем, что̀ приобрёл не по праву, если не покажет, что Церковь должна ему, хотя он не чает потребовать у Церкви, что̀ у неё похитил, а домогается только, чтобы Церковь у него не потребовала. Бедный же город, как скоро узнал, на что ухищряется Мартиниан, так как не оставалось сие в неизвестности (не буду говорить о том, что, по чрезмерной важности совершаемого им, обвиняли его даже в волшебстве и уличали в срамных и гнусных грехах), нередко порывался убить его, впрочем, удерживался от этих порывов. А Мартиниан, всеми укоряемый и обвиняемый, клеветал всем на епископа, епископу же на всех, вооружая его на любителей добродетели, чтобы во всех подавить дерзновение, а всем объявляя, что епископ торгует рукоположениями, злоумышляет против людей целомудренных, присваивает себе имущество Церкви, потому что берёт золото и вписывает в церковные отчёты. Рассказывал же это, думая сими ухищрениями угасить людской гнев на то, что̀ сам он делал. И когда иные указывали на это самому епископу, не было от сего успеха: вероятно, он же внушал, что без обвинителей ничего сделать не можно. Когда же с тою мыслью, что говорит он истину, явились и обвинители, притом многие достоверные, готовые представить доказательства, и в этом случае не вышло не то, чтобы по обличению, наконец, всякого предлога по всей справедливости был он заподозрен всеми, как сообщник в том, что делалось. Ибо если бы и тысячекратно обещал он вносить в Церковь всё приобретаемое гнусными способами, наипаче не надлежало бы передавать ему в руки все церковные доходы, и тысячи душ соблазнять тем, что делалось. Даже, если бы и обольщён был епископ обещаниями, не надлежало оставлять дела безотчётным. И если до́лжно было требовать отчётности, то надлежало поверять отчёты в точности при помощи людей разумных и опытных, потому что сам, по словам его, и в этом, как и в чём-либо другом хорошем, неискусен. А если епископ подписывал отчёты тайно, не приглашая никого к поверке, то ясно, что не обманут он был (как громко вопиет, думая отстранить от себя обвинение), но сам расхищал церковные имущества, и всю Церковь пускал в продажу. Так Мартиниан, как купивший, и купивший беззаконно, рассудил ещё безаконнее пользоваться приобретённым, спеша одно зло заменить другим. Ибо, забрав себе в руки все церковные деньги или, как сам говорил, разделив с поручившим ему экономию и давшим повод к такому плачевному действию, недавно послал золото в Александрию, домогаясь себе епископства, хотя не в состоянии он управлять даже самим собою. Узнав о сем, святыня твоя, по обязанности отлучить его, угрожала ему посланием и подтверждала, что, если опять примется за то же, объявит его отлучённым, как наносящего бесславие Божественной вере в целой египетский области. А теперь, пренебрёгши и посланием, и угрозами, тайно устремился в Александрию, ища себе епископства, вредя же доброй о тебе славе, будто бы и ты рукополагаешь за деньги. Посему (о, как назвать тебя, могу достаточно приветствовать!) твоему великому уму свойственно, хотя строгое наказание его поступков соблюсти нелицеприемному судилищу (потому что здесь и невозможно и понести ему достойное наказание), однако же подвигнуться, и, во-первых, защитить обиженную Церковь, во-вторых, поддержать собственное своё мнение, угрозы привести в исполнение и отлучить его. Ибо если, – чему не верю, – не только не претерпит он ничего подобного, но ещё будет рукоположен, то истинною окажется разглашаемая тайна. А потом до́лжно с несколькими благоговейными епископами, которые враги всякой корысти, выслать его сюда, чтобы дал отчёт в церковных доходах, и какой окажется долг, пусть возвратит, если же дал что епископу (ибо епископ говорит, что ничего не дано ему, но он обманут), вывел сие наружу. Ибо, несомненно, что как первенствующему лицу в этом деле, которое или участвовало в нём, или подписывало по неосмотрительности, ты воспретишь прохождение епископства или, оказав ему снисхождение, поставишь, по крайней мере, при нём епитропа, который бы не дозволял ему впадать в погрешности, превышающие снисхождение, так и действовавшему под его начальством покажешь, что мудрый этот умысел глуп, и счёты, по которым, как говорит он, Церковь состоит у него в долгу, соделаешь недействительными. Ибо откуда такое богатство у человека, страдавшего крайнею нищетой и заведовавшего церковными доходами?
(продолжение далее).