Эпохи развития человечества в мифологиях майя, науа и ацтеков - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации

Перейти к контенту

Эпохи развития человечества в мифологиях майя, науа и ацтеков

Мировые эпохи и человечества > Пять мировых эпох и человечеств майя, науа и ацтеков
Поделиться

Характерной особенностью мифологий майя, науа и ацтеков является упоминание о двух или трех (у майя) и трех или четырех (у майя, науа и ацтеков) мировых эпохах, предшествовавших нашей, Пятой эре, населенной людьми. Они отделялись друг от друга грандиозными катастрофами (и здесь) и характеризовались уничтожением старогоздесь) и созданием новогоздесь) «человечеств». Каждой такой эпохе отвечало свое Солнце, и она разительно отличалась от других эр.

Об эпохах развития человечества говорится в следующих произведениях и архитектурных памятниках: «Пополь-Вух», «Чилам Балам» и Дрезденском кодексе майя, «Легенде о Солнцах» и «Анналах Куаутит-лана» (Кодекс Чимальпопоко), Флорентийском кодексе,  Ватиканском кодексе «А (3773)», Кодексе Теллериано-Ременсис, Кодексе Риос, Кодексе Иштлильшочитля, четырех мешикских барельефах, «Истории мексиканцев по их рисункам», эпосе «История Мексики» ацтеков, и в некоторых других произведениях и устных преданиях майя, науа и ацтеков*.


Мировые эпохи и человечества по «Пополь-Вух» майя


В «Пополь-Вух» повествуется о трех или четырех мировых эпохах и трех творениях мира и человечествах. Согласно этому эпическому произведению, Первое творение началось тогда, когда мир пребывал в темноте, и «было только холодное море и великое пространство небес». Мир был создан Создательницей и Творцом, Великой матерью и Великим отцом Тепеу и Кукумацем, находившимися в бесконечных водах, а также Сердцем небес Хураканом. В результате творения «…горы появились из воды; большие горы выросли мгновенно» (здесь и далее перевод с языка киче Р. В. Кинжалова). После создания земли боги сотворили животных и птиц, но они довольно скоро поняли, что те были неспособны  почитать своих творцов, и, превратив их в объект охоты, отдали на съедение «людям» (правда, непонятно, каким, так как «люди» тогда еще не были созданы).
Далее Творцы создали «человеческую» плоть из глины и земли, но это творение тоже оказалось неудачным. «Человеческая» плоть «расплывалась, она была мягкой, без движения, не имела силы; она падала вниз, она была слабой; голова ее совершенно не могла двигаться, лицо ее было скошено на одну сторону; зрение ее было полностью затуманено, и она не могла видеть сзади. В первый момент она зато могла говорить, но разума у нее не было. Она быстро намокала в воде и не могла стоять». Поэтому боги решили уничтожить и этих созданий, не умевших ходить и даже размножаться. Они разломали и разрушили их (по другим переводам, размыли их водой).
Во Вторую или Третью эпоху были созданы фигуры из дерева. «Они имели лица, подобно людям, говорили подобно людям и населили поверхность земли. Они существовали и умножались; они имели дочерей, они имели сыновей, эти деревянные фигуры, но они не имели ни души, ни разума, они не помнили свою Создательницу и своего Творца; они бесцельно блуждали на четырех [ногах]». Их лицо «не имело выражения; их ноги и руки не имели силы;
они не имели ни крови, ни сукровицы, они не имели ни пота, ни жира. Щеки их были сухими, их ноги и руки были сухими, а плоть их была трухлявой». Эти создания существовали в большом количестве.
Недовольные своим творением, боги вновь уничтожили, разрушили, сломали и убили деревянные фигуры. Кроме того, «был устроен великий потоп, который пал на головы деревянных созданий».
Довершили уничтожение второго «человечества» упавшие с небес огненные потоки густой смолы. «И по этой причине лик земли потемнел, и начал падать черный дождь; ливень днем и ливень ночью». После этого по всей поверхности Земли прокатились жесточайшие землетрясения.

По другим мифам майя, пошел огненный дождь из камней и пепла, скалы и деревья повалились на землю


Уцелевшие остатки деревянных «людей» превратились в обезьян.
Следующие люди (четыре человека - Балам-Кице, Балам-Акаб, Махукутах и Ики-Балам, а затем и их жены) появились «еще перед тем, как Солнце, Луна и звезды появились над головами Создательницы и Творца». Они были вылеплены из размолотых зерен желтых и белых кукурузных початков и походили своим разумом на Создателей. «И так как они имели внешность людей, [то] они были люди; они говорили и вели беседы, они хорошо видели и слышали, они ходили, брали вещи руками; они были хорошими и красивыми людьми, и их фигура была человеческой фигурой».
Первые настоящие люди или очень похожие на них создания были наделены проницательностью и знали все, что творилось в пространстве от свода небес до внутренности Земли.
«Они видели даже вещи, скрытые в глубокой темноте; они сразу видели весь мир, не делая [даже] попытки двигаться; и они видели его с того места, где они находились».
Они стали почитать создавших их богов. Но Создатели были обеспокоены их фактическим равенством с ними и устроили совет, на котором решили сделать, чтобы зрение людей достигало только того, что близко, и чтобы они видели лишь немногое на лице Земли. И тогда Хуракан «навеял туман на их глаза, который покрыл облаком их зрение, как на зеркале, покрытом дыханием. Таким образом, была потеряна их мудрость, и все знание четырех людей, происхождение и начало было разрушено».

В эпосе майя подчеркивается, что первые четыре пары людей Третьего человечества не были рождены женщиной и не были зачаты, как сыновья.

После сотворения Третьего человечества выглянуло Солнце, которое очень сильно жгло и сразу же высушило поверхность влажной и илистой Земли. «И зной его был непереносимым, хотя оно только еще показалось в тот момент, когда оно было рождено. То, что осталось в настоящее время, - это только лишь отражение в зеркале. Конечно, это было не то самое Солнце, которое мы видим [теперь]; так об этом говорится в их древних сказаниях». После появления Солнца, Луны и звезд  старые боги (их главенствующая роль в Старом мире неоднократно подчеркивается в «Пополь-Вух») Тохиль, Авилиш и Хакавиц и все хищные животные (большое количество змей, ягуаров, пум и ехидн) и белые чудовища, жившие на деревьях, были превращены в камень, благодаря чему современное человечество уцелело.

В эпосе «Пополь-Вух» бог грозы, разрушения и огня индейцев киче Тохиль (у других племен его называли по-другому, в том числе Кецалькоатль и Кукулькан), и два других их бога Авилиш и Хакавиц представляются как создания-оборотни, умевшие принимать человеческий облик, владевшие магией и обладавшие даром становиться невидимыми. Они почитались за главных  богов. «Велика была их слава, их сила и их могущество над богами всех [других] племен. Многочисленны были их чудеса и бессчетны их средства и их пути; и поэтому их существование вызывало страх и ужас в сердцах племен».

Боги действовавли сообща с первыми людьми - Балам-Кицем, Балам-Акабом, Махукутахом и Ики-Баламом, которые назывались «владыками страха перед богом и устроителями жертвоприношений», боролись против живших во времена Творения какчикелей, йаки-тепеу, людей Рабиналя, людей из Цикинаха, Тухальха, Учабаха, Кибаха, Батена и многих других «малых и больших племен» (в «Пополь-Вух» отмечается, что помимо четырех новых, на Земле было очень много старых «людей»), и захватывали жертвы из их числа. Символами первых людей были «ягуар», «орел», а также, вероятно «шмели и осы». Они могли свободно переносить своих богов «на спинах».
Когда же появилось Солнце, и боги были превращены в камень, Тохиль, Авилиш и Хакавиц с помощью магического искусства попросили Балам-Кица, Балам-Акаба, Махукутаха и Ики-Балама приносить для поддержания их жизни кровь других людей. Они также предрекли, что созданные люди Третьей эпохи будут главенствовать над всеми остальными племенами, которые сами придут к ним и будут полностью принадлежать им.


Мировые эпохи и человечества по Дрезденскому кодексу майя

В Дрезденском кодексе – одном из четырех подлинных произведений майя - в его переводе Ю.В. Кнорозовым (1975), также говорится о периодически заливавших Землю дождях и потопах, опустошавших ее ураганах, падавших звездах, огненных круговоротах и гигантских пожарах, стоявшей густой и непроглядной тьме и нестерпимо жгучем Солнце. Однако составить сколько-нибудь отчетливую картину чередования мировых эпох и человечеств по этому документу не так просто,
хотя у меня сложилось впечатление, что в нем говорится не о четырех, а о большем количестве мировых эпох.

Раздел "Мировые эпохи и человечества"/Читайте продолжение на следующей странице


© А.В. Колтыпин, 2010

Я, автор этой работы А.В. Колтыпин, разрешаю использовать ее для любых незапрещенных действующим законодательством целей при условии указания моего авторства и гиперссылки на сайт http://dopotopa.com или http://earthbeforeflood.com


Читайте мои работы "История повторяется через 150 млн. лет. О соответствии мировых эпох и юг и о существовании разумной жизни в каменноугольном, ордовикском и других периодах ", "Самая главная катастрофа в истории Земли, во время которой появилось человечество. Когда она произошла", "Еще раз о времени Сотворения мира и библейского (Ноева) потопа. Коррективы, внесенные геологией и фольклором", "Предания и гипотезы о лунном кролике... - описание катастроф на рубеже Третьей и Четвертой и Четвертой и Пятой мировых эпох, приобретения Землей современного вида и появления современного человека - Homo Sapiens"
Читайте также мои работы "Происхождение людей", "Великое смешение и образование человеческих рас" и "Об образовании европеоидной, негроидной, монголоидной и других рас. Взгляд  два года спустя"

Назад к содержимому