vnifantiy » 18 май 2023, 17:24
Преподобный Макарий Великий, Египетский.
Новые духовные беседы.
Беседа 7. О том, что надо христианину умереть для лукавых дел мира.
3. Как в этом мире есть многие, приобретшие в дому большой достаток, а не выказывающиеся всем и перед толпой умеряющие себя, ничуть не выхваляясь ни имуществом, ни домами, ни различной утварью, ни слугами, ни скотом, но со всей предосторожностью держащие свое богатство сокрытым; и как есть много других, которые совершенно никакого достатка не нажили, однако, выставляя напоказ множество утвари и расписывая свои дома, заставляют предполагать о себе, будто они владеют большим достатком, и, кажущимся великолепием вводя толпу в заблуждение, слывут за богатых, будучи бедными и нуждающимися, – так и среди христиан есть приобретшие внутри себя на деле небесное сокровище Духа, но они не показывают этого всем, а таятся, смиряя себя и не желая, чтобы узнали, кто они; и есть другие, которые из-за какой-то малости видимых добродетелей, поста, или бдения, или молчания, или слова мудрости, или чего подобного хотят считаться духовными, не имея духовного действия и силы. И, по тому же примеру, как человек, который держит в тайне свое большое богатство, если захочет пустить в ход часть своих денег, то без труда скупает все владение выказывающего себя богатым и желающего слыть не тем, что он есть, а если откроет свое богатство и явно предстанет всем, то в великой зависти восстанет на него толпа, откуда-де этот явный нищий вдруг взял такое богатство, и начнет вводить его в общественные расходы и большой ущерб, да и воры и грабители днем и ночью подстерегают такого, чтобы отнять и растащить его добро, и ему отовсюду грозят нежданные опасности, ущерб и беда, пока он не получит от царя какого-либо чина или власть, – поэтому разумный человек, таящий у себя великое сокровище, чина же не имеющий, скрывает со всей предосторожностью свое богатство, чтобы не открыться толпе и не подпасть людской зависти или козням, не погубить вместе со своим богатством и жизни, если же он получит из царских рук достоинство какого-нибудь начальнического положения или власти, то, хотя и раскроет богатство своих сокровищ, страха не имеет, а даже гордится скупкой больших имений, постройкой великолепных домов, приобретением множества домашних служителей и тысячи различных животных на свои деньги, и не боится грабительского нападения, получив от царя власть оружия на врагов и злодеев, благодаря своему чину собирая к богатству большее богатство и прилагая через все приобретения деньги к деньгам, пока не станет почти весь золотым и в конце концов уже и не знает, сколько приобрел, – так и христианин, найдя в себе духовное дарование и радуясь утешению Божьей благодати, пусть надежно таит в себе духовное утешение или знание небесных таинств, не тщеславясь и не выказывая себя ближним, да не будет начисто разорен благовидно крадущими невидимыми грабителями и не подпадет злой зависти, пока не возведен Небесным царем в какое-либо духовное достоинство. Управители тайн Божиих (1Кор 4, 1), поистине могущие подавать помощь душам и на это поставленные от Духа, – они, неотъемлемо приобретшие небесное богатство во владение, по праву возглашают, нехвастливо и нетщеславно. Ибо сказано: «Так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши» (1Фес 2, 4); и еще: «Проповедуем перед Богом, во Христе» (2Кор 2, 17). С такой жаждой должны христиане стараться о лучших и больших духовных дарах, ненасытно желая небесного богатства, и так алкать и жаждать правды, то есть совершенной и непрестанной любви духа (Рим 15, 30), в которой наставляет блаженный Павел, увещевая получивших великие дарования не успокаиваться на приобретенных духовных благах, но с жарким молением ревновать о приобретении того, от чего уже нет отпадения, – а это и есть совершенная и непрестанная любовь духа, вобравшая в себя все дарования и больше того, открытая апостолом перед учениками как превосходнейший путь (1Кор 12, 31). У достигших такой веры и злые страсти упразднились (как сказано: «Любовь не завидует, не надмевается, не бесчинствует, не ищет своего, не мыслит зла» и прочее, 1Кор 13, 4–5) и живой источник Духа непрестанно и неослабно изливается в них из божественной бездны, как сказано: «Кто будет пить воду, которую Я дам ему, в том откроется источник воды, текущей в жизнь вечную» (Ин 4, 14), всегда влекущей ум к небесным неизреченным таинствам и поднимающий его от славы к славе, из веков в веки, от таинств к таинствам, от сил к силам, от утешений к неизъяснимым утешениям, от добродетелей к добродетелям, от надмирных светов к наднебесным светам.
(продолжение далее).