С.Н.Голубчиков. Национальный ландшафт русской Палестины как основа для эколого-образовательного туризма - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации

Перейти к контенту

С.Н.Голубчиков. Национальный ландшафт русской Палестины как основа для эколого-образовательного туризма

Экологические и гуманитарные проблемы. Связь времен > Экологическое образование

Что такое «Русская палестина»?

5 ноября 2013 г.  Председатель Правительства Д.А. Медведев со Святейшим Патриархом Кирилл вновь посетил Ново-Иерусалимский (Воскресенский) монастырь, масштабная реконструкция которого должна заверишиться к концу следующего года. Святыня. Ставшая дорогой сердцу каждого русского человека, была основана  в середине 17 в. Патриархом Никоном как прообраз Святой земли в Палестине, оккупированной в то время турками-османами и ставшей недоступной для русских паломников. Никон  видел в будущей обители не только модель Иерусалимского храма на русской земле, но и мечтал возродить и весь прилегающий ландшафт в виде образа-иконы Палестины. Реку Истру он переименовал в Иордан, прилегающие холмы и местности получили название гор Елеон, Фавор, Сион, Назарет, Вифания и т.д. В последующие века сходство «нижнего» (истринского) Иерусалима с «верхним» (в Израиле) еще более усилилось созданное в 1936 г. Истринское водохранилище к северу от монастыря чудесным образом напомнило Галилейское море в Палестине, истринским Хевроном стал Троицкий храм возле станции Манихино, рядом с которой на старых картах обозначалась местность Вифлеем…
Патриарх Кирилл отметил, что возродить необходимо не только сам монастырь, но и местность, окружающую обитель, т.е. придать всему ландшафту облик Палестины, которая должна стать объектом паломнического туризма, нашим национальным ландшафтом.
   Ландшафты Русской Палестины (и Западного Подмосковья в целом) обладают огромным и культурно-образовательным и эколого-просветительным потенциалом, раскрыть которой могло бы создание эколого-образовательного кластера по Рижскому направлению. Идея и структура такого кластера на базе Академии «МНЭПУ» разработана кафедрой геоэкологии и международного экотуризма в 2012 г. [1].
....Совершим небольшой экскурс в прошлое этого края, который может стать объектом не только эколого-образовательного туризма и для проведения практик со студентами МНЭПУ, но и послужить для целей  историко-культурного и краеведческого туризма. Для этого пройдём по историческим тропам  Русской Палестины, прикоснемся к неповторимым по красоте ландшафтам, вдохновлявшим мастеров слова, кисти и ноты А.П.Чехова, И.И. Левитана и П.И.Чайковского на создание гениальных произведений.
Целая россыпь дворянских гнезд окружают Истру. Сами "дворянские гнезда" не сохранились, но осталась их природное окружение, остались усадебные парки, аллеи, все также неизменно ландыши на берегу Маглуши возле села Глебово в 8 км  к западу от монастыря. Каждую весну радуют здесь наш глаз и напоминают нам о том времени и месте, где великий русский композитор П.И.Чайковский, или как его называли современники "Чехов в музыке", удалившись от столичной и семейной суеты, обдумывал сюжеты своих гениальных произведений. Так же полон звуков и красок майский глебовский лес, вдохновивший Петра Ильича написать  “Лебединое озеро”, и как бы невзначай, всего в три недели, - “Евгения Онегина”.  
И все также полон грибов Дарагановский лес, что  возле деревни Максимовка (в 3 км к северу от монастыря), в котором  Левитан охотился не только на боровую дичь, но и за великолепными истринскими этюдами, вошедшими позже в его "Золотую осень", "Реку Истра" и во многие другие  произведения.  
А на другом берегу Истры, напротив Максимовки, в деревне Бабкино,  была усадьба Киселевых, где все три лета 1876-1888 гг. провела семья Чеховых. Всё также тихо струит свои воды Истра, хранящая  память об  Антоне Павловиче, или как его называли "Чайковский в  литературе”. Усадьба сгорела в годы революционного лихолетья, но сохранилисть остатки липового парка и  даже позеленевшие сваи купальни, смутно проступающие сквозь истринские воды, они помнят "дочь Альбиона", удившую здесь рыбу.  Той рыбы, конечно, уже нет, но еще реют здесь белые нежные чайки, подарившие писателю мысль о “девушке, живущей у озера, свободной, как чайка”. Много лет (уже десятилетий)  Московская областная общественная экологическая организация «Истрица» совместно с истринскими краеведами  ратует за создание здесь историко-культурного ландшафтного заказника, дабы оградить эту территорию от коттеджной застройки, но пока  
 безуспешно. Может быть в 2014 году, объявленным годом культуры,  что-то сдвинется с места?
Герои бессмертного классика настолько вросли в истринский, говоря словами А.П. Чехова , "необыкновенно теплый, ласкающий пейзаж", что мы и сегодня чувствуем их молчаливое присутствие здесь
не только у былой  купальни, в Чикинской (ныне Истринской районной) больнице, но и  в  древней приусадебной Казанской церкви в селе Полевшина, в церковной сторожке при ней, из которой, кажется, вот выйдет сутулый сторож, указуя путь заблудившейся тройке на уже заросшей дороге, что столетие назад была «большаком»  Боровск - Звенигород - Воскресенск (Истра)-Клин...

Литературный ландшафт Истры украшен и такими именами как Михаил Лермонтов, посетившим в 16-летнем возрасте Новый Иерусалим, и  Александр Блок, который приезжал к своему другу поэту В.Соловьеву в усадьбу Дедово, и Алексеем Сурковым, сочинившим свою знаменитую фронтовую“Землянку” в блиндаже под Дарной, и  живым классиком Александром Солженицыным, многострадальный путь которого начался в 1945 г. с лагеря на Новоиерусалимском кирпичном заводе (ст. Чеховская). Возможно, здесь  и родился талант будущего летописца и пророка нашего Отечества, отмерявшего  время  в Новоиерсулимском лагпункте по проходу рижских поездов. ..

Вот из далекого прошлого доносится колокольный звон из усадебной Троицкой церкви боярина Боборыкина, приветствующего царский поезд Алексея Михайловича  с патриархом Никоном, остановившимся на ночлег в чудесной излучине реки Истры и положившим начало нашему городу.  Ему вторит другой колокольный звон 12 апреля 1903 г. (по старому стилю) на станцию Новый Иерусалим по только что построенной Виндавской железной дороге  прибывает другой царский поезд с императором-великомученником Николаем II….

Все еще жива  аллея, посаженная братом великого русского  полководца  А.А.Брусилова, осуществившего свой знаменитый “брусиловский прорыв” в 1916 г. До самой своей смерти в 1926 г. он наведывался в родовое имение, что возле Глебовской  птицефабрики....
Многое может поведать истринская земля, в которой как бы сфокусировалась вся громада российской истории.  Сотни памятников природы, истории, культуры и архитектуры впитали дыхание той, прежней эпохи и готовы рассказать о себе. Но услышит ли их власть?
…Еще на заре ушедшего века поэт Андрей Белый предупреждал: "Задохлись мы среди суеты базарной” . Да, базарная суета мешает слышать и видеть, понимать прошедшее, не подпускает к прошлому, интерес к которому питается бескорыстием, свободой от меркантильности. И когда пыль базарной суеты рассеется, вы с удивлением откроете вокруг себя иной мир, где каждый камушек готов нашептать вам свое, самое заветное, самое сокровенное. Но услышим ли мы голос истории?


     Социализация национального ландшафта как приоритет развития

 

     Национальный, или социально-природный, ландшафт
это единая территория с определённым сочетанием природных ресурсов, на которой осуществляется исторически обусловленная хозяйственная деятельность, не нарушающая природного равновесия. Никакое устойчивое развитие невозможно без сохранения рационального и эффективного использования национального ландшафта, поскольку он является единственным главным определяющим  устойчивость биосферы. Создание сети национальных ландшафтов, или трастов это новая форма природоохраны в развитых странах, появившаяся более 100 лет  назад в самой загрязненной стране Европы того времени - в Великобритании. Именно в этой стране был создан первый неправительственный траст, президентом которого является Королева-мать, вице-президентом - принц Уэльский, членами правления - известные  общественные, научные деятели, лорды,  деятели искусств, среди коллективных членов - Королевская Академия наук, Британский музей и другие.
   В собственности траста, в доверительном управлении находится более 1000 км морского побережья, более  200 фермерских хозяйств, 248 тыс. га особо ценных ландшафтов, он владеет около 200 замками и 20 тыс. памятниками архитектуры. В Национальном Трасте Великобритании - 2,6 млн. членов, 35 тыс. волонтеров. Его деятельность имеет серьезное законодательно-нормативное обеспечение (7 законодательных актов, принятых в 1907-1975 гг.), под его охрану и управление передаются государством и частными владельцами особо ценные  ландшафты, замки и памятники, имеющие общенациональную значимость, Национальный Траст  не имеет  права их продавать и обязан обеспечивать к ним  свободный доступ  всем гражданам страны. Сохранение ландшафтов обеспечивается  за счет  эффективный экономической деятельности  Траста, в т.ч. в области туризма,  фермерства и других направлений. Он имеет мощную сеть визит- и образовательных центров, собственные магазины, рестораны и другую инфраструктуру. Донорами Траста являются такие крупные компании как Барклай-Банк, Вольво и другие. 

    В 1930-50-х гг. были созданы трасты в других странах Западной Европы, а также в США и Канаде, Японии, Австралии, в странах Карибского бассейна, а совсем недавно -  и в Словакии.

    Система зарубежных трастов позволила преодолеть борьбу между технократами, видящих в природе лишь неосвоенный склад  ресурсов и не принимающими любого вмешательства в природу радикальными «зелеными», и направить эти, казалось бы, непримиримые  противоборствующие силы в русло конструктивного сотрудничества. Траст стал как бы компромиссным решением земельного вопроса, в котором столкнулись интересы государства, частного капитала и населения в системе национального траста земля находится в общественном пользовании и землепользование находится под контролем общественности, в т.ч. и радикальных «зеленых». Все это позволило снизить социальную напряженность в обществе и создать условия для плодотворного взаимовыгодного сотрудничества между обществом, властью и деловыми кругами на основе общей заботы о сохранении национального природно-культурного наследия.  Актуально создание Траста и для России с бюрократизированным государством, алчным  бизнесом и бесправной общественностью, тихий голос которой все реже слышен в реве дикой  рыночной стихии. Национальный  траст  должен консолидировать конструктивные усилия общества -государственной власти  - науки деловых кругов (форма Общественного договора) на основе сохранения потенциала этнического, историко-культурного, конфессионального, ландшафтного, биологического и ресурсного многообразия.
   Сегодня особое значение приобретает организация научно-исследовательской деятельности в сфере использования ландшафтного потенциала с привлечением ведущих  ученых страны в области ландшафтоведения, системного анализа, устойчивого развития и других дисциплин,  необходимых для разработки федерального закона о национальном ландшафте.
   Можно назвать некоторые механизмы реализации государственной ландшафтной политики:
- формирование законодательства в области сохранения и развития природных и социо-природных ландшафтов России;
- создание Правительственной комиссии по проблемам сохранения и развития ландшафтного потенциала страны;
- разработка и принятие  федеральной целевой программы «Ландшафты России» и включение вопросов, связанных с сохранением национального ландшафта, в действующие федеральные  программы;
- использование опыта зарубежных трастов в целях сохранения и эффективного использования ландшафтов России;
- инициирование создания конвенции ООН о сохранении природных и социо-природных ландшафтов;
- создание перечня охраняемых национальных социо-природных ландшафтов России.
         Вектор государственной политики должен быть направлен в конструктивное русло решения ландшафтной проблемы. Без этого немыслимо представить успешный переход  России на путь устойчивого развития.
   
 Ландшафт Русской Палестины обладает огромным эколого-эстетическим потенциалом и имеет огромное  культурно-историческое и эколого-образовательное значение. Такие ландшафты -  такое же наше национальное достояние, как и полотна Левитана, Репина, Саврасова, Глазунова и имеют такое же общекульутрное значение как лучшие шедевры Эрмитажа, Третьяковки, Русского музея. Это наше национальное достояние, общественное и общедоступное пространство,  принадлежащее не только нам,  но и потомкам. Сегодня эти земли отдаются под безудержную коттеджную  застройку, живописнейшие  ландшафты занимают однотипные торгово-развлекательные и  логистически-складские комплексы, создаваемые по единым транснациональным градостроительным (такой подмосковный ландшафт мало чем отличается от субурбанизированного европейского).  Считаю, что  отдавать их под застройку частным предпринимателям такое же государственное преступление как распродажа культурных ценностей лучших музеев страны и противопоставить стихийному процессу капитализации подмосковной земли мы можем доктрину ее социализации как это сделано в 1970-1980-х гг. во многих западноевропейских странах [ 2].

Прим. А.Колтыпина. Читайте мою статью "Города в форме ландшафтных садов и парков – наследие древних цивилизаций, живших в гармонии с природой"

Раздел "Экологические и гуманитарные проблемы. Связь времен"


©  
С.Н.Голубчиков, 2014

Назад к содержимому