Описание катастрофы, приведшей к смене старого и нового миров и появлению современного человечества, в преданиях разных народов: потеря водно-паровой оболочки, потоп и оледенение
Потоп
Не менее хорошо сохранившимся в памяти людей событием рассматриваемой катастрофы, чем пожары, мрак, холод и даже появление луны и солнца, был всемирный потоп. О нем говорится в преданиях практически всех живущих на Земле народов; наиболее ярко потоп, как и сопутствовавший ему период мрака, описан в преданиях предков индейцев обеих Америк.
Вот что говорится об этом потопе (каждая мировая эпоха завершалась своим потопом) в преданиях ацтеков:
В конце Четвертого Солнца (Солнца Воды или Атонатиу), длившегося 312 лет, Тескатлипока наслал на землю дождь, который не прекращался. «В течение многих дней шел дождь, и землю затопило. Вода унесла растения, животных и людей. Те люди, которые остались в живых, превратились в рыб.
Дождь шел так сильно, что небо обрушилось на землю. Земля в любой момент могла развалиться на части» (А.Н. Фанталов «История и мифологии Мезоамерики»).
В последний год Солнца Чальчиутликуэ, продолжавшегося 312 лет, «с неба лилось такое огромное количество воды и в таком избытке, что сами небеса упали, и воды унесли всех живших масегуалей (людей – А.К.) и из них были созданы все виды существующих ныне рыб; и так перестали существовать масегуали и само небо перестало существовать, так как оно упало на землю» («Истории мексиканцев по их рисункам»).
Кодекс Чимальпопока упоминает о воздымавшихся в период между Четвертой и Пятой эпохами красных горах, скорее всего, вулканах, из которых изливалась лава: «Небо приблизилось к Земле и в один день все погибло. Даже горы скрылись под водой. Говорят, что скалы, которые мы видим теперь, покрыли всю землю, а «тетзонтли» [пористая каменная лава, один из основных строительных материалов Мексики] кипело и бурлило с большим шумом и вздымались горы красного цвета».
В «Легенде о Солнцах» и «Истории Мексики» ацтеков утверждается, что Четвёртое Солнце продолжалось не 312, а 676 лет и завершилось «обрушением небес» и потопом, который длился целых 52 года. «В один день небо провалилось, и они погибли… Это Солнце называется 4 вода; время, в течение которого сохранялась вода, было 52 года». «Люди» превратились в рыб. «А как они погибли: они были задавлены водой и превратились в рыб». С начала потопа мир пребывал во мраке.
О потопе и сопровождавшем его мраке повествуют и многие южноамериканские легенды.
Согласно мифам инков, аймаров и других южноамериканских индейцев, Вира Коча решил уничтожить первое неудавшееся человечество - великанов. Он ниспослал на них сильнейший потоп под названием Уну-Пачакути («водная перемена эпох»), который продолжался 60 дней. Во время этого потопа скрылись под водой почти все следы пребывания на Земле первых людей (и здесь).
В гимнах Вира Коче, записанных боливийским историком и поэтом Хуаном Сантакрусом Пачакути Ямки Салькамайгуа, употребляется термин «ананкоча», что означает «море сверху». По мнению П. Матвеева (2006), это может свидетельствовать о том, что источники потопа находились наверху - на небе.
Вот что сказано о потопе в «Богах и людях Уарочири» Франциско де Авилы:
«В далекие времена этот мир оказался перед угрозой исчезновения… Мать-Море решила выйти из берегов и разлиться, подобно водопаду…». Вода достала вершин самых высоких гор. «…через пять дней вода стала убывать. Высохшая часть начала покрываться растительностью. Море отступало все дальше, а когда оно ушло, и положение дел прояснилось, то оказалось, что оно погубило всех людей. Только тот, кто остался в живых на горе,… снова стали размножаться, и, благодаря ему, род человеческий существует и поныне».
Хосе де Акоста в «Естественной истории инков и их нравов» (1590) писал:
«Индейцы говорят, что все первые люди утонули во время потопа, а потом из великого озера Титикака появился Вира Коча, который остановился в Тиауанако, где тогда можно было видеть руины древних и очень странных зданий…». Появившись, Вира Коча создал солнце, луну и звезды.
В преданиях индейцев хопи также говорится, что остатки третьего мира до сих пор лежат под толщей океанов.
Эта информация согласуется с преданиями индейцев, живущих около развалин Тиауанако, рассказывающих о том, что Великий город был построен до ужасной катастрофы, названной Чамак-Пача или Эпохой Тьмы и сопровождавшего ее потопа Уну-Пачакути.
В «Пополь-Вух» майя о потопе сказано немного, но емко. Недовольные своим вторым (или третьим) творением, боги вновь уничтожили, разрушили, сломали и убили деревянные фигуры. Кроме того, «был устроен великий потоп, который пал на головы деревянных созданий».
О всемирном потопе также упоминается и в преданиях многих других народов.
Так, согласно японским легендам, когда боги Идзанами и Идзанаки стали сооружать срединный столб Земли и раскручивать вокруг него небо (и здесь), Земля, подобно медузе, носилась по морским волнам. Похожая информация содержится в шумерском мифе «О горе Небес».
Согласно германо-скандинавским мифам, кровь убитого великана Имира создала первый всемирный потоп. В нем утонуло почти все потомство Имира, инеистые великаны, кроме двух — Бергельмира и его безымянной супруги; они и возродили род великанов.
В славянских преданиях сообщается, что Сварог залил водой горящую Землю - Персть и из разрушенного, погибшего мира создал новый мир и новую природу.
Согласно иранским преданиям, потоп - дело рук Анхра-Манью, разбившего небесную сферу и внедрившегося в наш мир.
В китайских и индийских, как и американских, преданиях, говорится не об одном, а о нескольких всемирных потопах. Потопом рассматриваемого периода, скорее всего, был потоп, сопровождавший битву бога воды Гунгуна и бога огня Чжужуна или, по другим легендам, легендарного императора Чжуань-сюя из китайской мифологии, во время которой сломалась небесная опора, повредился или обрушился небесный свод, по планете «прокатились» сильнейшие землетрясения, извержения вулканов, пожары и наводнения, Нюйва вылепила людей из глины, а Фуси передал им знания.
О том, что этот потоп произошел на рубеже Четвертой и Пятой мировых эпох (при их приведении в соответствие с преданиями ацтеков), а не раньше, как я написал в книге, может свидетельствовать обучение Фуси людей разведению домашних животных, охоте, рыболовству и приготовлению мясной пищи на огне. Ведь, согласно ацтекским кодексам, обитатели первых четырех миров были вегетарианцами, и им незачем было убивать животных и есть мясо.
Если этот потоп случился в эпоху Чжуань-сюя, как повествуют некоторые китайские предания, то отнесение его к рубежу Четвертой и Пятой мировых эпох становится еще более очевидным. Ведь во времена Чжуань-сюя прекратилось сообщение между небом и землей и люди больше не смогли подниматься на небеса, а свет и тьма стали последовательно чередоваться.
В индийской мифологии потоп рассматриваемого периода больше всего похож на потоп, «когда в давние времена умножились бессчетно живые существа, (и) Земля изнемогла под бременем гор и лесов и расплодившихся на ней тварей. Она не вынесла этого бремени и, провалившись в недра Паталы (подземного мира – А.К.), погрузилась там в воду» («Вишну-пурана»). Вытаскивая Землю из воды, Вишну пришлось вступить в бой с бороздившим просторы океана демоном Хираньякшей или Хаягривой, который напоминает Гунгуна. А сам Вишну похож на Чжужуна из китайской мифологии.
Потеря Землей водно-паровой оболочки
Потеря Землей водно-паровой оболочки (и здесь), о существовании которой над ней в палеогене я писал в работе «Золотой век был в палеогене» и потоп – это две стороны одной медали. Поэтому мне достаточно лишь подтвердить, что основной (продолжавшийся 52 года, по терминологии ацтеков) потоп на рубеже Четвертой и Пятой мировых эпох был вызван разрушением водно-паровой оболочки, а не гигантской волной цунами за счет изменения положения оси вращения Земли (хотя такое смещение, наверняка, тоже было).
На это указывают практически все ацтекские предания, в которых утверждается, что потоп был связан с нескончаемыми дождями: «с неба лилось такое огромное количество воды и в таком избытке, что сами небеса упали», «дождь шел так сильно, что небо обрушилось на землю», «само небо перестало существовать, так как оно упало на землю».
В славянских преданиях Сварогова цикла также говорится, что небесный бог Сварог залил водой горящую землю.
Ну и, конечно, о разрушении водно-паровой оболочки свидетельствует употребленный боливийским историком и поэтом Хуаном Сантакрусом Пачакути Ямки Салькамайгуа термин «ананкоча или «море сверху», которое было источником потопа.
О том, что существовавшая прежде над Землей водно-паровая оболочка дала трещину, по-видимому, говорится и в греческом мифе о Фаэтоне:
«О, величайший из богов, Зевс-громовержец! Неужели должна я погибнуть, неужели должно погибнуть царство брата твоего Посейдона, неужели должно погибнуть все живое? Смотри, Атлас едва уже выдерживает тяжесть неба. Ведь небо и дворцы богов могут рухнуть. Неужели все вернется в первобытный хаос? О, спаси от огня то, что еще осталось!».
Еще один – на мой взгляд, довольно весомый довод в пользу существования над Землей во время катастрофы водно-паровой оболочки, которая дала трещину, содержится в иранском предании о появлении Ахра-Манью и его воинства демонов. Согласно ему, Анхра-Майнью ворвался на Землю, разбив небесную сферу, а за ним хлынули полчища дэвов и паирик. Созданные им кометы, метеоры и планеты внесли всеобщий хаос, нарушая упорядоченность движения звезд. А затем на нашу планету хлынули мириады храфстра - вредных животных (волков, крыс, змей, ящериц, скорпионов и т.д.).
Предание об Анхра-Манью добавляет в описание катастрофы на рубеже Четвертой и Пятой мировых эпох ацтеков (при их приведении в соответствие с преданиями ацтеков) еще одну пикантную особенность, на которой я подробно остановился в трех своих книгах - появление на Земле космических агрессоров, которые стали изменять порядки на Земле. Об этом также говорится, как минимум, в индийских, китайских, славянских и скандинавских преданиях
Отделение неба от земли и его подпорка «столбами». Появление нового неба, ветра, облаков и дождей
Широко распространенным сюжетом рассматриваемой катастрофы является отделение неба от земли (после того, как небеса упали на Землю). Это событие подробно описано в китайских мифах о Паньгу и Нюйве.
Согласно древнекитайскому трактату «Хуайнаньцзы» (II в. до н. э), когда еще не было ни неба, ни земли и бесформенные образы блуждали в кромешной тьме, из хаоса возник бог Паньгу.
Паньгу быстро рос, и по мере его роста, который продолжался 18 тысяч лет, происходило отделение неба от земли и, согласно некоторым преданиям, рождение новых богов – Шанди (Неба) и Нюйвы (Земли). Чтобы небо и земля не соединились вновь, Паньгу встал между ними, головой подпирая небо, а ногами упираясь в землю. А когда он увидел, что они больше не соединятся, умер. Дыхание Паньгу стало ветром и облаками, голос - громом и молнией, левый глаз - солнцем, а правый - луной. Руки, ноги и туловище образовали четыре стороны света и горы, из крови и вен возникли реки и дороги***.
Согласно одним мифам, все первые предметы и люди на Земле были созданы из тела уже мертвого Паньги (в людей превратились жившие на его теле вши и паразиты), согласно другим - после смерти Паньгу к творению подключилась Нюйва, которая и стала прародительницей всех вещей и людей. Она начала творить тогда, когда земля уже отделилась от неба и «ввысь поднялись священные горы».
В другом месте «Хуайнаньцзы» говорится:
«В очень давние времена четыре столба [по четырем странам света] были низвергнуты, девять областей [обитаемого мира] раскололись на части. Небеса не покрывали всего [Мира], а Земля не поддерживала полностью [Небеса]. Огонь бушевал — и никто его не тушил, воды разливались - и никто их не сдерживал. Лютые звери пожирали людей, хищные птицы терзали старых и слабых своими когтями». Образовались провалы в земной коре, через которые хлынули подземные воды. Враждебные друг другу, Вода и Огонь объединились, чтобы уничтожить людей. «Вот почему Нюйва сплавила вместе камни пяти цветов и залатала ими лазурное небо. Она отрезала ноги у черепахи и укрепила ими четыре столба. Она заколола Черного Дракона, чтобы спасти область Цзи; она собрала тростниковую воду, чтобы запрудить непокорные воды». Тем не менее, несмотря на все титанические усилия Нюйвы, небосвод несколько покосился, земля ушла вправо, а небо влево, что можно было видеть по движению солнца, луны и звезд. Кроме того, к юго-востоку от Поднебесья образовалась огромная впадина, заполнившаяся водою всех морей и рек. Ее назвали Океаном.
В более позднем мифе дано пояснение, что описываемые в «Хуайнаньцзы» события произошли тогда, когда божество воды Гунгун боролся за власть с духом огня Чжужуном - терпя поражение, он споткнулся о гору, сломал небесную опору и повредил небосвод.
В шумерском мифе о сотворении людей также упоминается о разделении неба и земли:
«Во дни былые, когда небеса от земли отделились, в былые ночи, когда земля от небес отделилась, умножилось небожителей племя и от нехватки пищи страдало. Взмолились бессмертные праматери Намму (богиня-прародительница, «мать, создавшая небо и землю», «мать, давшая жизнь всем богам»), умоляя ее утолить их голод».
Немного подробнее процесс разделения неба и земли описан в поэме аккадян и вавилонян «Когда вверху», повествующей о сотворении мира. Долгое время боги жили вместе, но затем после ссоры старых и молодых богов (Эа – Энки убил Апсу и заковал в цепи Мумму), Тиамат решила разрушить учрежденный молодыми богами порядок, «вновь смешать воедино стихии, что начали отдаляться. Одиннадцать она создала чудовищ. Во главе их поставила Кингу, который был вместе с этим воинством создан и стал ее мужем. Тиамат ему вручила судьбы скрижали, их на грудь ему возложила».
Молодые боги избрали Мардука своим предводителем в войне с Тиамат:
«Мардук… впереди себя выставил молнии. Потом с помощью Ану он сплел сеть и поставил буйные ветры, чтобы эту сеть натянули. При виде Мардука страх овладел Кингу. Разбежалось воинство из драконов, созданных Тиамат». Сама же Тиамат не испугалась, но все равно была побеждена Мардуком. Он рассек ее пополам, поднял половину ее туловища вверх и «прикрыл им верхние воды, словно стеной. В этой стене, которой он дал имя «небеса», пробил он ворота и стражей поставил, чтобы они по его повеленью выпускали дожди, град и снег. Из нижней половины Тиамат могучего тела Мардук создал землю и закрыл ею нижние воды, которые заполняли царство Эа. Потом он одолел прочих богов и всю нечисть, что против него создала Тиамат, а затем поднялся на небо, где построил дворцы для Ану, Эллиля и Эа, соорудил дома для звезд и планет. Потом он создал Луну, ночь ей доверив. Короной он Луну одарил, чтобы ее рогами-зубцами мерить время. День же отдал Мардук Шамашу».
Как можно догадаться по созданию Луны, бой Мардука с Тиамат пришелся на рубеж Четвертой и Пятой мировых эпох ацтеков. В этом мифе появляется уже знакомый по китайскому мифу о Нюйве сюжет залатывания неба, чтобы предотвратить течь верхних вод.
В одном из древнейших шумерских мифов о горе Небес и Земли говорится, что когда-то небеса и земля были слиты, и не было ни растительности, ни рыб, ни животных, ни людей. Существовал лишь один океан, заполненный вечными водами дочери океана Намму, праматери всего сущего. Намму произвела из себя Ану (Небо) и Ки или Нинхурсаг (Землю), которые поселились на вершине и у подножья мировой горы и через некоторое время соединились узами брака. Ки родила Энлиля («Господин ветра, воздуха», «Владыка-ветер»), наполнившего все вокруг могучим дыханием и семерых других сыновей, давших свет, тепло, влагу, рост и процветание. Затем у Ки родились младшие боги, помощники и слуги Ана – Ануннаки. И стали они соединяться друг с другом, как мужчины и женщины. И рождались у них сыновья и дочери, внуки и внучки
После этого Ану и Энлиль разорвали гору и создали небо в виде свода и землю в виде диска с горами и ущельями. Ану избрал себе небо, а землю оставил Энлилю, который стал наполнять ее дыханием жизни. Появились облака, травы и деревья, животные и птицы. Братья и сестры Энлиля осветили и согрели Землю. Затем Энлиль построил в самом центре земли город Ниппур. В нем поселились боги и стали жить без забот и печали. Старость, войны, преступления, горе и печали были неведомы им.
Этот миф, казалось бы, как нельзя лучше описывает события, происходившие на рубеже Четвертой и Пятой мировых эпох ацтеков. Тем не менее, он, скорее всего, не относится к этому периоду, а характеризует более раннюю катастрофу, о чем я писал в книге «Земля до потопа – мир колдунов и оборотней». Впрочем, в этом нет ничего удивительного, так как многие происходившие на Земле глобальные катастрофы были похожи друг на друга как две капли воды.
В египетской мифологии, несмотря на ее значительно более скрытый от непосвященных характер, также можно найти несколько мифов, характеризующих время отделения неба от земли, появления нового солнца и установления нового мирового порядка. Это, прежде всего, миф «Pa продолжает творить мир», в котором бог Ра (старое Солнце) передает свой земной трон богу Гебу (новому Солнцу):
«Сын мой Шу (бог воздуха, разделяющий небо и землю, сын солнечного бога Ра-Атума – А.К.), встань под дочерью моей Нут (богиня неба – А.К.). Возьми её на голову свою, да поддержишь ты её.
Шу исполнил повеление Владыки. После этого Ра призвал к себе Геба и объявил, что передаёт земной трон ему».
Это также миф о «Ладье вечности, свите Ра и дневному плаванию по небу». В нем говорится, что когда бог Солнца Ра покинул людей и вознёсся на небо, богиня Маат установила новый мировой порядок. Отныне и навсегда земной мир со всех сторон окружила цепь высоких гор, поддерживающих небесную реку - Нут, и по небесной реке боги во главе с Ра стали перевозить Солнце с востока на запад; а ночью Ладья по подземному Нилу, протекающему через Дуат, возвращалась с запада на восток, к месту восхода Светила.
Даже непосвященные в египетские тайные учения могут заметить, что в этих двух мифах говорится о времени появления нового солнца (старое солнце - Ра покинул людей и вознесся на небо), нового неба со звездами и Млечным путем (небесная река – Нут) и изменении направления движения светила на восточно-западное.
Еще одной вариацией египетского мифа на эту же тему является миф о «Вознесении Ра – Солнца на небеса»:
«Что ж, будь по-твоему, владыка, - печально согласился Нун (воплощение водной стихии, которая существовала на заре времен – А.К.) и, помолчав, обернулся к сыну. - Сын мой Шу, - сказал он, - будь отцу твоему (Ра – А.К.) [поддержкой], защити его. А ты, дочь моя Нут, - обратился он к богине неба, - подними его.
- Как это, отец мой Нун? - удивилась богиня Нут. - Превратись в Небесную Корову, и Шу поднимет тебя так же, как поднимал, когда разрывал объятия брата твоего Геба, отделяя небеса от земли.
Нут превратилась в корову, и бог Солнца поместился на её спине, собираясь взлететь ввысь.»
В германо-скандинавской мифологии также есть сюжет о создании новых неба и земли. Он является частью мифа об убийстве потомками великана Бури - предводителем богов-асов Одином и двумя его братьями Вили и Ве - первого инеистого великана Имира. Убив Имира, они сотворили из него мир: из мяса— сушу, из крови— воды, из костей— горы, из зубов— скалы, из волос— лес, из мозга— облака, из черепа— небесный свод (а до этого, как и по шумерским, индийским, японским и другим мифам, "Земля плавала в воде").
На этом создание нового мира не закончилось. Каждый из четырёх углов созданного небесного свода новые боги свернули в форме рога и в каждый рог посадили по ветру: в северный— Нордри, в южный— Судри, в западный— Вестри и в восточный— Аустри (по-видимому, это говорит о том, что раньше ветра не было).
Предания об отделении земли от неба есть и у ацтеков. Например, уже знакомый миф в его изложении в «Истории и мифологии Мезоамерики» А.Н. Фанталова:
«В течение многих дней шел дождь, и землю затопило... Дождь шел так сильно, что небо обрушилось на землю. Земля в любой момент могла развалиться на части. Тогда четверо главных богов собрались опять для того, чтобы поднять небо. Тескатлипока и Кецалькоатль превратились в большие деревья (подпорки под небо – А.К.), а остальные боги помогли им поставить небо на свое место…
Когда воды отступили, небеса снова были подняты на прежнее место Тескатлипокой и Кецалькоатлем».
О подпорках под небо говорится и в греческом предании о посещении Гераклом Сада Гесперид:
«Много еще пришлось встретить Гераклу на своем пути опасностей, пока достиг он края земли, где стоял великий титан Атлас. С изумлением смотрел герой на могучего титана, державшего на своих широких плечах весь небесный свод….
Геракл встал на место Атласа. Невероятная тяжесть опустилась на плечи сына Зевса. Он напряг все свои силы и удержал небесный свод. Страшно давила тяжесть на могучие плечи Геракла.»
Еще один миф об отделении неба от Земли, содержащийся в древнеиндийских "Ригведе" и "Ахтарваведе" приведен в работе П.Олексенко "Древнеиндийские легенды о сотворении мира и пахтанье океана" - это миф о принесении в жертву первосущества великана Пуруши и создании мира из его тела. Его расчленили на составные части, из которых возникли основные элементы социальной и космической организации: глаз Пуруши стал солнцем, дыхание — ветром, пуп — воздушным пространством, голова — небом, ноги — землей, уши — сторонами света. Согласно иранской «Авесте», еще один первочеловек Йима был распилен пополам, и из его тела был сотворен мир.
Создание нового неба и мирового порядка, по-видимому, отражено и в греческом мифе про Стикс, которая жила на западе – границе мира света и тьмы. К ней залетала Ирида. Ирида в древнегреческой мифологии считалась олицетворением и богиней радуги, дочерью бога морских чудес Тавманта и океаниды Электры, а также женой Зефира – Ветра. Но ветер, облака, дожди и радуга появились только в новом мире.
Таким образом, в мифе о Стикс мы наблюдаем пересечение двух временных отрезков: 1) Земля, состоявшая из светлой и темной половин и 2) новый мир с ветром, дождями и радугой. Как мы уже знаем, они разделялись катастрофой на рубеже Четвертой и Пятой мировых эпох (при их приведении в соответствие с преданиями ацтеков).
Оледенение
Еще одним часто упоминаемым результатом рассматриваемой катастрофы было покрытие земли льдом.
Согласно скандинавским и германским легендам, великан Имир, из частей тела которого боги-асы создали новый мир, произошёл из находящегося в Нифльхейме - земле льдов и туманов - льда Эливагара, в котором теплота зародила жизнь. Под левой рукой его выросли мужчина и женщина, а от его ног родился шестиголовый великан Трудгельмир, прародитель рода великанов-ётунов - гримтурсенов. Следовательно, Имир, как и китайский Паньгу, выступает создателем (хотя и невольным) людей, которые, согласно преданиям большинства народов, появились на рубеже рассматриваемых эпох.
В скандинавских и германских сказаниях также упоминаются прямые потомки инеистых великанов, ледяные великаны - огромные люди с серебристой ледяной бородой и шевелюрой - под руководством Хрюма, которые жили в Нифльхейме.
Нифльхейм существовал вместе с располагавшимся южнее него Муспельхеймом («огненной землей») ещё до появления всего живого. А как я уже говорил, первым живым существом в германо-скандинавской мифологии считается великан Имир. Это означает, что «все живое» появилось в период катастрофы, когда землю уже покрывали льды.
В пользу этого говорит и легенда о происхождении самого великана Имира. Когда лёд Эливагара подошёл близко к царству огня Муспельхейму, он стал таять. Искры, вылетавшие из Муспельхейма, смешались с растаявшим льдом и вдохнули в него жизнь. Существование одновременно огненной бездны и льда почти определенно указывает на время катастрофы.
О превращении земли в лед говорится и в другом скандинавском предании - о последней битве Рагнарек богов с великанами и чудовищами (волком Фенриром, мировым змеем Ёрмунгандом, их отцом Локи, огненным великаном Суртом, инеистыми великанами и др.). Суша, ранее поднятая из моря, погрузилась в него обратно, лед и огонь, уничтожили вселенную.
Время, когда Земля покрылась ледяным панцирем, упоминается и в иранских преданиях об Анхра-Манью, который создал в нашем мире зиму и холод. «Когда Анхра-Майнью наслал неистовый разрушительный мороз», он также завладел «одной третью неба и закрыл его тьмой», в то время как наползающие льды сжимали все вокруг.
Наконец, нельзя не вспомнить о славянском предании Сварогова цикла, согласно которому Сварог после победы над бунтовщиками во главе с Денницей поднял свой чертог ввысь, и защитил его ледяной твердью.
Как можно видеть из вышеизложенного, все предания о «превращении Земли в кусок льда» происходят от северных народов (славяне, скандинавы) или от народов, которые пришли с севера (древние иранцы – арии). На основании этого можно предположить, что льды покрывали северную часть суши и не были характерны для тропических и экваториальных широт.
Превращение обитателей предыдущего мира «в камни»
Еще одним и, пожалуй, последним результатом рассматриваемой катастрофы, который я встретил всего в нескольких преданиях, было лишение обитателей прежнего мира возможности двигаться.
Так, в «Пополь-Вух» майя говорится, что после появления солнца, луны и звезд старые боги (их главенствующая роль в старом мире неоднократно подчеркивается в книге) Тохиль, Авилиш и Хакавиц и все хищные животные (большое количество змей, ягуаров, пум и ехидн) и белые чудовища, жившие на деревьях, были превращены в камень, благодаря чему современное человечество уцелело.
Что творилось на Земле во время катастрофы при смене миров? Ответ дает «Пополь-Вух»
В заключении характеристики катастрофы при смене старого мира на новый хочу еще раз привести фрагмент из «Пополь-Вух», который описывает, что происходило на Земле при смене Третьего и Четвертого миров (Четвертой и Пятой или, по некоторым преданиям, Третьей и Четвертой мировых эпох ацтеков) и уничтожения второго – деревянного – человечества:
«Облачно и сумрачно было тогда на поверхности Земли (после гибели второго человечества – А.К.), Солнца еще не существовало. Но, тем не менее, было (на Земле) существо, звавшееся Вукуб-Какиш (злобное существо – отец титанов Кабракана и Сипакны, появляется в эпосе еще до сотворения солнца – А.К.), и был он очень надменным. Небо и земля, правда, существовали, но лики Солнца и Луны были еще совершенно невидимы.
И (Вукуб-Какиш) сказал: "Поистине, они - ясный образец тех людей, которые потонули, и их природа есть природа сверхъестественных существ"….
И вот Вукуб-Какиш имел двоих сыновей: первый назывался Сипакна, второй же - Кабраканом. А мать этих двух носила имя Чимальмат, жена Вукуб-Какиша.
Этот Сипакна играл с огромными горами, как с мячом: с горой Никак, с горой Хун-Ахпу, Пекуль, Нашка-Нуль, Макамоб и Хулиснаб. Вот имена гор, которые существовали, когда появилась заря; в одну-единственную ночь они были созданы Сипакной.
И Кабракан также заставлял дрожать горы; благодаря ему большие и малые горы плавились. Вот каким образом сыновья Вукуб-Какиша провозглашали о своей гордости."Слушайте, я есть солнце!" - говорил Вукуб-Какиш. "Я тот, кто создал землю!" - говорил Сипакна. "Я тот, кто создал небо и заставил землю дрожать!" - говорил Кабракан.
Вот каким образом сыновья Вукуб-Какиша следовали примеру своего отца и его предполагаемому величию…. Ни наша первая мать, ни наш первый отец не были тогда еще созданы».
Начало/Продолжение "Сценарий событий, произошедших во время катастрофы при смене старого и нового миров. Реконструкция по преданиям разных народов"
Приглашаю всех желающих для дальнейшего обсуждения данного материала на страницах ФОРУМА, в том числе в темах "Размышления о водно-паровой оболочке" и "Всемирный потоп и его хронология"
© А.В. Колтыпин, 2012
Я, автор этой работы А.В. Колтыпин, разрешаю использовать ее для любых незапрещенных действующим законодательством целей при условии указания моего авторства и гипессылки на сайт http://dopotopa.com или http://earthbeforeflood.com
Настоятельно рекомендую прочитать мою работу "Предания и гипотезы о лунном кролике, пахтанье океана, раскрутке небесного свода, происхождении Луны и связи Луны со смертью и бессмертием - описание катастроф на рубеже Третьей и Четвертой и Четвертой и Пятой мировых эпох, приобретения Землей современного вида и появления современного человека - Homo Sapiens", которая дополняет эту работу, а также серию моих работ "Эпохи развития человечества в мифологиях майя, науа и ацтеков" в разделе "Пять мировых эпох и человечеств майя, науа и ацтеков"
Читайте также мою работу о времени существования над Землей водно-паровой оболочки "Палеоцен-эоцен - "золотой век" человечества"