Сказки и сказания - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации

Перейти к контенту

Сказки и сказания

ЗЕМЛЯ ДО ПОТОПА в социальных сетях



О чем говорят сказки? Время и продолжительность жизни допотопного человечества
Сказки - большая самостоятельная тема для исследований. Иногда в них не содержится ничего, кроме фантазии авторов. Иногда - информация о прошлом, облеченная в самые невероятные и причудливые формы и завуалированная многими поколениями рассказчиков. Такие сказки я отныне буду размещать в разделе "Сказки и сказания". В качестве анонса к нему скажу несколько слов о румынских и молдавских сказках, которыми заслушивался с раннего детства. Это даже не просто сказки, а сказания (народные и в более позднем изложении румынских и молдавских писателей), которые несут в себе многочисленные крупицы очень-очень древних знаний (читайте дальше...)

Сказка о поросенке

Сказывают, жили когда-то дед да баба; деду сто лет исполнилось, а бабе девяносто. И оба были белее зимы и пасмурнее ненастья оттого, что детей не имели. Очень уж хотелось иметь им ребёнка, хоть одного, потому что дни и ночи напролёт проводили они, как сычи, одиноко, даже в ушах от тоски звенело. Да и жили они не бог весть в каком достатке: лачуга никудышная, рваные тряпки на лаицах— вот и всё их добро. А с некоторых пор и вовсе тоска их загрызла, ибо ни одна душа к ним, беднякам, как к зачумлённым, не заглядывала.
Однажды вздохнула баба тяжко и говорит деду:
— Дед, а дед! С каких пор себя помним, никто нас «отцом-матерью» не назвал! Не грех ли этак жить на белом свете? Потому я так думаю, что в доме, где нет детей, и благословенья божьего быть не может (читайте дальше...)

Молодость без старости и жизнь без смерти
Сказка о царстве волшебниц и чародеек, которые никогда не старели, удивительно напоминающая описанные мной в работах "Где находились Оствова Бессмертных?", "Авалон - погибшая земля или место в Ином мире" и "Земля обетованная - воспоминания о далеком прошлом" предания разных народов о Стране Вечного Счастья и Молодости (читайте дальше...)

Сказка о чуде-чудище заморском, девице-красавице и серой волчице
Одно из немногих чудом уцелевших старославянских описаний многоруких, многоногих и многоголовых существ, удивительно похожих на индийских ракшасов и найрритов, греческих гекатонхейров, людей-насекомых индейцев хопи, японскую богиню Каннон, китайскую и корейскую богиню Гуань-Юнь (Гван-юм). и др. Приведенное описание добавляет этим существам длинный рыбий хвост и говорит о том, что они ассоциировали не то с рыбами, не то с людьми. Действительно ли эти детали относятся к внешнему виду данных существ, или в сказке описываются две группы живших прежде разумных созданий - многогорукие и многоголовые существа и люди-амфибии, наподобие ниватакавачей и аннедотов? А может быть приведенное описание характеризует высадившихся на нашу планету в конце эоцена змеелюдей-амфибий, наподобие Энки, Осириса, Исиды, Шеньнуна, Гунгуна и других? Об этом остается только догадываться (читайте дальше...)

Иван, вдовий сын
Во многих сказках описываются огромные крылатые кони, питающиеся горящими углями, взвивающиеся до облаков, мчащиеся словно вихрь и покрывающие за несколько секунд расстояние в сотни и даже тысячи километров. Во многих сказках также  распространен сюжет о живой и мертвой воде, и воде, дающей силу. На мой взгляд, это сильно трансформировавшиеся со временем воспоминания о летательных аппаратах, напитке бессмертия - амрите и божественном напитке - соме, который придавал силы богам. Согласно древним текстам и преданиям разных народов, и то и другое было реальностью допотопного мира сотни тысяч и миллионы лет назад. Представляю вам одну из сказок о летающих конях, управляющем ими могущественном великане-чародее: прямоходячем (?)  змее, брате Змея Горыныча, и дающей силу "воде" (читайте дальше...)

Сказка о молодильных яблоках и живой воде

Сказка о находящемся за тридевять земель саде с молодильными яблоками и колодце с живой водой - русский вариант легенды об Яблоневом острове, Эмайне, Садах Гесперид, Земле Вечной Юности, Островах Бессмертных. Обратите внимание на описание племянницы бабы-яги богатырки Синеглазки, которая "спит, как сильный речной порог шумит".  По-видимому, она относилась к сыновьям Вия Горыням Виевичам, к которым также принадлежали Златогорка, Святогор, Горыня, Дубыня, Усыня, Буря Яга. А если это так, то и баба-яга костяная нога относилась к этому древнему исчезнувшему народу, обладавшему даром колдовства, оборотничества и умением летать (в виде огнедышащего дракона?) (
читайте дальше...)

Медное, серебряное и золотое царства
В этой очень интересной и взлослым и детям сказке рассказывается об охраняющих владения своего властелина - некоего Вихря, многоглавых змеях, дышащих огнем. Причем, они исполняют такую же роль, как собаки у людей. А сам Вихрь предстает в виде некоего вполне реального живого существа с крыльями, устраивающего владения на неприступных кручах, куда не может забраться человек. Он похищает земных женщин, принуждает их к браку с ним или уже живет с ними в браке (об этом сказка умалчивает). По всем своим характеристикам он больше всего напоминает драконов и рудр (марутов-рудриев), которые имели крылья, обладали огромной силой и острым умом, а по многим преданиям, были долгожителями или даже бессмертными  (читайте дальше...)

Повесть о медном городе
Великолепная арабская сказка, рассказывающая о давно прошедших временах Сулеймана, сына Дауда, когда люди жили вместе с джиннами,  животными, птицами, пресмыкающимися и другими тварями, и о сверхчеловеческих способностях Сулеймана затачивать джиннов, маридов и шайтанов (разновидностей джиннов, живущих на морских островах и высоких горах) в кувшины из меди и заливать их свинцом. Особенно впечатляет описанная в сказке о Медном городе война Сулеймана с царем царей моря. Войска и тех и других состояли из людей и джиннов, маридов и шайтанов. Причем людей было немного -  тысячи, а джиннов, маридов и шайтанов - тысячи тысяч. В подчинении Сулеймана также находились звери, птицы, ехидны (по-видимому, змеи) и змеи, сам он передвигался на ковре - самолете, а существа из его армии летали по воздуху и стреляли огненными стрелами. В сказке приведено описание одного ифрита из джинов, который имел "два больших крыла и четыре руки..." (читайте дальше...)

Рассказ о Хасибе и царице змей
Чудесная арабская сказка, которую с одинаковым интересом прочитают и взрослые и дети, о проникновении Хасиба Карим ад-Дина в подземный мир, полный золота, серебра и драгоценных камней, и населенный 12 тысячами больших змей размером в сто локтей каждая.  Здесь он встретил царицу змей - сияющую как хрусталь с человеческим лицом и говорившую ясным языком. Змеи были вегетарианцами и питались яблоками, виноградом, бананами, орехами и другими плодами. Царица змей рассказала Хасибу о днях былых, которые соответствовали времени путешествия сына царя из сынов Исраиля, Булукии. Во время своих странствий Булукия посетил могину Сулеймана, побывал на островах, заселенных змеями размером с верблюдов и пальмы, которые, по словам царицы змей, были самыми маленькими из живших под землей - в геенне огненной, посетил земли, на которых жили ангелы... (читайте дальше...)

Греучану
С одной стороны, в этой сказке присутствует сюжет о похищении  змеями с неба солнца и луны, который довольно широко распространен в преданиях разных народов, особенно южноамериканских индейцев и австралийцев. С другой стороны, в ней описываются скачущие на "конях" прямоходячие змеи богатырского телосложения и огромной физической силы, их жены (по одной у каждого змея) и родители. Все они были оборотнями и могли принимать разные формы и размеры, причем превращались не только в животных или птиц, но и в деревья, ручьи и т.д. Не сильно отличался от них и Греучану, который в сказке претендует на роль человека. Он также легко мог превращаться в птиц, мух и т.д. и обладал ничуть не меньшей физической силой, чем змеи. Эти его качества позволяют считать, что Гречану был не обычным человеком, а великаном-оборотнем (читайте дальше...)

Богатырь Прысля и золотые яблоки
В сказке рассказывается о посещении царским сыном - богатырем Прыслей подземного мира, в котором все было не  так, как в нашем. Здесь стояли бронзовый, серебряный и золотой дворцы, в которых жили змеи. Каждый змей украл по царской дочери и принуждал их выйти за себя замуж. Сами змеи предстают как обладающие недюжинной силой создания (по-видимому, прямоходячие), использующие "коня" как средство передвижения. Под стать им и богатырь Прысля, который на равных борется со змеями и побеждает их. Обращают на себя внимание следующие детали - все змеи имеют по одной голове, что отличает их от многоголовых змеев из индийских преданий (нагов), Чернобога, Змея-Горыныча из славянских преданий и других многоголовых змеев. Они не изрыгают из пасти огонь, не пользуются ядовитыми зубами, чтобы убить человека, что, скорее всего, свидетельствует о том, что у них их попросту не было (читайте дальше...)

Иляна Косынзяна
В сказке тесно переплетены разнообразные сюжеты. Озеро Волшебниц, из которых на вольный свет выходили волшебницы. Подземный мир, куда прилетали гигантские птицы, каждая из которых могла переносить на себе по 4 мешка зерна. Волшебница Иляна Косынзяна, полюбившая Фэт-Фрумоса и, по-видимому, жившая под землей. Змей с гору, который томился в бочке, а выбравшись оттуда, похитил Иляну Косынзяну и улетел с ней за тридевять земель. Старая бабка, "как есть ведьма: ноги лошадиные, зубищи стальные, а пальцы все загнутые, как серпы". Кони-оборотни, превращающие в птиц, зверей и деревья. Эти сюжеты, по-видимому, характеризуют разное время. Если озеро Волшебниц - понятие сродни Авалону и холмам фэйри или сидам в Ирландии и относится к ностальгическому воспоминанию по давно ушедшему прошлому (читайте дальше...)

Фэт-Фрумос и солнце
В этой сказке присутствует тот же самый сюжет, что и в румынской сказке "Греучану" - о похищении змеями Солнца с неба и его освобождении Ионикэ Фэт-Фрумосом. Правда, змеи - такие же прямоходячие, едущие на "конях" и неядовитые великаны, как и в "Греучану",  названы в ней драконами. Все остальные комментарии см. в сказке "Греучану". Единственное, что я бы хотел добавить: Ионикэ Фэт-Фрумос получил коня, который мог скакать со скоростью ветра и мысли через горы и моря - еще один очевидный сюжет о владении допотопными обитателями Земли летательными аппаратами (читайте дальше...)

Дафин и Вестра
В сказке описывается некий черт, который также именуется лешим и дьяволом. К нему обращаются не иначе как к "темнейшей мерзости". С одной стороны, он охарактеризован как великий чародей и яновидящий, который мог менять размер и форму и заставлять предметы (например, крепости) появляться из ниоткуда и исчезать в никуда, а также знал обо всем, что происходит вокруг. С другой стороны, он описан как враг рода человеческого, который творит всякие пакости людям. И в то же время, он  - вполне материальное живое существо. Я не могу провести четкую аналогию черта с каким-то определенным разумным обитателем допотопного мира - слишком уж неконкретны приводимые в сказке описания нечистого. На мой взгляд, она слишком сильно "засорена" поздними средневековыми наслоениями, когда к черту было вполне определенное негативное отношение. Но в некоторых моментах (мчащаяся по небу туча) он напоминает мне рудр (читайте дальше...)

Цугуля, сын старика и старухи
В этой сказке присутствует тот же самый сюжет, что и в румынской сказке "Греучану"  - о битве Цигули с прямоходячими, одноголовыми, скачущими на "конях" и неядовитыми  змеями - великанами, их женами змеюками-оборотнями и подобной грозовой туче змеюкой - матерью. Единственным отличием вляется то, что в сказке "Греучану" змеи украли с неба солнце и луну, а в сказке "Цугуля, сын старика и старухи" - поджилки Цугули. Все остальные комментарии см. в сказке "Греучану".  В этой сказке также говорится о живой и мертвой воде, с помощью которых орел и медведь оживили Цугулю, а также о являвшихся во сне Цугули феях, которые подарили ему волшебный пояс, с помощью которого он мог превращаться в кого угодно, и предсказали его будущее (читайте дальше...)

Победитель змеев
В сказке присутствует тот же самый сюжет, что и в румыских сказках "Греучану", "Фэт-Фрумос и солнце" и "Цугуля - сын старика и старухи" - битвы Фэт-Фрумоса с прямоходячими одноголовыми неядовитыми змеями-великанами, их сестрами -  змеюками-оборотнями, которыми превращались в плодовый сад и виноградник, и их матерью - змеюкой, которая сопоставляется здесь с вихрем, "дышащим" пламенем. Однако, в этой сказке имеется много уточнений и дополнений, которых нет в других сказках. Во-первых, Фэт-Фрумос рождается не от человека, а от чудесного зачатия с помощью зерна перца и растет не по дням, а по часам, превращаясь в статного богатыря. В этом отношении он был больше похож на  героя - сына смертной женщины и бессмертного бога, чем на человека (читайте дальше...)

Фэт-Фрумос золотые кудри
В этой сказке я хочу обратить ваше внимание на несколько фрагментов. Об отшельнике, который свободно общался с лесными зверями. О стране волшебниц, в которую попал Фэт-Фрумос. И о больших городах с толчеей и суетой городской жизни. Два первых фрагмента, по-видимому, свидетельствуют о том, что описанные в сказке события происходили очень давно, когда люди (или их часть) еще жили в гармонии с природой и не утратили способностей общаться с животными, а мир был полон чудес и волшебства. Это, скорее всего, было в неогене. Третий фрагмент можно интерпретировать по-разному: 1) в те времена уже существовали города, о чем я писал в своих книгах "Битвы древних богов" и "Земля до потопа - мир колдунов и оборотней"; 2) в сказке "Фэт-Фрумос - золотые кудри", как и во многих других сказках, наслаиваются друг на друга события разного времени, и фрагмент о городе характеризует гораздо более позднее время (читайте дальше...)

Лейся свет впереди, тьма стелись позади
Пожалуй, наиболее интересным моментом этой сказки является описание драконов и дракононьего царства, которое существовало одновременно с царством людей или тех существ, которые подразумеваются в сказке людьми. Драконы описываются сильными, уродливыми и в то же время хитрыми и умными созданиями. Они имели превосходных мастеров, которые могли делать самые чудесные предметы во славу рода драконьева. И самое главное - драконы вступали в браки с людьми. Другими интересными моментами этой сказки является упоминание трех чертей, которые не принадлежали к числу драконов. Они владели чудесными предметами, аналогичными шапке-невидимке, сапогам-скороходам и т.д. А также упоминание о бьющей из источника в Драконовой скале воде, от которой отрастали руки и происходили другие чудесные исцеления (читайте дальше...)

English version of the page

Назад к содержимому